Союз креста и бакса, от которого изнемогают многие украинцы, проявился и в инсталляции Оксаны Мась.

Оцените материал

Просмотров: 50450

Прогнило что-то в каждом королевстве

Алексей Радинский · 07/07/2011
Биеннале – это ВДНХ, где страны демонстрируют не достижения, а провалы и грехи своего народа. Чем больше, тем нация современнее. Украина – из несовременных

Имена:  Жак Рансьер · Кристиан Марклей · Кристоф Шлингензиф · Оксана Мась · Яэль Бартана

©  Валерий Леденёв

Проект «L'arte non e cosa nostra». Национальный павильон Италии - Валерий Леденёв

Проект «L'arte non e cosa nostra». Национальный павильон Италии

Венеция встретила первых посетителей биеннале двумя знаками времени. Вездесущие плакаты с рекламой Рисорджименто (объединения раздробленной Италии, которое случилось ровно 150 лет назад) оказались замечательным фоном для транспортной забастовки, приуроченной к началу биеннале. С немалой части художественной тусовки вследствие этой стачки мгновенно сдуло ее напускную левизну. Повсюду раздавались проклятия в адрес профсоюзов, или попросту «пролов», которые не дают спокойно доплыть до Джардини, заставляя посетителей биеннале покидать катер в районе моста Риальто и идти дальше пешком.

©  www.italiaunita150.it

Плакат, посвященный 150-летию объединения Италии

Плакат, посвященный 150-летию объединения Италии

Для тех же, кто не утратил способность к солидарности, венецианская транспортная стачка дала возможность по-новому посмотреть не только на окружающий город, но и на происходящее в нем художественное мероприятие. Ведь господствующие сегодня художественные техники основаны прежде всего на современных средствах передвижения (кино — это синтез железной дороги и фотографии, как утверждал один ценитель Пруста). Венеция особенна в этом отношении. Ее история связана не только с зарождением современного капитализма: Венеция — это, возможно, первый в истории кинематографический город. Разве пассажиры гондол времен расцвета Венецианской республики, проплывая мимо перетекающих друг в друга сооружений, не были первыми свидетелями того зрелища, которое по мере технического прогресса развилось в индустрию кино, оккупировавшую, в свою очередь, большую часть нынешних биеннале, музеев и галерей? Именно в этих пространствах публике чаще всего открывается связь кино и капитализма, которую формат традиционного фильма тщательно нивелирует.

В программе биеннале нашелся удивительный образец такого «обнажения приема» — фильм «Часы» Кристиана Марклея, состоящий из десятков тысяч кинематографических изображений часов. 24-часовой фильм Марклея — это последовательная реализация фантазма о неограниченной циркуляции во времени и пространстве, которая обращает сознание зрителя в текучее состояние, способное принять любую идентичность. При этом пафос работы Марклея явно обращен против популярной идеи про «текучую современность». Какой бы деконструкции ни поддавалось сознание зрителя во время просмотра «Часов», стороннему наблюдателю трудно не посмеяться над фактом, что в разгар самого напряженного события в мире искусства несколько десятков человек сидят на одном месте, завороженно уставившись на часы.

©  Christian Marclay

Кристиан Марклэй. Часы (кадр из видео). 2010. Основной проект Венецианской биеннале («Арсенале»)

Кристиан Марклэй. Часы (кадр из видео). 2010. Основной проект Венецианской биеннале («Арсенале»)

Фильм Марклея невольно оказался еще и ироническим комментарием к тезису Жака Рансьера, провозглашенному в день открытия биеннале на лекции «В какое время мы живем?» в павильоне Норвегии. Рансьер предсказуемо заявил, что «наше время» — не что иное, как идеологический и медиальный конструкт; на самом деле никакого такого «времени» не существует. Чтобы в этом убедиться, достаточно сопоставить время отдыха и время труда, время выборов и время между ними, время «первого» и «третьего» мира (не говоря уж о «втором»). Выход из этой ловушки, по мнению Рансьера, состоит в том, чтобы осознать множество современных времен и «научиться жить в разных временах одновременно». Хоть философ и не представил путей практической реализации своего постулата, во время просмотра «Часов» каждый посетитель мог на себе испытать «жизнь в разных временах», которая, конечно, тоже оказалась идеологической фикцией: 99 процентов использованных Марклеем фрагментов взяты из англо-американской продукции.

Читать текст полностью

Ссылки

КомментарииВсего:15

  • kustokusto· 2011-07-07 18:56:15
    Брависсимо!
  • arsenev· 2011-07-07 21:45:11
    Отличный текст, Леша!
  • sinenkij· 2011-07-08 05:06:43
    Откуда все эти восторги у комментаторов? О чем все это брюзжание и с каких позиций? Политическое мифотворчество, это тот же Проханов, только из другого угла. Прогнило что-то в голове у г. Радинского, не худо бы ему глаза раскрыть...
  • Valentin Diaconov· 2011-07-08 15:21:48
    "Движение за еврейский ренессанс" придумала сама Бартана. Это ее проект, никакие левые ее ни в чем не убеждали.
  • Valentin Diaconov· 2011-07-08 15:23:25
    Да, и еще: оперный городок Шлингензифа не критика, а жест в духе героя великого фильма Вернера Херцога "Фитцкарральдо".
  • degot· 2011-07-08 17:58:05
    Валентин, 1) ну, вам, разумеется, виднее. чем г-ну Радинскому, который до определенной степени и есть эти "польские левые". 2) у вас стойкое убеждение, что существует какое-то "нормальное" искусство, а еще существуют маргиналии, которые называются "критика", "левые" итп. Это очень типично для постсоветского критика, это пройдет. Вернер Херцог, между прочим, не согласился бы с вами.
  • sinenkij· 2011-07-09 00:29:14
    To degot
    Я думаю, что Валентин собственно указывает на то, что с искусством надобно разбираться, а не использовать его, как некий повод и квазиаргумент для утверждения своего социополитического конструкта, заведомо левой ориентации. И речь не идет о том, какое искусство нормальное или аномальное, но это прежде всего такой феномен, который функционирует в собственно художественной системе координат, политический аспект может быть, а может и нет. А г. Радинский нпоминает функционера, который приехал в Венеция с конгресса Экологов и сетунт на то, что де вот проблемы глобального потепления не решаются, а о дифиците продовольствия в третьих странах никто не говорит, абсурд. С тем же успехом, можно предположить, что написали бы прокурорские работники об американском павильоне с точки зрения борьбы с экстремизмом. И нашли бы бы повод, для уголоного дела, ручаюсь. Вот только согласился бы с ними Вернер Херцог, об этом можно только догадываться...
  • Valentin Diaconov· 2011-07-09 01:28:50
    Дорогая Катя, 1) если comrade Радинский принадлежит к числу польских левых, его ошибка тем более непростительна. Грешен, я тоже поначалу принял "Движение" за чистую монету. Но Бартана в нескольких интервью говорит о том, что придумала эту организацию. Ссылки не даю, ибо это будет настолько же высокомерно, как и ваш комментарий. (Вообще на опенспейс процветает явление, когда-то называвшееся "комчванство").
    2) Что вы, я не верю в "нормальное" искусство. Это Шлингензиф-то - нормальное? Я просто считаю, что эстетика gauche caviar, которую вы вводите на подведомственном вам ресурсе, не менее декоративна, чем большинство других "протестных" явлений в современной России. Легко быть левым на художественном материале, но рыба гниет не с хвоста. Кстати, вы спрашивали у Херцога за Шлингензифа? С чего вы утверждаете, что он бы со мной не согласился? (Юра, об экологии: Херцог выступил недавно в качестве закадрового голоса в потрясающем фильме о судьбе пластикового пакета: http://www.youtube.com/watch?v=YDBtCb61Sd4 . Такое искусство нам нужно!)
  • zAdorno· 2011-07-09 15:41:18
    Биеннале оставляет тягостное впечатление. Всё как всегда и везде, ни новых идей, ни нового языка. Интеллектуальное стойло.
  • atomniy· 2011-07-09 17:07:07
    Польша - родина слонов.
  • kustokusto· 2011-07-10 14:00:11
    2Valentin Diaconov

    Красиво катаете - господин в белой рубашке! Ловко продёрнули с gauche caviar - тонко - раньше в этом месте в фашизме обвиняли. Это у "Войны" "комчванство"? Это людям , на деревни которых уже банды азеров едут - нужны фильмы про целлофановые пакетики? И кому это - "ВАМ" - господин в белой рубашке - "такое искусство нужно"? ( а нужно - так платите - набегут в очередь - слава богу монтировать умеют). Есть одно предположение о "НИХ" - посмотрите схемку - господин в белой рубашке - найдите себя в ней - и скажите - где там место искусству?
    А когда найдёте место - поймёте - каким оно может быть.

    http://youtu.be/EQqXA9af_u4
  • degot· 2011-07-10 15:55:31
    to Valentin Diaconov: движение реально существует, в него можно вступить, и оно отвечает давним стремлениям польских левых, несмотря на то, что придумала его художник Бартана. Это не симулятивный арт-проект.
  • miah_lokos· 2011-07-10 19:42:43
    Катя, Валентин, помню, очень давно в израильских новостях промелькнуло сообщение о том, что Польша якобы собирается вернуть гражданство всем желающим, то есть всем тем, кто сможет доказать свою принадлежность к этой стране. Внимание прессы привлек собственно не сам этот факт, а толпы желающих, в основном детей выходцев из Польши ( и соответственно жертв Холокоста) , которые буквально ломились в Польское посольство, так как к тому времени Польша уже вступила в Евросоюз. Позже , по-моему , на 65 летие государства Израиль в Польшу на специальный воздушный парад ездили израильские летчики, потомки "польских" евреев. Так что Бартане оставалось только превратить все это в арт-проект. И опять же не забывайте , что Бартана -представитель, не польских, а израильских левых и ее проект вписывается в пост-сионистский дискурс. Теоретически, 3 мил. евреев могут переехать в Польшу только из Израиля, а это значит задан вектор , обратный сионизму. А это в свою очередь значит, что такое же количество палестинцев сможет вернуться обратно.
  • olegsun· 2011-07-11 13:42:04
    для чего этот запоздалый и поверхностный текст? может пояснить дорогая редакция?
  • Valentin Diaconov· 2011-07-11 13:48:27
    Конечно, можно. Я не вступил только потому, что очередь большая была :)
Все новости ›