Оцените материал

Просмотров: 210238

Где учиться современному искусству в Европе

05/05/2009
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (BA + MA или аналог)

Академия художеств, Вена

Одно из наиболее престижных и действительно лучших учебных заведений по современному искусству. Здесь некоторое время был ректором Борис Гройс.

По воспоминаниям Ирины Кориной, учившейся в классе Петера Коглера, студенты художественного отделения располагают необычайной свободой. Обязательным является лишь посещение класса выбранного преподавателя один раз в неделю. В классе бывает около 50 человек со всех курсов. В какой год обучения изучать и сдавать остальные предметы, студент волен выбирать сам. Среди предметов есть обязательные и необязательные, междисциплинарные практические и теоретические курсы, а также лекции и воркшопы приглашенных художников. Студенты много ходят и ездят на выставки группой вместе со своим преподавателем.

Место либеральное настолько, что здесь даже могут посмотреть сквозь пальцы на незаконченное среднее образование или на то, что российское среднее образование по какой-то причине не удается сертифицировать за границей (такое бывает).

На художественном отделении (Fine Arts) есть самые разнообразные классы, включая абстрактную и фигуративную живопись. Выделяются как более продвинутые классы скульптуры в разных ее видах, концептуального искусства (здесь преподает Марина Гржинич из Любляны, художник и теоретик, здесь сильное восточноевропейское влияние, что очень хорошо), искусства и фотографии, видеоинсталляции, искусства в публичном пространстве. Как и везде, больше, чем название курса, важно имя и индивидуальность преподавателя. На скульптуре (скорее инсталляции в нашем понимании) преподают такие известные художники, как Моника Бонвичини, Хеймо Зоберниг и Манфред Пернис. «Искусство и кино» ведет выдающийся документалист Харун Фароки. Для тех, кто мыслит себя социально-политическим художником, вероятно, сейчас нет лучшего места, чем эта мастерская.

В академии очень продвинутое отделение Cultural Studies с постколониальным уклоном, на лекции и семинары которого студенты-художники тоже, разумеется, ходят. Здесь работает известнейший немецкий теоретик Дитрих Дидерихсен.

5 лет обучения. Сертификат знания немецкого на художественном отделении не требуется, а занятия часто проходят на английском ввиду большого количества иностранных студентов.
Студенты художественного отделения поступают в классы к определенному преподавателю, пообщаться с которым необходимо до поступления. Студенты, чьи портфолио выдержали конкурс, допускаются к трехдневному экзамену, все вместе работают в одном помещении. К ним подходят профессора и делают выводы. На третий день происходит собеседование, на котором задают уже чисто формальные вопросы. К этому моменту, как правило, имена поступивших определены.
Стоимость обучения для иностранных студентов около 700 евро в семестр. Можно получить стипендию, об этом см. на сайте академии.


Университет прикладного искусства, Вена

Академия с более строгим расписанием и требованиями, с несколько архитектурным уклоном и очень широкими возможностями прикладных специальностей (дизайн самого разного рода, фотография, керамика). Некоторые считают, что именно эта школа сейчас на подъеме в Вене. Там преподает (в классе скульптуры и мультимедиа), в частности, выставлявшийся в Москве Эрвин Вурм.

Академия находится в том же здании, что и музей прикладного искусства МАК, чей директор Петер Нёвер (который тоже там преподает) хорошо известен в России.

Диплом МА: 4 или 5 лет. Постдипломное обучение здесь скорее для менеджеров и кураторов. Стоимость обучения см. здесь.

Университет искусств (UDK), Берлин

Есть магистратура, есть и postgrаduate-программа. Как это принято в Германии со времен Баухауса, учеба начинается с подготовительного года, когда студенты получают базовые знания в области художественной формы и техники, работают все вместе и ходят на выставки, а в конце сдают экзамен. Со второго года студенты занимаются в классах различных преподавателей. Есть также свободные классы, организованные и поддерживаемые самими студентами. Выпускной экзамен сдают после четвертого курса, за чем может последовать еще один, пятый год обучения в качестве Meisterschüler, куда берут только лучших студентов.

Школа имеет сейчас репутацию умеренно консервативной и хороша прежде всего тем, что находится в Берлине, где легко быть в центре событий в области современного искусства. По свидетельству Елены Ковылиной, учившейся здесь в классе Ребекки Хорн, интеграция в художественную жизнь города происходит довольно легко. На промежуточные и выпускные выставки приходят кураторы, галеристы, арт-критики, а также известные художники, подыскивающие себе ассистентов.

Среди преподавателей такие знаменитые фигуры, как Ребекка Хорн, Олафур Элиассон, Лотар Баумгартен, среди приглашенных преподавателей — Хито Штейерль.

4 или 5 лет. Можно учиться меньше, но только в рамках официального обмена с партнерскими институциями или для тех, у кого есть индивидуальная стипендия (DAAD, Fulbright). Преподавание только на немецком, знание которого должно быть подтверждено сертификатом.
Для поступления надо отправить заполненный формуляр (на сайте) и портфолио. Те, кто пройдет конкурс, допускаются к экзамену, который длится несколько дней. На первой стадии абитуриенты выполняют работу на заданную тему в течение нескольких дней, на второй — пишут мотивационное сочинение, на третьей проходят собеседование. Обучение бесплатное, социальные, административные взносы и медстраховка составляют около 300 евро в семестр. Информацию о возможных грантах и стипендиях можно посмотреть здесь.
Высшая государственная школа изобразительных искусств (Штедель), Франкфурт



В настоящий момент, очевидно, наиболее модная школа в Европе, что отчасти связано с тем, что ее директор Даниэль Бирнбаум стал сейчас куратором Венецианской биеннале и, как ожидают многие студенты, потянет их за собой. Идеальный вариант для галерейных художников, которые хотят сразу войти в рынок, в том числе и «рынок» больших выставок и биеннале.

Школа маленькая, в ней всего 200 студентов. Обучение достаточно бессистемное, хотя, как и везде, курсы по истории и теории искусства и философии обязательны для всех. Есть странные курсы, например «искусство и кулинария», который преподает специалист в этом вопросе Рикрит Тираванья. В целом делается упор на личном общении с преподавателем и индивидуальной работе в мастерских.

В школе необычайно интернациональный состав преподавателей и студентов (около 60% всех студентов иностранцы). Начальный этап обучения, который может длиться от одного до двух лет, заканчивается промежуточным экзаменом. Студенты продолжают обучение лишь в случае успешной сдачи этого экзамена, пересдать который можно только один раз. Для желающих продолжить основное обучение на шестой год в качестве Meisterschüler требуется рекомендация преподавателя.

Среди преподавателей школы много известных художников — обладатель приза Тернера 2008 года Марк Лики, Тобиас Ребергер (Tobias Rehberger), Уильям де Руй (Willem de Rooij), Симон Старлинг, а также Марта Рослер, Вольфганг Тиллмас и Люк Тюиманс.

Школе принадлежит выставочный зал «Портикус» — известная и весьма динамичная площадка современного искусства Германии.

Обучение (5 или 6 лет) на немецком и английском языках.
Для поступления нужно отправить портфолио с описанием максимум 20 своих работ, указав имя преподавателя, в мастерской которого хотелось бы учиться. Есть возможность поступить в качестве «гостя» на три семестра максимум, без гарантии получить место в мастерской.
Обучение бесплатное, не считая оплаты страховки размером 1,5 евро и транспортной карты в 143,5 евро каждый семестр.


Университет искусства и дизайна, Карлсруэ

©  Klaus Heid, HfG Karlsruhe

Где учиться современному искусству в Европе
Школа знаменита прежде всего тем, что находится в одном (огромном) здании с Центром коммуникационных и медиатехнологий ZKM — продвинутым музеем, архивом и исследовательским центром современного искусства. Здесь учат искусству новых медиа, в том числе 3D-анимации, кино, фотографии, видео, аудио, дизайну и медиатеории. Теорию здесь преподают Борис Гройс и Питер Слотердайк, а медиаискусство — молодая российская художница Анна Ермолаева, интервью с которой см. здесь. Место перспективное — здесь множество возможностей для тех, кто знает, чего хочет. Но обучение на немецком, и требуется справка о его знании.

Диплом и (или) степень магистра (4,5 года). После обучения на магистра возможна докторантура, но на теоретических курсах (искусствоведение, теория медиа, философия и эстетика). Художники учатся в основном на отделении медиаискусства. Стоимость: 500 евро в семестр + 60 евро студенческих взносов и 40 евро административных издержек каждый семестр.

Высшая художественная школа, Гамбург

Школа имеет сейчас хорошую репутацию среди негалерейных, некоммерческих художников. Здесь преподают выдающийся скульптор Андреас Сломински, известный художник Матт Малликен, на кино и дигитальных медиа — Вим Вендерс, на теории — Флориан Вальдфогель, известный куратор. Только BA + MA.

Университет Голдсмит, Лондон

Это большой университет, где Arts — один из множества факультетов. В основном Голдсмит известен курсами по теории, postcolonial studies и curatorial studies, где до недавнего времени преподавал один из сокураторов «Документы-11» Сарат Махарадж. Тем не менее художники тоже могут здесь учиться, на уровнях BA, MA и PhD. Особенность обучения состоит в упоре на критическое осмысление современного искусства и собственной работы студента, и важной задачей является выработка интерпретативных, критических и аналитических навыков. Практикуются междисциплинарные занятия для общения студентов разных отделений университета.

Среди бывших учеников — многие известные британские художники вроде Дэмиена Хёрста, Марка Уоллинджера, Стива Маккуина, Энтони Гормли.

3 года бакалавриат, 2 или 3 года магистратура и постдипломное образование (Mphil и PhD). Программа visiting stidents позволяет учиться в течение года или нескольких семестров. Для поступления надо заполнить анкету на сайте, заплатив небольшие деньги, а также отправить досье с документацей примерно двенадцати работ. После этого могут пригласить на собеседование, которое также может состояться по телефону. Решающими при отборе являются умение свободно обращаться с концептуальным и визуальным материалом, серьезный подход к обучению, способность критического осмысления своих работ, хорошее знание современного искусства и интерес к его теории. Для поступления на уровень МА требуется также опыт профессиональной деятельности. Стоимость обучения высокая: около £14 тысяч в год на уровне ВА. Есть возможность получения грантов и стипендий.

Художественная школа Слейд, Лондон

©  www.ucl.ac.uk

Slade

Slade

Более консервативная художественная школа, где учат достаточно традиционным видам искусства. Имеет репутацию «школы для золотой молодежи». Три отделения — живописи, скульптуры и других медиа (цифровые медиа, фотография, кино и видео). Однако здесь тоже постоянно обсуждают свои и чужие работы и учатся теории и истории искусства.

3—4 года на уровне ВА, 18—24 месяца на уровне МА и постдипломном. Для поступления необходимо заполнить анкету на сайте, а также отправить портфолио. Затем, как всегда, собеседование. Всем поступающим рекомендуется навестить школу осенью в день открытых дверей в рамках организованных экскурсий. Стоимость обучения высокая — от £16 тысяч в год.

Художественная школа Валанд (Valand School of Fine Arts), Гетеборг

©  royrobotiks / flickr.com

Мастерская одного из художников

Мастерская одного из художников



Эта не самая известная в Европе школа хорошо знакома многим студентам из России по причине ее партнерских отношений с московским Институтом проблем современного искусства под руководством Иосифа Бакштейна. В рамках совместной программы пять русских студентов проходят обучение в Гетеборге на уровне МА, а шведские студенты и преподаватели приезжают в Москву для участия в летних школах, воркшопах и выставках. Согласно сайту Валанда, эта программа осмысляет понятие зрителя в двух разных контекстах — рыночной экономики Москвы и шведской традиции искусства как средства для социального прогресса. Стас Шурипа преподает одновременно в Валанде и в ИПСИ. Об этой школе см. также интервью Юхана Эберга.

Это совсем небольшая школа, около ста студентов. У каждого студента индивидуальная программа обучения, в том числе по истории и теории искусства. Студент работает сам, и его мастерскую иногда посещает преподаватель. В распоряжении студентов все классические мастерские — дерево- и металлообработки, скульптуры, графической печати, видеопроизводства и монтажа, компьютерные лаборатории, звуковая студия, лаборатория цифровой и аналоговой фотографии.

3 года на уровне ВА, 2 года на уровне МА. Есть аспирантура (PhD), а также летние курсы. Открыто для всех желающих и по обмену для российских студентов школы московского Института проблем современного искусства. Школа является частью Университета Гетеборга, художественно-прикладного факультета. Больше половины всех курсов проходят на английском языке, остальное — на шведском. Для поступления документация 6—8 работ должны быть отправлены по почте. Высшее образование в Швеции бесплатно, но нужно платить профсоюзные взносы размером 150—400 шведских крон в семестр. Информацию о возможных стипендиях можно посмотреть здесь.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:16

  • king_of_the_pirates· 2009-05-05 20:36:30
    спасибо вам огромное за материал, поистине бесценный. я бы мечтал об аналогичном материале, но для других сфер. потому что, например, не очень понятно, где и как лучше получить за границей искусствоведческое или культурологическое образование, т.е. просто хорошее гуманитарное образование, которое и даст необходимый кругозор, и позволит остаться дальше жить и работать в Европе.
  • degot· 2009-05-05 21:54:13
    Все будет! Разберемся и напишем. Дайте время
  • sanchezo· 2009-05-07 14:03:36
    Отличный материал! Хотелось бы что-то подобное прочитать но про кинематографическое образование. А так как вы написали "все будет!", то безоговорочно верю и жду =)
  • Polina· 2009-05-08 03:39:19
    Спасибо за своевременный материал. Неадекватность образования наших художников давно меня беспокоит. Казалось бы, работникам языка должно быть труднее пересекать границы, ан нет, оказывается, дело в зачатках философии и истории литератур и идей, а не тех. навыках. Поэтому лингвистов я встречаю за рубежом в самых разнообразных сферах от экономики до политики, а художников - рисующими портреты на улицах.
    К сожалению, первый вариант - ехать туда сразу после школы - отсеянный вами, видится мне оптимальным, ибо 5 лет в русском художественном вузе убивает в ребятах последние зачатки современного конкурентоспособного художника. Плюс то, что вы верно отметили про излишнее веселье русского студента.
    Здесь ещё смолоду привыкли получать халявные мастерские. В Лондоне художники работают где могут, чтобы наскрести на оплату своих крошечных студий!
    Вот бы вы ещё проанализировали, насколько искусство художника зависит от его внутренней свободы, которую ведь тоже так трудно воспитать и так легко загубить! Считаю, что образование (или даже просто долгое пребывание) в Европе помогает развить в себе это чувство самоиронии, без которого искусство не будет современным.
  • nota_be· 2009-05-08 10:38:21
    Уважаемая Полина!
    Вам не стоило бы быть такой категоричной, совершенно не разбираясь в вопросе. По поводу мастерских – молодым их получить совершенно невозможно. На то, чтобы вырвать себе угол у мосховской геронтократии, может уйти вся молодость. Те молодые, кому досталась мастерская от родителей, вынуждены платить такие взятки, чтобы ее сохранить, что проще снимать крошечную комнатушку. Но если на Западе можно получать гранты, то у нас их не существует.
    А что касается рисующих на улицах – вы ходите не в те места, где можно встретить русских художников. Попробуйте зайти на менее туристические и более интеллектуальные территории – на биеннале или в музей современного искусства, а то лингвисты там представлены только в виде милых переводчиц, сопровождающих деятелей искусства. Но очень редко – так как для лингвистов перевод бесед о современном искусстве является почти непосильной задачей, несмотря на знание философии и истории литератур и идей.
  • Art_gav· 2009-05-11 13:13:27
    Про комментарий Полины.
    Все прекрасно, вы, наверно, отлично разбираетесь в нашем образовании. Гм.
    Но только вот чтоб убить индивидуальность, нужно чтобы она была.
  • Polina· 2009-05-13 02:35:10
    Ну, значит не зря я журфак закончила: написала категорично, и вот 2 коммента заслужила! ))
    Конечно, переводчик (на выставке! представляю, какие там бюджеты на перевод выделяются! А в Европе ещё часто на таких мероприятиях volunteers используются, т.е. бесплатно - много, кстати, вы бесплатно работающих (русских) художников видели?!;) так вот, переводчик на выставках на такой же низшей ступени стоит, что и художник на улице. Слава богу, первому не надо столько сил на выбивание мастерских тратить. И на биеннале ноги зря не бьют: с последним английским художником, не получающим гранты, интереснее поговорить (дома за чаем), чем со средним нашим. Про наши начитанные звезды я не говорю.
    А звезд так мало! )
  • Polina· 2009-05-13 02:49:53
    Интеллектуальные территории вот какие: я получила MA in Arts Management в City University в Лондоне. Место неплохое, тем более когда находилось прямо в Barbican Centre. Мой бывший препод сейчас в Сотбисе работает, он сюда с лекцией приезжал, помните? Однокашники - по всему миру, просто класс! Но на художников там не учат. Да и на куратора лучше пойти в Слэйд или Голдсмит - точно не помню, где отдельный курс, которому позавидуешь - их досконально учат всем деталям!
    В Глазгоу неплохая считается арт школа (во всех смыслах).
    Вы спрашивайте - я, может, ещё чего вспомню )
  • bakuten· 2009-05-20 04:43:55
    Полина, а Вы не в курсе, где в Европе учат на аниматора? есть ли курсы анимации в художественных вузах? и наоборот - учат ли именно рисовать в анимационных школах?
  • zub4ik· 2009-10-22 19:44:40
    спасибо! очень интересный материал!
  • Katerina Skorik· 2011-09-09 14:11:10
    "Обучение во многих случаях в Европе бесплатное или почти. Среди западных художников бытует мнение, что бесплатное образование выше уровнем. Если школа требует больших денег, возможно, она предназначена для богатых любителей, которым нечем заняться, и уровень там низкий."
    Совершенно все наоборот, к сожалению, тем больше вложишь в образование, тем выше будет Ваша зарплата..Элитные Школы никогда не бываеют БЕСПЛАТНЫМИ, Вы путаете их с университетами..и еще забыли сказать, что, например, во Франции, в Эколь де Бузар, принимают людей не старше 25 лет:( имеено в школах, опять же не путайте с университетом:)
  • Katerina Skorik· 2011-09-09 14:14:55
    bakuten, конечно учат анимации!! еще бы:)
  • nata1111· 2011-09-11 19:04:19
    спасибо! очень актуально! не хватает информации о школах в более теплых местах как испания или италия.. было просто великолепно! =)
  • Fatima Medvedeva· 2011-09-19 23:31:04
    А я присоединяюсь к самому первому комментарию ещё 2009 года: расскажите, пожалуйста, про приличное искусствоведческое образование за границей и как его получить.
  • Alexey Gromov· 2011-10-07 12:07:15
    Перевестись из российского вуза в европейский можно и нужно!!! Я пропустил свою возможность так как поехал по обмену в берлинскую kunsthoschule на 5 курсе а возможость даётся до 3го курса..Вот так ! А перевести меня могли бы на бесплатную основу.
  • Alexandra Katonina· 2011-11-20 10:08:36
    Спасибо! А можно поподробнее про магистратуру в области дизайна? И про учебу в нехудожественных уни с дизайнерским факультетом?
    И кстати, есть ли подобный материал, где учат дизайну в России? Помимо Британки как минимум в Строгановке и Текстильном, но в Текстильном страшный бардак, это я вам как пятикурсница говорю.
Все новости ›