Пока дом не заселен, в него вместо кошки запускают современное искусство

Оцените материал

Просмотров: 124295

Что смотреть во время Московской биеннале

07/09/2011
Страницы:


Из области практического знания
Галерея GMG
Леонтьевский пер., д. 2а / 1 

17 сентября — 17 октября
Открытие — 21 сентября, среда


©  4-я Московская биеннале современного искусства

Настя Рябова. Из серии «Искусство высокого напряжения». 2011

Настя Рябова. Из серии «Искусство высокого напряжения». 2011

Молодежная выставка, представляющая одну из тенденций столичного художественного комильфо. В выставке, которую курирует Стас Шурипа, участвует около сорока художников, многие из которых являются выпускниками Института проблем современного искусства. Участников выставки объединяет внимание к собственному методу. Как пишет куратор выставки Стас Шурипа: «новейшие художественные практики имеют намного больше общего с исследованием, чем с самовыражением»; «художественное усилие направляется на производство нового знания о мире вокруг нас», а это знание является практическим, ибо не поддается формализации и связано с опытом. И поскольку именно «человек является областью существования практических знаний», это знание «открывает новые возможности мира в действиях людей». Таким образом, искусство редким образом встраивается в ясную и гармоничную картину современного бытия.


Indi_Visual
Мультимедиа Арт Музей
Ул. Остоженка, д. 16

11 октября — 6 ноября

Другая молодежная выставка, другая тенденция. Кураторы выставки студентов и выпускников Московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко Александр Евангели и Роман Минаев утверждают, что их экспозиция утверждает опыт интерактивности как уже освоенный и представляет постинтерактивное искусство. Участники выставки — Елена Асташова, Дмитрий Володин, Софья Гаврилова, Евгения Демина, Даниил Зинченко, Василий Кленов, Егор Крафт, Михаил Максимов, Лена Мартынова, Мариам Песвианидзе, Наташа Серикова и Валя Фетисов — «свободно выбирают изощренные выразительные инструменты» и «ищут решение своих задач в области новых медиа».


Заложники пустоты. Эстетика пустого пространства в русском искусстве XIX—XXI веков
Государственная Третьяковская галерея 
Крымский Вал, д. 10 (залы № 39—42)

24 сентября — 13 ноября
Открытие — 23 сентября, пятница


©  ГТГ

Группа «Коллективные действия». Документация перформанса «Место действия». 1979

Группа «Коллективные действия». Документация перформанса «Место действия». 1979

Выставку, исследующую русское искусство ХХ века с точки зрения господства в нем «пустотного канона», курируют сотрудники отдела новейших течений ГТГ Кирилл Светляков и Кирилл Алексеев. Они ставят себе целью «нащупать нерв, описать эстетическое бессознательное русской культуры и смоделировать целостную историю отечественного искусства ХХ века». На выставке, только один раздел которой посвящен первой половине ХХ века (1920—1950-е), а остальные шесть — искусству от «метафизики» шестидесятников к «пустотному канону» концептуализма и далее, вплоть до нонспектакулярного искусства и критики коммуникаций в медиаарте, будут представлены работы почти исключительно наших современников (так по крайней мере следует из списка). В первую очередь это московские концептуалисты старшего, среднего и младшего поколений, а также Семен Файбисович, Ольга Чернышева, Дмитрий Гутов, Анатолий Осмоловский, Антон Литвин, Игорь Мухин, «Синий суп», «Куда бегут собаки» и загадочные «и другие».


Пять папок МАНИ: опыт моделирования культурного пространства
Фонд культуры «Екатерина» 
Ул. Кузнецкий мост, д. 21 / 5

23 сентября — 23 октября
Открытие — 23 сентября, пятница, 19:00


©  4-я Московская биеннале современного искусства

Пять папок МАНИ. 1981 - 1986

Пять папок МАНИ. 1981 - 1986

Выставка, подготовленная кураторами Александрой Даниловой и Еленой Куприной-Ляхович, впервые представит в полном объеме пять легендарных папок МАНИ — Московского архива нового искусства, представляющих собой уникальное (и неопубликованное) собрание документов, художественных произведений и текстов, собранных последовательно начиная с 1981 года представителями московской концептуальной школы. Составителем первой папки стал Андрей Монастырский (изобретатель самого термина МАНИ), второй выпуск подготовили Вадим Захаров и Виктор Скерсис, третий — Елена Елагина и Игорь Макаревич, четвертый — Наталья Абалакова и Анатолий Жигалов. Пятую папку начал собирать Константин Звездочетов, в 1984 году призванный в армию, а закончил Георгий Кизевальтер. По словам Виктора Скерсиса, «уникальность этого издания в том, что практически самые лучшие художники разных поколений участвовали в нем. Это был результат объединения микрокультуры». Кроме самих папок, на выставке будут показаны видеоинтервью с их составителями, записанные в рамках подготовки к выставке.


Некрореализм
Московский музей современного искусства
Ермолаевский пер., д. 17

13 сентября — 30 октября
Открытие — 23 сентября, пятница, 19:00


©  Предоставлено ММСИ

Евгений Юфит. Прозрачная роща. Серия фотографий. 1992

Евгений Юфит. Прозрачная роща. Серия фотографий. 1992

Первая масштабная ретроспектива движения некрореализма в Москве, которую курирует Олеся Туркина, представит работы Евгения Юфита, Владимира Кустова, Сергея Серпа, Валерия Морозова, Андрея Мертвого (Курмаярцева), Леонида Трупыря (Константинова), Игоря Безрукова, Евгения Кондратьева (Дебила), Анатолия Свирепого (Мортюкова) и Юрия Циркуля (Карасева). Движение, рожденное социальным протестом, любовью к абсурдизму, черному юмору и справочникам по судебно-медицинской экспертизе, в частности культовой книге Эдуарда фон Гофмана «Учебник судебной медицины» (1984), положило начало параллельному кино и, кажется, очень точно отразило мироощущение, связанное с последними годами загнивания социализма в СССР.


Новая академия. Санкт-Петербург
Фонд культуры «Екатерина» 
Ул. Кузнецкий мост, д. 21 / 5

27 октября — 29 января 2012

©  Фонд культуры "Екатерина"

Ольга Тобрелутс. Кейт. Серия «Священные фигуры». 1997-98

Ольга Тобрелутс. Кейт. Серия «Священные фигуры». 1997-98

Выставка посвящена художественному движению, основанному в 1990 году лидером «Новых художников» Тимуром Новиковым, в котором участвовали художники Константин Гончаров, Георгий Гурьянов, Денис Егельский, Виктор Кузнецов, Ирена Куксенайте, Станислав Макаров, Владислав Мамышев-Монро, Белла Матвеева, Олег Маслов, Андрей Медведев, Тимур Новиков, Егор Остров, Юлия Страусова, Ольга Тобрелутс и Андрей Хлобыстин. Провозглашенный Новиковым курс «на классику и красоту», с одной стороны, был противопоставлен московскому концептуализму, радикализму и вообще актуальному искусству, а с другой, по мнению кураторов выставки Аркадия Ипполитова и Александры Харитоновой, — и сам был вполне концептуальным (в силу наличия некоторой руководящей идеи, концепции) и резко радикальным. Вероятно, это первый ретроспективный показ в Москве важного явления петербургского искусства 1990-х — начала 2000-х.


Современное итальянское искусство середины ХХ века
Мультимедиа Арт Музей
Ул. Остоженка, д. 16

14 сентября — 30 октября
Открытие — 13 сентября, вторник, 19:00


©  Предоставлено G.L.O.W. Platform, Милан

Агостино Боналуми. Черное. 1965

Агостино Боналуми. Черное. 1965

Добротная модернистская классика для желающих восполнить лакуны в своем образовании. В рамках Года России — Италии совместно с Итальянским институтом культуры и G.L.O.W. Platform (Милан) Мультимедиа Арт Музей покажет итальянский художественный авангард середины ХХ века — работы Лучо Фонтаны, Альберто Биази, Агостино Боналуми, Давиде Бориани, Энрико Кастеллани, Джанни Коломбо, Дадамайно, Габриеле де Векки, Франческо ло Савио, Пьеро Мандзони, Манфредо Массирони, Бруно Мунари, Паоло Шегги, Нанда Виго, Группы N. Архивные материалы, дополняющие выставку, прояснят творческие и личные отношения между главными действующими лицами арт-сцены 1960-х, их организациями и художественными течениями, такими как «спациализм» Лучо Фонтаны, «рабочие группы» Пьеро Мандзони, объединения кинетистов. Кураторы — Нанда Виго, Альберто Подио. Одновременно (или почти) в музее также откроются выставки Олега Кулика и АЕS+F (см. ниже).


Уильям Кентридж. Пять тем
Центр современной культуры «Гараж»
Ул. Образцова, д. 19а

30 сентября — 1 декабря
Открытие — 29 сентября, четверг, 19:00
Перформанс «Я не я, и лошадь не моя» — 1 октября, суббота


©  Уильям Кентридж / Courtesy Marian Goodman Gallery, New York

Уильям Кентридж. Рисунок для II Sole 24 Ore (Хождение по миру). 2007

Уильям Кентридж. Рисунок для II Sole 24 Ore (Хождение по миру). 2007

На масштабной ретроспективе известнейшего южноафриканского художника Уильяма Кентриджа, занимающегося главным образом анимацией на политические темы, будет показано более сорока его работ, выполненных за последние тридцать лет, в том числе рисунки, фильмы, коллажи, графика, скульптура, книги и сценические проекты. В посвященных апартеиду коротких мультипликационных фильмах, которые принесли художнику международное признание в 1990-е, а также в других работах о событиях в Намибии, Эфиопии и России Кентридж задается вопросами о последствиях политических событий, войн и революций для тех, кто видел и помнит их. В прошлом году он поставил в нью-йоркской Метрополитен-опера «Нос» Дмитрия Шостаковича (1930) по мотивам повести Гоголя. В «Гараже» художник покажет перформанс «Я не я, и лошадь не моя» (эта риторическая фигура широко исползовалась в обвинениях на московских процессах 1937 года), с элементами лекции, театрального монолога и инсталляции; в основе все тот же гоголевский «Нос», наполненный черным юмором.


Олег Кулик. Композиция 9.11

©  Предоставлено Студией Олега Кулика

Олег Кулик. В Будущее Возьмут Всех… 2011

Олег Кулик. В Будущее Возьмут Всех… 2011

Мультимедиа Арт Музей
Ул. Остоженка, д. 16

12 сентября — 31 октября
Открытие — 11 сентября, воскресенье, 19:00


Выставка откроется уже в ближайшее воскресенье, в десятилетие теракта 11 сентября, которое композитор Карлхайнц Штокхаузен, которому посвящен проект Олега Кулика, назвал «величайшим перформансом из всех, которые ему когда-либо приходилось видеть». Как предупреждает Олег Клуик, «оптимизм названия его проекта вполне может не оправдаться».


Сергей Шутов. Фосфены и мы
Stella Art Foundation
Скарятинский пер., д. 7

©  Stella Art Foundation

Проект Сергея Шутова «Фосфены и мы»

Проект Сергея Шутова «Фосфены и мы»

15 сентября — 30 октября
Открытие — 14 сентября


Как сообщается, в инсталляции Сергея Шутова ключевую роль играет электроофтальмостимулятор — прибор, который провоцирует т.н. фосфены: зрительные ощущения, которые возникают у человека без воздействия света на глаз в виде светящихся точек и т.п. фигур, появляющихся в темноте. Посетители выставки смогут получить собственный парапсиходелический опыт. Кроме того, будут показаны абстрактные картины, иллюстрирующие видения известных московских искусствоведов и критиков, профессионально вербализованные ими.


Группа AES+F. Allegoria Sacra
Мультимедиа Арт Музей
Ул. Остоженка, д. 16

16 сентября — 6 ноября
Открытие — 15 сентября, четверг, 19:00


©  Из собрания галереи «Триумф»

AES+F. Allegoria Sacra. Видеоинсталляция. 2011

AES+F. Allegoria Sacra. Видеоинсталляция. 2011

Третий проект группы AES+F после «Последнего восстания» (2007) и «Пира Трималхиона» (2009) замыкает трилогию о современном мире, представляющую ад, чистилище и рай. В основе новой работы — аллюзия на картину Джованни Беллини «Священная аллегория» из галереи Уффици во Флоренции. По одной из версий, герои Беллини находятся в Чистилище на берегу реки Стикс; у AES+F таким чистилищем стал международный аэропорт. Куратор — Ольга Свиблова.


Презентация альманаха «База» №2
Государственная Третьяковская галерея
Крымский Вал, д. 10

4 октября, вторник, 16:00

Во втором выпуске альманаха «База» (гл. ред. — Анатолий Осмоловский) будут представлены материалы легендарного французского постструктуралистского журнала Tel Quel, выходившего в 1960—1983 годах в Париже под редакцией писателя Филиппа Соллерса. Журнал сыграл ключевую роль в формировании радикальной структуралистской и постструктуралистской теории и, кроме того, стал трибуной литературного авангарда. Что за тексты были переведены и опубликованы в «Базе» №2, не сообщается. Известно только, что в приложении к журналу выступили российские поэты, художники и теоретики. Предполагается, что новый номер станет детонатором интеллектуального развития российского художественного процесса и инициирует содержательную дискуссию о самоопределении современного российского искусства.​
Страницы:

КомментарииВсего:1

  • kustokusto· 2011-09-07 19:44:38
    На фоне крушения западного модернизма и загибания выделенного для третьего мира постмодерна - как всегда спасает старый проверенный русский декаданс. Нажми на кнопку - получишь результат - и твоя мечта осуществится.
    Но и 17 год не за горами.
Все новости ›