Оцените материал

Просмотров: 211593

Где учиться современному искусству в Европе

05/05/2009
Куда и зачем ехать, если вы уже выучились на художника в России, но вам этого мало

©  Multitude / flickr.com

Студенты Академии художеств. Вена

Студенты Академии художеств. Вена

Обо всем, что изложено ниже, мы узнали, поговорив с людьми, прошедшими через разные стадии процесса учебы искусству за границей. Но сведения эти неполны и могут быть неточны, так что просим комментировать и поправлять.

Зачем учиться

Если художник хочет профессионально утвердиться в поле современного искусства, то есть не просто выживать на свое ремесло, но добиться участия в важных групповых выставках, приобрести серьезную галерею, получить известность, начать преподавать и так далее, то ему лучше в начале пути засветиться в каком-то учебном заведении. Легенда о самородках, которые, ничего и никого не зная, обретали известность (в основном после смерти), относится к временам Пиросмани, в настоящее время такое невозможно.

Далее. Для современного художника, даже не только из России, учиться за границей на каком-то этапе не только желательно, но часто и необходимо. Современное искусство есть принципиально глобальная область, тут не существует такой вещи, как «местный рынок» или художники «местной сборки» не ценятся. Попасть в поле зрения международных кураторов и галерей в миллион раз проще, учась в хорошем учебном заведении за границей, нежели оставаясь все время в России.

Ниже речь идет только о Европе, а не о США, так как в Европу легче получить студенческую визу. Однако в Нью-Йорке тоже, разумеется, существуют хорошие арт-школы — прежде всего это Cooper Union, которая считается на данный момент едва ли не лучшей в мире. Преимущества европейских школ также в том, что многие из них бесплатны.

Когда поступать

Молодой человек или девушка из России может поступать в художественный вуз за границей (будем называть их художественными школами, как там принято):

1) сразу после средней школы — на нулевой уровень;

2) уже получив художественное образование в России — на нулевой уровень (перевестись из российского художественного вуза в западный, насколько нам известно, невозможно);

3) уже получив художественное образование в России — на постдипломный уровень (postgraduate), по-нашему это аспирантура. Там можно получить PhD, а можно этого и не делать, и не все школы это предлагают.

Вариант 1 — не слишком реалистический. Во многих странах российский сертификат о среднем образовании не годится. Кроме того, в России современному искусству не учат, а на Западе никого не интересует академическая подготовка. Портфолио с рисунками с гипсов и с натуры скорее сработает как красная тряпка для быка. Наконец, западная школа базируется на других педагогических принципах, чем русская, — на огромной самостоятельности (и ответственности) учащихся. Школьники из России к этому не готовы и тратят годы учебы на какое-то якобы полагающееся молодежи веселье, то есть зря.

Вариант 2 — удачный. Если вы научились в России рисовать с натуры и смешивать краски на палитре, вы найдете этим умениям применение в западной школе, но там, наконец, поймете, для чего это может быть нужно. То, что вы поступаете на нулевой уровень, не имеет большого значения, так как во многих школах все ученики одного преподавателя, разных лет обучения, работают вместе. Длительность обучения зависит от вас — вы должны сдать определенное количество предметов («кредитов»), но какие-то, возможно, вам могут зачесть по вашим российским документам, хотя рассчитывать на это нельзя.

Вариант 3 (аспирантура) — наиболее перспективный в карьерном отношении, но подходит для тех, кто уже начал участвовать в выставках и вполне ощущает себя художником, но при этом чувствует, что не хватает контактов и среды. Postgraduate-программы существуют не в каждой школе, но на этом уровне студент, конечно, гораздо более заметен и у него больше возможностей сделать карьеру. Там, где такие программы есть, они всегда проходят на английском языке, даже во Франции. У студента там полная свобода, нет никакого контроля.

Наконец, существует и вариант 4: получив образование в России или не получив его, начать участвовать в групповых выставках, создать себе какое-никакое CV и затем подавать на всяческие гранты, резиденции, летние школы, которые, строго говоря, учебными заведениями не всегда являются и существуют при каких-то арт-центрах и т.п. Некоторые из них требуют MA (master's dеgree, степень магистра, то есть, по-нашему, законченное высшее), а другие нет, достаточно CV. Это уже своего рода образ жизни, и о таких заведениях мы как-нибудь напишем отдельно. Но вообще граница между 3-м и 4-м вариантом достаточно размытая.

Чему учат

Искусство в современном мире (по крайней мере в стенах школы) — это исследовательская деятельность, а не создание красивых вещей.

Поэтому большинство художественных школ на Западе находится в системе университетов, чего никогда не бывает в России, и предлагает стандартные BA (bachelor’s degree, степень бакалавра) и MA, а также — некоторые из них — PhD, по-нашему кандидатскую степень. Это означает, что профессия художника считается не ремеслом, а интеллектуальным производством, и соответственно теоретические дисциплины являются ключевыми — без владения ими студент просто не сможет учиться.

В конкретном плане это значит, что во время обучения необходимо уметь говорить о своем проекте, а для получения степени магистра нужно написать теоретическую работу объемом страниц в двадцать, с цитатами, ссылками, со знанием источников и самостоятельными выводами. Эта работа должна затрагивать какие-то общественно-эстетические проблемы и выходить на творчество самого студента. Например: «Гендерные аспекты современного видеоискусства», в конце автор описывает собственные проекты. Само собой, это должно быть написано на правильном языке — и в буквальном смысле (английском, немецком — каком положено), и в переносном (языке современной теории и cultural studies, которым в России никто не владеет, в том числе университетские преподаватели культурологии). Это сложно, и это еще один довод в пользу того, чтобы получить какое-никакое высшее образование в России «для справки» и затем поехать «поучиться» в Германию или куда-то еще, не ставя перед собой задачу обязательно получить степень магистра. Для художественной карьеры не очень важно, закончили вы арт-школу или нет — важно, что вы там учились и у кого (факт наличия диплома будет важен, если вы соберетесь преподавать).

Список предлагаемых курсов может вызвать затруднения, так как применяются слова, порой непонятные человеку из России. Под time-based media подразумеваются видео и кино, которые также могут быть обозначены словом film, а частично и перформанс и инсталляция (все, что тянется во времени). Рerformative sculpture — это инсталляция, но как бы включающая в себя процесс ее создания и тесно связанная с перформансом. Инсталляции учат также на других курсах, в название которых входит слово «скульптура».

Обучение во многих случаях в Европе бесплатное или почти. Среди западных художников бытует мнение, что бесплатное образование выше уровнем. Если школа требует больших денег, возможно, она предназначена для богатых любителей, которым нечем заняться, и уровень там низкий. Однако это не относится к Великобритании, где образование в принципе дорого.

Следует иметь в виду, что, помимо описанных ниже лучших школ, на Западе существуют тысячи учебных заведений коммерческого толка, при этом они могут называться «художественными академиями» или как угодно. Учеба там никуда вас не приведет. Если на сайте академии фигурируют только живопись, скульптура и графика, это дурной знак.

Как поступить

Первый этап зачисления — просмотр портфолио. Главный критерий — самостоятельность работ и оригинальность мышления. Свидетельства чисто ремесленных навыков (рисование с гипсов, этюды с натуры, владение сложными приемами фотопечати и т.п.) подавать ни в коем случае не надо, это произведет негативное впечатление. Всегда хорошо выглядят какие-то концептуальные рисунки, визуальный анализ массовой культуры, фотографии, видео, коллажи, фотомонтажи, документация перформансов и, конечно, проекты, проекты, проекты — нереализованных инсталляций, моста между Марсом и Луной и т.п. Впрочем, и живопись тоже, только самостоятельная и «мыслящая». Владение различными медиа приветствуется.

Потом иногда бывает экзамен, когда нужно сделать работу в течение нескольких дней, причем в любой технике. И всегда — собеседование и (или) мотивационное письмо. В нем следует честно и без лести объяснить, почему вы хотите учиться именно здесь. Список имен преподавателей в качестве ответа не подходит. Важно понимание того, что может дать именно эта школа и к какому типу она относится. От вас ждут сознательного решения.
Страницы:

КомментарииВсего:16

  • king_of_the_pirates· 2009-05-05 20:36:30
    спасибо вам огромное за материал, поистине бесценный. я бы мечтал об аналогичном материале, но для других сфер. потому что, например, не очень понятно, где и как лучше получить за границей искусствоведческое или культурологическое образование, т.е. просто хорошее гуманитарное образование, которое и даст необходимый кругозор, и позволит остаться дальше жить и работать в Европе.
  • degot· 2009-05-05 21:54:13
    Все будет! Разберемся и напишем. Дайте время
  • sanchezo· 2009-05-07 14:03:36
    Отличный материал! Хотелось бы что-то подобное прочитать но про кинематографическое образование. А так как вы написали "все будет!", то безоговорочно верю и жду =)
  • Polina· 2009-05-08 03:39:19
    Спасибо за своевременный материал. Неадекватность образования наших художников давно меня беспокоит. Казалось бы, работникам языка должно быть труднее пересекать границы, ан нет, оказывается, дело в зачатках философии и истории литератур и идей, а не тех. навыках. Поэтому лингвистов я встречаю за рубежом в самых разнообразных сферах от экономики до политики, а художников - рисующими портреты на улицах.
    К сожалению, первый вариант - ехать туда сразу после школы - отсеянный вами, видится мне оптимальным, ибо 5 лет в русском художественном вузе убивает в ребятах последние зачатки современного конкурентоспособного художника. Плюс то, что вы верно отметили про излишнее веселье русского студента.
    Здесь ещё смолоду привыкли получать халявные мастерские. В Лондоне художники работают где могут, чтобы наскрести на оплату своих крошечных студий!
    Вот бы вы ещё проанализировали, насколько искусство художника зависит от его внутренней свободы, которую ведь тоже так трудно воспитать и так легко загубить! Считаю, что образование (или даже просто долгое пребывание) в Европе помогает развить в себе это чувство самоиронии, без которого искусство не будет современным.
  • nota_be· 2009-05-08 10:38:21
    Уважаемая Полина!
    Вам не стоило бы быть такой категоричной, совершенно не разбираясь в вопросе. По поводу мастерских – молодым их получить совершенно невозможно. На то, чтобы вырвать себе угол у мосховской геронтократии, может уйти вся молодость. Те молодые, кому досталась мастерская от родителей, вынуждены платить такие взятки, чтобы ее сохранить, что проще снимать крошечную комнатушку. Но если на Западе можно получать гранты, то у нас их не существует.
    А что касается рисующих на улицах – вы ходите не в те места, где можно встретить русских художников. Попробуйте зайти на менее туристические и более интеллектуальные территории – на биеннале или в музей современного искусства, а то лингвисты там представлены только в виде милых переводчиц, сопровождающих деятелей искусства. Но очень редко – так как для лингвистов перевод бесед о современном искусстве является почти непосильной задачей, несмотря на знание философии и истории литератур и идей.
  • Art_gav· 2009-05-11 13:13:27
    Про комментарий Полины.
    Все прекрасно, вы, наверно, отлично разбираетесь в нашем образовании. Гм.
    Но только вот чтоб убить индивидуальность, нужно чтобы она была.
  • Polina· 2009-05-13 02:35:10
    Ну, значит не зря я журфак закончила: написала категорично, и вот 2 коммента заслужила! ))
    Конечно, переводчик (на выставке! представляю, какие там бюджеты на перевод выделяются! А в Европе ещё часто на таких мероприятиях volunteers используются, т.е. бесплатно - много, кстати, вы бесплатно работающих (русских) художников видели?!;) так вот, переводчик на выставках на такой же низшей ступени стоит, что и художник на улице. Слава богу, первому не надо столько сил на выбивание мастерских тратить. И на биеннале ноги зря не бьют: с последним английским художником, не получающим гранты, интереснее поговорить (дома за чаем), чем со средним нашим. Про наши начитанные звезды я не говорю.
    А звезд так мало! )
  • Polina· 2009-05-13 02:49:53
    Интеллектуальные территории вот какие: я получила MA in Arts Management в City University в Лондоне. Место неплохое, тем более когда находилось прямо в Barbican Centre. Мой бывший препод сейчас в Сотбисе работает, он сюда с лекцией приезжал, помните? Однокашники - по всему миру, просто класс! Но на художников там не учат. Да и на куратора лучше пойти в Слэйд или Голдсмит - точно не помню, где отдельный курс, которому позавидуешь - их досконально учат всем деталям!
    В Глазгоу неплохая считается арт школа (во всех смыслах).
    Вы спрашивайте - я, может, ещё чего вспомню )
  • bakuten· 2009-05-20 04:43:55
    Полина, а Вы не в курсе, где в Европе учат на аниматора? есть ли курсы анимации в художественных вузах? и наоборот - учат ли именно рисовать в анимационных школах?
  • zub4ik· 2009-10-22 19:44:40
    спасибо! очень интересный материал!
  • Katerina Skorik· 2011-09-09 14:11:10
    "Обучение во многих случаях в Европе бесплатное или почти. Среди западных художников бытует мнение, что бесплатное образование выше уровнем. Если школа требует больших денег, возможно, она предназначена для богатых любителей, которым нечем заняться, и уровень там низкий."
    Совершенно все наоборот, к сожалению, тем больше вложишь в образование, тем выше будет Ваша зарплата..Элитные Школы никогда не бываеют БЕСПЛАТНЫМИ, Вы путаете их с университетами..и еще забыли сказать, что, например, во Франции, в Эколь де Бузар, принимают людей не старше 25 лет:( имеено в школах, опять же не путайте с университетом:)
  • Katerina Skorik· 2011-09-09 14:14:55
    bakuten, конечно учат анимации!! еще бы:)
  • nata1111· 2011-09-11 19:04:19
    спасибо! очень актуально! не хватает информации о школах в более теплых местах как испания или италия.. было просто великолепно! =)
  • Fatima Medvedeva· 2011-09-19 23:31:04
    А я присоединяюсь к самому первому комментарию ещё 2009 года: расскажите, пожалуйста, про приличное искусствоведческое образование за границей и как его получить.
  • Alexey Gromov· 2011-10-07 12:07:15
    Перевестись из российского вуза в европейский можно и нужно!!! Я пропустил свою возможность так как поехал по обмену в берлинскую kunsthoschule на 5 курсе а возможость даётся до 3го курса..Вот так ! А перевести меня могли бы на бесплатную основу.
  • Alexandra Katonina· 2011-11-20 10:08:36
    Спасибо! А можно поподробнее про магистратуру в области дизайна? И про учебу в нехудожественных уни с дизайнерским факультетом?
    И кстати, есть ли подобный материал, где учат дизайну в России? Помимо Британки как минимум в Строгановке и Текстильном, но в Текстильном страшный бардак, это я вам как пятикурсница говорю.
Все новости ›