Союз креста и бакса, от которого изнемогают многие украинцы, проявился и в инсталляции Оксаны Мась.

Оцените материал

Просмотров: 46903

Прогнило что-то в каждом королевстве

Алексей Радинский · 07/07/2011
Биеннале – это ВДНХ, где страны демонстрируют не достижения, а провалы и грехи своего народа. Чем больше, тем нация современнее. Украина – из несовременных

Имена:  Жак Рансьер · Кристиан Марклей · Кристоф Шлингензиф · Оксана Мась · Яэль Бартана

©  Валерий Леденёв

Проект «L'arte non e cosa nostra». Национальный павильон Италии - Валерий Леденёв

Проект «L'arte non e cosa nostra». Национальный павильон Италии

Венеция встретила первых посетителей биеннале двумя знаками времени. Вездесущие плакаты с рекламой Рисорджименто (объединения раздробленной Италии, которое случилось ровно 150 лет назад) оказались замечательным фоном для транспортной забастовки, приуроченной к началу биеннале. С немалой части художественной тусовки вследствие этой стачки мгновенно сдуло ее напускную левизну. Повсюду раздавались проклятия в адрес профсоюзов, или попросту «пролов», которые не дают спокойно доплыть до Джардини, заставляя посетителей биеннале покидать катер в районе моста Риальто и идти дальше пешком.

©  www.italiaunita150.it

Плакат, посвященный 150-летию объединения Италии

Плакат, посвященный 150-летию объединения Италии

Для тех же, кто не утратил способность к солидарности, венецианская транспортная стачка дала возможность по-новому посмотреть не только на окружающий город, но и на происходящее в нем художественное мероприятие. Ведь господствующие сегодня художественные техники основаны прежде всего на современных средствах передвижения (кино — это синтез железной дороги и фотографии, как утверждал один ценитель Пруста). Венеция особенна в этом отношении. Ее история связана не только с зарождением современного капитализма: Венеция — это, возможно, первый в истории кинематографический город. Разве пассажиры гондол времен расцвета Венецианской республики, проплывая мимо перетекающих друг в друга сооружений, не были первыми свидетелями того зрелища, которое по мере технического прогресса развилось в индустрию кино, оккупировавшую, в свою очередь, большую часть нынешних биеннале, музеев и галерей? Именно в этих пространствах публике чаще всего открывается связь кино и капитализма, которую формат традиционного фильма тщательно нивелирует.

В программе биеннале нашелся удивительный образец такого «обнажения приема» — фильм «Часы» Кристиана Марклея, состоящий из десятков тысяч кинематографических изображений часов. 24-часовой фильм Марклея — это последовательная реализация фантазма о неограниченной циркуляции во времени и пространстве, которая обращает сознание зрителя в текучее состояние, способное принять любую идентичность. При этом пафос работы Марклея явно обращен против популярной идеи про «текучую современность». Какой бы деконструкции ни поддавалось сознание зрителя во время просмотра «Часов», стороннему наблюдателю трудно не посмеяться над фактом, что в разгар самого напряженного события в мире искусства несколько десятков человек сидят на одном месте, завороженно уставившись на часы.

©  Christian Marclay

Кристиан Марклэй. Часы (кадр из видео). 2010. Основной проект Венецианской биеннале («Арсенале»)

Кристиан Марклэй. Часы (кадр из видео). 2010. Основной проект Венецианской биеннале («Арсенале»)

Фильм Марклея невольно оказался еще и ироническим комментарием к тезису Жака Рансьера, провозглашенному в день открытия биеннале на лекции «В какое время мы живем?» в павильоне Норвегии. Рансьер предсказуемо заявил, что «наше время» — не что иное, как идеологический и медиальный конструкт; на самом деле никакого такого «времени» не существует. Чтобы в этом убедиться, достаточно сопоставить время отдыха и время труда, время выборов и время между ними, время «первого» и «третьего» мира (не говоря уж о «втором»). Выход из этой ловушки, по мнению Рансьера, состоит в том, чтобы осознать множество современных времен и «научиться жить в разных временах одновременно». Хоть философ и не представил путей практической реализации своего постулата, во время просмотра «Часов» каждый посетитель мог на себе испытать «жизнь в разных временах», которая, конечно, тоже оказалась идеологической фикцией: 99 процентов использованных Марклеем фрагментов взяты из англо-американской продукции.

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:15

  • kustokusto· 2011-07-07 18:56:15
    Брависсимо!
  • arsenev· 2011-07-07 21:45:11
    Отличный текст, Леша!
  • sinenkij· 2011-07-08 05:06:43
    Откуда все эти восторги у комментаторов? О чем все это брюзжание и с каких позиций? Политическое мифотворчество, это тот же Проханов, только из другого угла. Прогнило что-то в голове у г. Радинского, не худо бы ему глаза раскрыть...
Читать все комментарии ›
Все новости ›