Вот что мы советуем не пропустить в сентябре и октябре – как профессионалам, так и просто заинтересованным зрителям
Московская биеннале все больше становится похожей не на биеннале, а на «фестиваль искусств»: каждый куратор, каждый художник, каждая галерея в Москве (а теперь и не только в Москве, но и в Киеве,Читать!
Все события биеннале появятся в свое время в рубрике «Вернисажи недели», тем более что сейчас время и иногда даже дата открытия не утверждены.
Основной проект 4-й Московской биеннале современного искусства «Переписывая миры / Rewriting Worlds»
Центр дизайна Artplay
ЦУМ Art Foundation
23 сентября — 30 октября
Открытие — 22 сентября, четверг
Главная выставка биеннале разместится на двух площадках, но никакой тематической разницы между ними нет. Ее куратор — художник и теоретик Петер Вайбель, известный своей установкой на новые технологии. В выставке участвуют 64 художника и 16 художественных групп из 33 стран, о некоторых авторах мы еще расскажем подробнее. Что за выставку подготовил Вайбель, предсказать сложно, учитывая, что подозрения в преобладании новых медиа он развеял еще в июне, а концепцию «переписывания мира» можно понимать как угодно. Будет много высокотехнологичных инсталляций с участием видео- и аудиоэлементов, но кто сейчас этого не делает? Живопись тоже будет. Учитывая, что среди российских участников одновременно группа «Электробутик» (яростный защитник неолиберального порядка и роли художника как дизайнера капиталистического общества, что выражается в самоопределении « артóк») и «Группа учебного фильма» (Евгений Фикс, Давид Рифф, Илья Будрайтскис, Николай Олейников), которая придерживается диаметрально противоположных позиций, — относительно содержания выставки мы просто не знаем, что и думать. Но будет множество звездных имен (Ай Вэйвэй, Ричард Гамильтон, Стен Дуглас, Герхард Рихтер, Валид Раад, Нео Раух, Ребекка Хорн, Кристоф Шлингензиф, Олафур Элиассон, Элмгрин и Драгсет и т.д.), и выставка будет явно зрелищная, так что, думается, можно будет приходить с детьми, и даже с малыми.
Невозможное сообщество
Государственный музей современного искусства РАХ
Гоголевский б-р, д. 10
8 сентября — 6 ноября
Открытие — 7 сентября, среда, 19:00
Формально эта выставка не вписана в рамки спецпроектов биеннале (в общем-то в этом вопросе играет роль только желание или нежелание куратора, и ни на что это фактически не влияет), но смотреть ее все равно нужно, потому что столь фундаментальные проекты в Москве вообще показывают редко. Куратор выставки — издатель и главный редактор «Художественного журнала», международный куратор Виктор Мизиано работал над проектом около двух лет, «вырастив» планировавшуюся первоначально ретроспективу Программы ESCAPE до масштабного международного проекта, стремящегося «подвести итог» искусству т.н. «эстетики взаимоотношений». Центральный вопрос выставки: «Идея “escapе'а”, ставка на “исход”, родилась из сомнения в возможности реализоваться в рамках господствующей системы искусства… Однако что значит сегодня “исход”? Возможно ли создание иных альтернативных программ и социальных ниш?» Название выставки вроде бы само подсказывает ответ, хотя ряд специальных проектов биеннале, кажется, готовы предложить больше аргументов за сообщество. Впрочем, общение ради общения («Возможно ли ныне, в эпоху омассовленной коммуникации, вести разговор адресно, интимно и исповедально?») сегодня действительно уже не фетишизируется, в этом смысле практики взаимодействия девяностых, подготовленные шестидесятыми и семидесятыми, и правда готовы музеефицироваться, возможно, открывая дорогу чему-то новому — искусству действия, например?
Аудитория Москва. Эскиз публичного пространства
Белые палаты
Ул. Пречистенка, д. 1/2
16 сентября — 16 октября
Открытие — 16 сентября, пятница, 15:00 — дискуссия о новых самокритичных институциях, 19:00 — вернисаж и музыкальная программа, курированная Давидом Тер-Оганьяном и Александрой Галкиной, далее ежедневная программа
Сюда есть смысл приходить в любой день на протяжении месяца ближе к вечеру, т.к. каждый день (или почти) будут скрининги и публичные дискуссии (и вход свободный). «Отсутствие публичности» — главный диагноз, поставленный создателями проекта крупнейшему и самому противоречивому городу Европы Москве, с ее 14 млн жителей и 101 миллиардером. Проект, организованный Музеем современного искусства Варшавы, задуман одновременно как выставка, школа и платформа для обсуждения. Вопросы ставятся так: является ли политический активизм единственным ответом на вызовы времени или своя сила есть у созерцания и критической рефлексии? Что приходит после активизма? Как можно «изобрести» публичность? Кураторы Екатерина Дёготь, Иоанна Мытковска и Давид Рифф впервые привезут в Россию ряд произведений абсолютно знаковых художников (Яэль Бартана, Артур Жмиевски, Деймантас Наркявичюс и др.), многие авторы сами приедут в Москву с лекциями и воркшопами для студентов, молодых художников и широкой публики. Российские участники выставки (Сергей Братков, «Группа учебного фильма», Яков Каждан, Полина Канис, Юрий Лейдерман и Андрей Сильвестров, Ольга Чернышева, Хаим Сокол и другие) покажут свои новые работы, частично сделанные специально для этой выставки. В программе проекта «Аудитория Москва» лекция куратора Чарльза Эше, художников Кристиана фон Борриса и Маттайса де Бройне, дискуссия с Артуром Жмиевским и журналом «Политическая критика» и многое другое. Уточненная программа вот-вот появится тут.
Медиаудар. Международный фестиваль активистского искусства
Центр дизайна Artplay
Нижняя Сыромятническая ул., д. 10
25 сентября — 10 октября
Открытие — 24 сентября, суббота, 19:00
Масштабный фестиваль, организованный куратором Татьяной Волковой, познакомит российского зрителя с разными формами западного активизма, и, вероятно, именно этим он и интересен. В нем участвуют пионеры тактических медиа — группы Gran Fury, Silence=Death Collective и The Yes Men. Кроме того, на фестиваль с лекциями и перформансами приедут куратор и теоретик американского активизма Нина Фелшин, американский медиаактивист Эндрю Бойд, польский художник Рафал Бетлеевский, интернациональный активистский коллектив Organ kritischer Kunst и греческий тандем Kavecsprojects. Речь пойдет об искусстве, создаваемом так называемыми «художниками нового типа» — объединяющимися с субкультурами и общественными движениями и провозглашающими себя активными участниками современной общественно-политической жизни. Россию представляют около сорока художников-активистов и коллективов из Москвы, Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Краснодара, Кишинева, Киева, многих из которых регулярно показывала галерея «Жир».
Dada Moscow
Центр дизайна Artplay
Нижняя Сыромятническая ул., д. 10
14 сентября — 27 сентября
Перформанс knowbotiq — 14 сентября, среда, 19:00
Открытие посольства Королевства Элгаланд-Варгаланд и бесплатный фуршет для бедствующего олигарха Райнера Ганаля — 22 сентября, четверг, 19:00
Лекция Карлоса Аморалеса и Адриана Нотца — 23 сентября, пятница, 16:00
Открытие — 24 сентября, суббота, 18:00
В проекте, организованном цюрихским «Кабаре Вольтер» по следам « ДаДа-фестиваля», прошедшего весной в «Гараже», участвуют художники AES+F, Вадим Фишкин, Карлос Аморалес (Мексика), Джейк и Динос Чепмены (Великобритания), Райнер Ганаль (Австрия), IRWIN (Словения), Лия Пержовски (Румыния), а кроме того, в списке участников выставки — Тристан Тцара, Владимир Маяковский, Казимир Малевич и Владимир Татлин. Жаль, что не удалось привлечь Илью Зданевича и Даниила Хармса, но в целом попытка привезти в Россию отличный художественный бренд дада с 95-летней историей, учитывая актуальную практику «Кабаре Вольтер», может оказаться интересной. Интервью с куратором выставки и содиректором «Кабаре Вольтер» в ближайшее время будет опубликовано на OPENSPACE.RU.
Артхаус Сквот Форум
ARTHOUSE
Тессинский пер., вл. 2—6/19
24 сентября — 22 октября
Открытие — 24 сентября, суббота
Новая точка на художественной карте Москвы, несколько проектов. Международный междисциплинарный фестиваль (куратор — Катя Бочавар), который проходит на территории жилого комплекса «АртХаус», расположенном на берегу Яузы на территории 13 тысяч кв. м, заимствует историческую форму самоорганизации художников — сквоттинг — как метод «преодоления разрозненности и индивидуализации внутри культурного сообщества». На самом деле это такая же стилизация под сквот, как и сам «АртХаус» − стилизация под классический лофт (в выстроенное с нуля элитное жилье в центре Москвы, пока дом не отделан или не заселен, вместо кошки запускают современное искусство). В рамках биеннале в «АртХаусе» покажут около двадцати «полноценных независимых» выставок, в том числе отдельно заявленные в программе спецпроектов «Вкл. Выкл» (куратор — Давид Тер-Оганьян), «Скептицизм на диване» (куратор — Николя Одюро) и «Бега» (куратор — Георгий Острецов). Также будет показана программа «Охота за реальностью» студентов школы документального кино «Мастерская» Марины Разбежкиной и программа видеожурнала Vidiot (главный редактор — Кирилл Преображенский) с участием студентов и выпускников Школы Родченко. Предполагается, что на фестивале произойдет «тесная коммуникативная интеракция на границе, где пересекаются современный театр, музыка, танец, кино и визуальное искусство».
Нужное искусство
Центральный парк культуры и отдыха им. Горького
20 cентября — 1 декабря
Выставка куратора Юлии Аксеновой об искусстве в публичном пространстве. Новый проект «Гаража» впервые осуществляется в городе, на территории всего парка им. Горького. Куратор пригласила к участию Алексея Кострому, МишМаш, Романа Сакина, Ольгу Трейвас, Жанну Кадырову, Ирину Корину и Ивана Бражкина, предложив им самим определить границу между эстетическим и целесообразным, избегая крайностей «паблик-арта» — декоративного украшательства городской среды и превращения художественного высказывания в полезную вещь, хотя как раз о втором и писал Владимир Татлин, лозунг которого цитирует пресс-релиз («Ни к старому, ни к новому, а к нужному»). Но поскольку определить характер «нужности» сегодняшнего искусства организаторы не берутся, то выставка, опять же, стремится стать «открытой зоной, где различные высказывания формируют платформу для дискуссии, а художественные объекты создают ситуации для активного зрительского соучастия».
Winter Garden: Исследование микропоп-воображения в современном японском искусстве
ГЦСИ
Ул. Зоологическая, д. 13 / 2
24 сентября — 23 октября
Открытие — 23 сентября, пятница, 19:00
Название выставки «Зимний сад» может быть понято как сад, утопающий в снегу, и как оранжерея с тепличными условиями в любое время года, и эта двусмысленность отражается в работах художников, реагирующих на сложные «погодные» условия современности. В частности, на глубокие культурные противоречия в современном японском обществе и на неолиберальную политику правительства, которая, по словам куратора выставки Мидори Мацуи, «опрокидывает жизнь в рационально обоснованный хаос». На выставке представлены работы четырнадцати современных японских художников (их имена нам пока незнакомы), посвященные незначительным деталям повседневной жизни, формирующим окружающее пространство, а также работы, рассматривающие роль японских субкультур (манга, аниме и т.д.) в создании нового мифа. Третий блок работ посвящен способам самозарождения в мире минералов, растений и животных. Выставка организована ГЦСИ, посольством Японии и Японским фондом.
Внедрение
LABORATORIA Art & Science Space
Пер. Обуха, д. 3
24 сентября — 30 октября
Выставка представит плоды сотрудничества современных художников с группой ученых из Курчатовского института: художники должны были погрузиться в современные исследования мозга, а к их произведениям применялись критерии «адекватного видения» научно-художественного диалога, в том числе понимание научной проблематики и способность слышать другого — ученого. В итоге часть художников (Ирина Корина, Валя Фетисов, Ростан Тавасиев) успешно действовали в рамках научного эксперимента и расширили рамки научного исследования. Другие художники сделали «смелые предположения», научную актуальность которых подтвердить пока невозможно (Сергей Шутов, Наталья Зинцова, Максим Ксута). Третьи — вообще критически отнеслись к возможности взаимодействия художественного и научного сознания и констатировали непреодолимый языковой барьер (Андрей Кузькин, Дмитрий Теселкин, Юрий Альберт и Аркадий Насонов). Куратором от искусства выступила Дарья Пархоменко, от науки — Михаил Бурцев. {-page-}
Из области практического знания
Галерея GMG
Леонтьевский пер., д. 2а / 1
17 сентября — 17 октября
Открытие — 21 сентября, среда
Молодежная выставка, представляющая одну из тенденций столичного художественного комильфо. В выставке, которую курирует Стас Шурипа, участвует около сорока художников, многие из которых являются выпускниками Института проблем современного искусства. Участников выставки объединяет внимание к собственному методу. Как пишет куратор выставки Стас Шурипа: «новейшие художественные практики имеют намного больше общего с исследованием, чем с самовыражением»; «художественное усилие направляется на производство нового знания о мире вокруг нас», а это знание является практическим, ибо не поддается формализации и связано с опытом. И поскольку именно «человек является областью существования практических знаний», это знание «открывает новые возможности мира в действиях людей». Таким образом, искусство редким образом встраивается в ясную и гармоничную картину современного бытия.
Indi_Visual
Мультимедиа Арт Музей
Ул. Остоженка, д. 16
11 октября — 6 ноября
Другая молодежная выставка, другая тенденция. Кураторы выставки студентов и выпускников Московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко Александр Евангели и Роман Минаев утверждают, что их экспозиция утверждает опыт интерактивности как уже освоенный и представляет постинтерактивное искусство. Участники выставки — Елена Асташова, Дмитрий Володин, Софья Гаврилова, Евгения Демина, Даниил Зинченко, Василий Кленов, Егор Крафт, Михаил Максимов, Лена Мартынова, Мариам Песвианидзе, Наташа Серикова и Валя Фетисов — «свободно выбирают изощренные выразительные инструменты» и «ищут решение своих задач в области новых медиа».
Заложники пустоты. Эстетика пустого пространства в русском искусстве XIX—XXI веков
Государственная Третьяковская галерея
Крымский Вал, д. 10 (залы № 39—42)
24 сентября — 13 ноября
Открытие — 23 сентября, пятница
Выставку, исследующую русское искусство ХХ века с точки зрения господства в нем «пустотного канона», курируют сотрудники отдела новейших течений ГТГ Кирилл Светляков и Кирилл Алексеев. Они ставят себе целью «нащупать нерв, описать эстетическое бессознательное русской культуры и смоделировать целостную историю отечественного искусства ХХ века». На выставке, только один раздел которой посвящен первой половине ХХ века (1920—1950-е), а остальные шесть — искусству от «метафизики» шестидесятников к «пустотному канону» концептуализма и далее, вплоть до нонспектакулярного искусства и критики коммуникаций в медиаарте, будут представлены работы почти исключительно наших современников (так по крайней мере следует из списка). В первую очередь это московские концептуалисты старшего, среднего и младшего поколений, а также Семен Файбисович, Ольга Чернышева, Дмитрий Гутов, Анатолий Осмоловский, Антон Литвин, Игорь Мухин, «Синий суп», «Куда бегут собаки» и загадочные «и другие».
Пять папок МАНИ: опыт моделирования культурного пространства
Фонд культуры «Екатерина»
Ул. Кузнецкий мост, д. 21 / 5
23 сентября — 23 октября
Открытие — 23 сентября, пятница, 19:00
Выставка, подготовленная кураторами Александрой Даниловой и Еленой Куприной-Ляхович, впервые представит в полном объеме пять легендарных папок МАНИ — Московского архива нового искусства, представляющих собой уникальное (и неопубликованное) собрание документов, художественных произведений и текстов, собранных последовательно начиная с 1981 года представителями московской концептуальной школы. Составителем первой папки стал Андрей Монастырский (изобретатель самого термина МАНИ), второй выпуск подготовили Вадим Захаров и Виктор Скерсис, третий — Елена Елагина и Игорь Макаревич, четвертый — Наталья Абалакова и Анатолий Жигалов. Пятую папку начал собирать Константин Звездочетов, в 1984 году призванный в армию, а закончил Георгий Кизевальтер. По словам Виктора Скерсиса, «уникальность этого издания в том, что практически самые лучшие художники разных поколений участвовали в нем. Это был результат объединения микрокультуры». Кроме самих папок, на выставке будут показаны видеоинтервью с их составителями, записанные в рамках подготовки к выставке.
Некрореализм
Московский музей современного искусства
Ермолаевский пер., д. 17
13 сентября — 30 октября
Открытие — 23 сентября, пятница, 19:00
Первая масштабная ретроспектива движения некрореализма в Москве, которую курирует Олеся Туркина, представит работы Евгения Юфита, Владимира Кустова, Сергея Серпа, Валерия Морозова, Андрея Мертвого (Курмаярцева), Леонида Трупыря (Константинова), Игоря Безрукова, Евгения Кондратьева (Дебила), Анатолия Свирепого (Мортюкова) и Юрия Циркуля (Карасева). Движение, рожденное социальным протестом, любовью к абсурдизму, черному юмору и справочникам по судебно-медицинской экспертизе, в частности культовой книге Эдуарда фон Гофмана «Учебник судебной медицины» (1984), положило начало параллельному кино и, кажется, очень точно отразило мироощущение, связанное с последними годами загнивания социализма в СССР.
Новая академия. Санкт-Петербург
Фонд культуры «Екатерина»
Ул. Кузнецкий мост, д. 21 / 5
27 октября — 29 января 2012
Выставка посвящена художественному движению, основанному в 1990 году лидером «Новых художников» Тимуром Новиковым, в котором участвовали художники Константин Гончаров, Георгий Гурьянов, Денис Егельский, Виктор Кузнецов, Ирена Куксенайте, Станислав Макаров, Владислав Мамышев-Монро, Белла Матвеева, Олег Маслов, Андрей Медведев, Тимур Новиков, Егор Остров, Юлия Страусова, Ольга Тобрелутс и Андрей Хлобыстин. Провозглашенный Новиковым курс «на классику и красоту», с одной стороны, был противопоставлен московскому концептуализму, радикализму и вообще актуальному искусству, а с другой, по мнению кураторов выставки Аркадия Ипполитова и Александры Харитоновой, — и сам был вполне концептуальным (в силу наличия некоторой руководящей идеи, концепции) и резко радикальным. Вероятно, это первый ретроспективный показ в Москве важного явления петербургского искусства 1990-х — начала 2000-х.
Современное итальянское искусство середины ХХ века
Мультимедиа Арт Музей
Ул. Остоженка, д. 16
14 сентября — 30 октября
Открытие — 13 сентября, вторник, 19:00
Добротная модернистская классика для желающих восполнить лакуны в своем образовании. В рамках Года России — Италии совместно с Итальянским институтом культуры и G.L.O.W. Platform (Милан) Мультимедиа Арт Музей покажет итальянский художественный авангард середины ХХ века — работы Лучо Фонтаны, Альберто Биази, Агостино Боналуми, Давиде Бориани, Энрико Кастеллани, Джанни Коломбо, Дадамайно, Габриеле де Векки, Франческо ло Савио, Пьеро Мандзони, Манфредо Массирони, Бруно Мунари, Паоло Шегги, Нанда Виго, Группы N. Архивные материалы, дополняющие выставку, прояснят творческие и личные отношения между главными действующими лицами арт-сцены 1960-х, их организациями и художественными течениями, такими как «спациализм» Лучо Фонтаны, «рабочие группы» Пьеро Мандзони, объединения кинетистов. Кураторы — Нанда Виго, Альберто Подио. Одновременно (или почти) в музее также откроются выставки Олега Кулика и АЕS+F (см. ниже).
Уильям Кентридж. Пять тем
Центр современной культуры «Гараж»
Ул. Образцова, д. 19а
30 сентября — 1 декабря
Открытие — 29 сентября, четверг, 19:00
Перформанс «Я не я, и лошадь не моя» — 1 октября, суббота
На масштабной ретроспективе известнейшего южноафриканского художника Уильяма Кентриджа, занимающегося главным образом анимацией на политические темы, будет показано более сорока его работ, выполненных за последние тридцать лет, в том числе рисунки, фильмы, коллажи, графика, скульптура, книги и сценические проекты. В посвященных апартеиду коротких мультипликационных фильмах, которые принесли художнику международное признание в 1990-е, а также в других работах о событиях в Намибии, Эфиопии и России Кентридж задается вопросами о последствиях политических событий, войн и революций для тех, кто видел и помнит их. В прошлом году он поставил в нью-йоркской Метрополитен-опера «Нос» Дмитрия Шостаковича (1930) по мотивам повести Гоголя. В «Гараже» художник покажет перформанс «Я не я, и лошадь не моя» (эта риторическая фигура широко исползовалась в обвинениях на московских процессах 1937 года), с элементами лекции, театрального монолога и инсталляции; в основе все тот же гоголевский «Нос», наполненный черным юмором.
Олег Кулик. Композиция 9.11
Мультимедиа Арт Музей
Ул. Остоженка, д. 16
12 сентября — 31 октября
Открытие — 11 сентября, воскресенье, 19:00
Выставка откроется уже в ближайшее воскресенье, в десятилетие теракта 11 сентября, которое композитор Карлхайнц Штокхаузен, которому посвящен проект Олега Кулика, назвал «величайшим перформансом из всех, которые ему когда-либо приходилось видеть». Как предупреждает Олег Клуик, «оптимизм названия его проекта вполне может не оправдаться».
Сергей Шутов. Фосфены и мы
Stella Art Foundation
Скарятинский пер., д. 7
15 сентября — 30 октября
Открытие — 14 сентября
Как сообщается, в инсталляции Сергея Шутова ключевую роль играет электроофтальмостимулятор — прибор, который провоцирует т.н. фосфены: зрительные ощущения, которые возникают у человека без воздействия света на глаз в виде светящихся точек и т.п. фигур, появляющихся в темноте. Посетители выставки смогут получить собственный парапсиходелический опыт. Кроме того, будут показаны абстрактные картины, иллюстрирующие видения известных московских искусствоведов и критиков, профессионально вербализованные ими.
Группа AES+F. Allegoria Sacra
Мультимедиа Арт Музей
Ул. Остоженка, д. 16
16 сентября — 6 ноября
Открытие — 15 сентября, четверг, 19:00
Третий проект группы AES+F после «Последнего восстания» (2007) и «Пира Трималхиона» (2009) замыкает трилогию о современном мире, представляющую ад, чистилище и рай. В основе новой работы — аллюзия на картину Джованни Беллини «Священная аллегория» из галереи Уффици во Флоренции. По одной из версий, герои Беллини находятся в Чистилище на берегу реки Стикс; у AES+F таким чистилищем стал международный аэропорт. Куратор — Ольга Свиблова.
Презентация альманаха «База» №2
Государственная Третьяковская галерея
Крымский Вал, д. 10
4 октября, вторник, 16:00
Во втором выпуске альманаха «База» (гл. ред. — Анатолий Осмоловский) будут представлены материалы легендарного французского постструктуралистского журнала Tel Quel, выходившего в 1960—1983 годах в Париже под редакцией писателя Филиппа Соллерса. Журнал сыграл ключевую роль в формировании радикальной структуралистской и постструктуралистской теории и, кроме того, стал трибуной литературного авангарда. Что за тексты были переведены и опубликованы в «Базе» №2, не сообщается. Известно только, что в приложении к журналу выступили российские поэты, художники и теоретики. Предполагается, что новый номер станет детонатором интеллектуального развития российского художественного процесса и инициирует содержательную дискуссию о самоопределении современного российского искусства.
КомментарииВсего:1
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451734
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343365
- 3. Норильск. Май 1268597
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897672
- 5. Закоротило 822122
- 6. Не может прожить без ирисок 782250
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758796
- 8. Коблы и малолетки 740875
- 9. Затворник. Но пятипалый 471279
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403085
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370476
- 12. ЖП и крепостное право 368287
Но и 17 год не за горами.