У биеннале явно огромный бюджет.

Оцените материал

Просмотров: 35019

Биеннале и ярмарки осени 2010 года

Евгения Хает · 29/09/2010
Кванджу, Мурсия и Сан-Паулу – самое интересное на художественной карте в ближайшие месяцы. Русских художников почти никуда не выбрали
Биеннале и ярмарки осени 2010 года
12-я Архитектурная биеннале в Венеции, Италия
29 августа — 21 ноября

©  www.labiennale.org

Биеннале и ярмарки осени 2010 года
Тема этого года звучит как «Люди встречаются в архитектуре». Снова после недолгого перерыва выставку курирует архитектор, но впервые куратор — женщина. В 2010-м Кадзуо Седзима в составе дуэта SANAA вместе с Рюэ Нисидзава успела стать и лауреатом Притцкеровской премии. Экспозиция биеннале — 48 проектов в Арсенале и Джардини и 53 национальных павильона. В Российском павильоне (Венеция — последняя биеннале, где осталось представительство по национальным квотам, Сан-Паулу его отменила, о чем см. ниже) представлен проект возрождения Вышнего Волочка под названием «Фабрика Россия», кураторы — Сергей Чобан, Григорий Ревзин и Павел Хорошилов. Просветительская программа в рамках биеннале — «архитектурные субботы» («встречи в архитектуре» с кураторами прошлых биеннале) и спецпрограмма для студенческих групп «Конечный пункт биеннале Венеция. Университеты встречаются в архитектуре».


8-я биеннале в Кванджу, Южная Корея
3 сентября — 11 ноября

Флагман всех азиатских биеннале в этом году возглавляет известнейший итальянский куратор и критик Массимилиано Джони, совмещающий обязанности куратора специальных выставок Нового музея в Нью-Йорке и художественного директора Фонда Труссарди в Милане.

Тема биеннале — «10 тысяч жизней», представлены произведения 134 художников из 32 стран. Формулировка темы одновременно напоминает о переизбытке изображений в современном мире и отсылает к одноименной поэме корейского поэта Ко Уна. Биеннале в Кванджу была учреждена в 1995 году в память о восстании 18 мая, случившемся тридцать лет назад. Ко Ун был среди участников событий 1980 года. В тридцати томах, работа над которыми заняла тридцать лет, Ко Ун создал словесные изображения всех, с кем ему приходилось встречаться.

Джони выстроил биеннале как тематическую музейную экспозицию, включив в нее наравне с произведениями разного времени различные культурные артефакты. Акцент сделан на фигуративное искусство и изображение человеческого лица. Отчасти это попытка выйти за пределы биеннале как рыночной презентации творчества молодых художников, отчасти — желание сделать выставку более доступной зрителю.

У биеннале явно огромный бюджет. Среди прочего представлены работы следующих художников — очень много классиков, и в том числе даже чемпионов рынка, чего биеннале обычно избегают: Павел Альтхамер, Томас Байрле, Гленн Браун (Джони не побоялся китча), Маурицио Кателлан, Керен Ситтер, Берлинда де Брукер, Харун Фароки, Ханс-Петер Фельдман, Фишли и Вайс, Катарина Фрич, Томас Хиршхорн, Карстен Хёллер, Рони Хорн, Хуан Юн Пин, Саня Ивекович, Майк Келли, Джефф Кунс (еще один рискованный выбор), Шерри Левин, Густав Метцгер (этот ветеран политического активизма только что получил премию и снова на коне), Рабия Мруэ, Брюс Науман, Тино Сегал, Синди Шерман, Хито Штейерль (абсолютная чемпионка по количеству участий в биеннале этой осенью), Артур Жмиевски. Представлен и исторический материал: Карл Андре, Ханс Беллмер, Джеймс Ли Байарс, Уолкер Эванс, Жан-Люк Годар, Эдвард и Нэнси Кинхольц (!), Конрад Клапхек (!!), Дитер Рот, Пол Тек и Энди Уорхол. Русских художников нет, из украинцев представлен Сергей Зарва.


Биеннале в Тайбэе, Тайвань
7 сентября — 14 ноября

Довольно типичная прогрессивная региональная биеннале с интернациональным акцентом. Кураторы Хонгджон Лин и Тирдад Жолгадр (последний получил большую известность своей выставкой современного арабского искусства) размышляют в пространстве на тему биеннального движения, политики искусства и способности искусства к саморефлексии. Биеннале-2010 отчасти продолжает биеннале-2008. Некоторые художники, уже выставлявшиеся в Тайбэе в 2008-м, были приглашены для участия в биеннале снова, чтобы попытаться критически осмыслить то, что было сделано ранее. Всего в биеннальной выставке принимают участие 24 художника. Среди них — Лара Альмарчеги, Марио Гарсиа Торрес, Алан Секула (классик-марксист встретится на многих биеннале в этом году), Кристиан Янковски, хорошо нам знакомая словенская группа ИРВИН, активистская группа SUPERFLEX и снова Хито Штейерль. Русских нет. После закрытия выставки к 2012 году предполагается реализовывать отдельные проекты с теми же художниками


1-я Уральская индустриальная биеннале, Екатеринбург
7 сентября — 10 октября

Кураторами биеннале под девизом «Ударники мобильных образов» выступили Екатерина Дёготь, Космин Костинас и Давид Рифф. Тема биеннале — постиндустриальные трансформации и их неолиберальное идеологическое обоснование (и вуалирование), строительство нового капитализма и участие в нем искусства — аналогичное участию раннего советского искусства в насильственном и драматичном строительстве социализма. Выставка ставит под вопрос биеннале как форму репрезентации, в ней есть исторический, внепрофессиональный и внехудожественный материал. Кураторы уделили особое внимание рефлексии индустриального способа производства искусства, в особом разделе представлен рассказ о том, каким образом работы были сделаны (часто по инструкциям художников). В списке участников такие важные и востребованные интернациональные фигуры, как Харун Фароки, Яэль Бартана, Хито Штейерль (мировая премьера ее нового фильма одновременно прошла в Тайбэе и Екатеринбурге), Гай Бен-Нер, Джимми Дурам, Илья и Эмилия Кабаковы (премьера перформанса), Линь Илинь, Рабия Мруэ, Андреас Сикман, Алисе Крайшер и Макс Хиндерер, Деймантас Наркявичюс, Цао Фэй, Кристиан Янковски; из российских участников — Ольга Чернышева, группа «Что делать?», Алексей Булдаков, Юрий Альберт, Андрей Монастырский, Женя Демина и другие. Помимо основного проекта у биеннале есть интернациональная программа спецпроектов в индустриальных зданиях, куратором которой выступила комиссар биеннале Алиса Прудникова.


5-я биеннале в Бусане, Южная Корея
11 сентября — 20 ноября

Художественный директор биеннале — независимый японский куратор Такаси Азумайя. Тема биеннале — «Жизнь в эволюции». Имеется в виду эволюция в двух системах координат: эволюция человечества и отдельной человеческой жизни. На сей раз имеется не несколько проектов, а один основной (в Бусанском музее) плюс экспозиция инсталляций в яхт-клубе и подобных местах. Среди участников основного проекта (более семидесяти художников) бросается в глаза имя давно покойного Давида Войнаровича, а также сверхэтаблированные фигуры Билла Виолы, Арнульфа Райнера, Катажины Козыры, Петра Укланского, Клода Левека, Кадера Аттиа. Но в целом мероприятие ориентировано на азиатский регион, в нем сильно преобладают художники (а также спикеры симпозиума) из Кореи и Японии. Русских нет. Отдельная выставка «Сейчас, азиатское искусство» полностью посвящена молодому искусству региона: она представляет произведения художников из Китая, Кореи и Японии.


3-я биеннале в Лодзи, Польша
11 сентября — 10 октября

Название главного проекта биеннале «От площади Свободы к площади Независимости» обыгрывает расположение главной улицы Лодзи между двумя площадями, но, конечно, имеет и политический смысл. Все выставочные площадки биеннале (их несколько десятков) сосредоточены вдоль улицы Пиотровска, самого длинного бульвара в Европе, и это публичное пространство трансформируется в своего рода открытую студию, все работы делаются специально для биеннале, на месте, в течение так называемых workshop days и с участием публики. Организатор биеннале — Художественный музей Лодзи. Биеннале продолжает и развивает идеи серии интернациональных выставок куратора и художника Рышарда Васко под названием «Незавершенное строительство» (Construction in Process), прошедших в 1980—1990-х годах в Польше и других странах. Первая нелегальная выставка «Незавершенное строительство» в 1981 году в Лодзи стала крупнейшей выставкой современного западного искусства в Восточной Европе.

В интернациональное жюри биеннале входили художник Мирослав Балка, директор Kunstwerke в Берлине Габриэле Хорн, кураторы Ханс Ульрих Обрист, Сабине Русс и Грегори Фольк, директор Художественного музея в Лодзи Ярослав Сухан, художник Рышард Васко и другие. Среди участников — хорошо известные Яэль Бартана, Тасита Дин, Цао Фей, Фабрис Ибер, Клеменс фон Ведемейер, Виа Левандовски, Дан Пержовски, Люк Туйманс. Из украинских художников представлен молодой Иван Базак, живущий в Европе, из белорусов — живущая там же в Европе Марина Напрушкина, а из России никого нет.


6-я биеннале в Ливерпуле, Великобритания
18 сентября — 28 ноября

Крупнейший по посещаемости международный фестиваль современного искусства в Великобритании, проводится в шестой раз с 1999 года. Ориентирован в основном на широкую публику, но порой представляет что-то интересное и для профессионалов. Биеннале состоит из целого созвездия различных проектов и делается коллективом корпоративных кураторов — руководителей ливерпульских художественных институций, фондов и галерей (исключением является куратор из Сиены Лоренцо Фузи, который отвечает за проекты на улице).

Название международной выставки Touched можно перевести как «тронутый» или «взволнованный», и оно напоминает о способности искусства воздействовать на зрителя, эмоциональному моменту уделяется особое внимание. У Touched пять основных выставочных площадок, одна из которых — Галерея Тэйт. Биеннале делает акцент на новые проекты, которые заказаны целому ряду художников, в списке — Роза Барба, Даница Дакич, Альфредо Джаар, Раймон Петтибон, Франц Вест и Гектор Замора (автор дирижаблей, которые были как-то показаны в московском «Гараже»). Эти работы показываются в основном в заброшенных складах или опустевших магазинах. Уже существующие (но никогда не демонстрировавшиеся в Великобритании) работы покажут, в частности, Отто Мюль и Магдалена Абаканович (инсталляция 1978—1980).

Наиболее интригующий проект биеннале — Rethinking Trade («Пересмотр понятия торговли») в двухсотметровой опустевшей витрине, в котором участвуют, в частности, Минерва Куэвас, Клегг & Гутман и Антон Видокле — Джульетта Аранда. В течение десяти месяцев работы биеннале будет проходить легендарный перформанс Тани Бругеры, в ходе которого двадцать кубинских художников будут воссоздавать хеппенинги Алана Капроу. Визуальный стиль биеннале впервые также поручен известному современному художнику — Карлосу Аморалесу.

В параллельной программе — выставка произведений финалистов премии Джона Муреса, совместный американо-британский проект S.Q.U.A.T. (искусство в заброшенных зданиях) и другие.
Страницы:
Все новости ›