Прибегает итальянец, журналист, спрашивает: где тут у вас впервые показали Троцкого?

Оцените материал

Просмотров: 21326

«Те, кто выезжал на биеннале, были люди грамотные»

Глеб Напреенко · 05/10/2011
Молодой искусствовед ГЛЕБ НАПРЕЕНКО выясняет, как выглядело современное искусство в СССР. Его первый собеседник – куратор павильона СССР в Венеции ВЛАДИМИР ГОРЯИНОВ

Имена:  Владимир Горяинов

©  Евгений Гурко / OpenSpace.ru

Владимир Горяинов

Владимир Горяинов

Для людей моего поколения СССР – то, что у тебя за затылком, страна, о которой ты бесконечно много слышал, думал, говорил, но в которой никогда сознательно не жил.

Мы живем среди остатков советских институций и их наследников: таковы музеи, институты и университеты. Чтобы понять, что с ними происходит сейчас, стоит вникнуть в их историю. Как возникла та рутина, которая раздражает в них теперь? В чем, с другой стороны, та сила, которая позволяет им еще функционировать?

Неофициальное советское искусство выросло в окружении официальных институций – во многом как антитеза им и господствовавшим в них представлениях об искусстве. Даже в речи оппозиционных советскому строю людей старшего поколения звучат предопределенные этим строем парадигмы. Понятия о высшей свободе художника, о художественных ценностях, о произведении как окошке в иной мир то подтверждают, то переворачивают официальные представления, но все равно остаются с ними сопряжены. Что же это за представления, которые преследуют нас до сих пор, и откуда они взялись?

Разбираться с СССР можно не только как с прошлым, но и в связи с проектами будущего. Озабоченность общественными проблемами и недовольство капитализмом вновь заставляют задумываться о социализме. Что же такое был социализм в СССР? Удивительным образом многие идеи молодых художников, например мечты об автономии искусства или о государственной его поддержке, напоминают о советских институциях – причем не только 20-х или начала 30-х годов, но и сталинских или эпохи застоя. В чем же отличие современных мечтаний от того, что было реализовано в СССР, и есть ли оно?

Мой собеседник, Владимир Викторович Горяинов, родился в 1935 году. Искусствовед, закончил московский иняз и отделение истории искусств МГУ. Многократно был комиссаром Советского павильона на Венецианской биеннале. В те времена Венецианская биеннале была практически единственным контекстом, в котором советское искусство оказалось рядом с иностранным, поэтому во время Московской биеннале мне показалось интересным поговорить именно об этом.

Беседа была посвящена механизму работы Советского павильона и чаяниям его организаторов. В речи Владимира Викторовича отразились и рутина жизни СССР эпохи застоя, и ирония по отношению к той эпохе, и попытки извернуться и что-то в этой рутине создать осмысленное.

Интересно отметить мелькающие в речи Владимира Викторовича представления об искусстве, характерные для его времени: автономная станковая картина мыслится как основная художественная единица, а политическое искусство, ассоциировавшееся в эпоху застоя с официозом, противопоставляется «художественным ценностям».


Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

Все новости ›