О том, как в России запрещают выставки, в Китае пропадают люди, во Франции крушат галереи, а также о творческих союзах и необходимости объединения
Имена:
Ай Вэйвэй · Андрес Серрано · Николай Олейников · Сергей Заграевский
После
победы Войны в конкурсе «Инновация» все настолько бурно, долго и энергозатратно выражали свои мнения, что пришла пора похмельного синдрома, то есть недолгого затишья в околохудожественных будках гласности. И тем не менее по горячим следам небезынтересная ссылка на сайт движения «Россия молодая», участники которого не преминули также выразить свою гражданскую позицию и провели «
арт-пикет» «Х*й в награду Минкульту!». «Движение возмущено даже не тем, что “Война” была удостоена награды
в области современного искусства (кого волнуют сексуальные комплексы членов жюри, принявших такое решение?). Проблема, по мнению “Румола”, заключается в том, что вручение премии экстремистам и хулиганам было профинансировано Министерством Культуры Российской Федерации». Требования у пикетчиков были такие: «Отказаться от бюджетного финансирования Премии “Инновация”» и «Любым законным способом вернуть в бюджет средства, потраченные на организацию Премии, которую получают экстремисты и провокаторы».
В своем ЖЖ Марина Мунк описывает последующие события: «В ответ активистам пришлось выслушать объяснение значения слова
"цензура" из уст гендиректора Государственного музея (на самом деле Центра. —
OS) современного искусства Михаила Миндлина, который также присутствовал при передаче фанерного фаллоса министерству. Он вразумил румоловцев, что их акция призывает чиновников к введению цензуры».
Но, несмотря на этот ультралиберализм, цензура в стране представляется неискоренимой. Новый пример: выставка Антона Николаева и Виктории Ломаско, активистов и участников премии Кандинского этого года, не состоялась именно по этим соображениям. Причем уже в третий раз, теперь — в Международном университете. Вот что пишут художники: «История такова. Ерофеев (Андрей. —
OS) предложил Вике сделать персоналку в галерее Международного университета. Основной объем выставляемых работ — это наши совместные репорты на остросоциальные темы. В последний момент Международный университет выставил условия, чтобы мы сняли с выставки два наших репортажа
1) О том, что в Полиграфе незаконно увольняют преподов
2) О незаконном строительстве в городе Москве
Первое объяснили тем, что не хотят портить отношения с руководством Полиграфа (МГУ Печати)
А второе тем, что Лужков читает в их университете лекции.
Мы с Викой сказали, что отказываемся убирать работы с выставки
Представительница Международного Университета сказала, что тогда выставки не будет».
В ЖЖ
Антона Николаева — полный текст, прослеживающий несколько историй запретов; настоятельно рекомендуем посмотреть также и комментарии.
Но есть места на планете, где всё еще хуже. Скандал с художником Ай Вэйвэем продолжает набирать обороты. Более тысячи человек посетили
марш в поддержку арестованного художника в Гонконге, в Тейт Модерн все еще продолжается его выставка «
Семечки», а британский художник Хэмиш Фултон в выходные откроет там же свой проект «Медленная прогулка» в его поддержку —
Slowalk (In Support of Ai Weiwei). Суть проекта в том, что зрителям будет предложено вместе с художником совершить тихую медленную прогулку в течение двух часов. Как видно в названии, это форма протеста против ареста Ай Вэйвэя. Здесь также встает вопрос о зрителе, коллективности, участнике и, разумеется, форме. Что из этого получится, насколько эффективной окажется работа и как вообще искусство повлияет на поле политической дискуссии — вопрос времени.
Как стало известно недавно, арестован также адвокат Ай Вэйвэя, который выразил готовность защищать его в суде, если потребуется, а еще бесследно на сегодняшний день
исчез дизайнер его студии. Помимо них, пропало еще несколько человек: друг, водитель, кузен и бухгалтер художника. И это далеко не полный список. На открытое письмо жены Ай Вэйвэя в адрес Министерства общественной безопасности Китая и полиции Пекина не было получено ответа. Многие международные организации пытаются изменить эту ситуацию, но пока все бесполезно.
Читать текст полностью
Но и в райских западных демократиях тоже не все так просто. В Авиньоне после многочисленных протестов была уничтожена старая и ставшая уже классической работа Андреса Серрано Piss Christ (изображающая распятие, опущенное в мочу. — OS), вызывавшая массу скандалов еще с 1989 года, когда республиканский сенатор Джесс Хелмс провозгласил, что Серрано не художник, и поднял вопрос о реформе финансирования сферы культуры. Далее злосчастная фотография была уничтожена на выставке в Австралии, а затем произошло ограбление неонацистами выставки Серрано в Швеции. Во Франции фотография демонстрировалась несколько раз без эксцессов. На этот раз ее показал прославленный парижский галерист Ивон Ламбер на выставке в честь десятилетия своей коллекции. Моментально поднялась волна протестов, инициированных католическим фундаменталистским движением Civitas, которое провело масштабную пиар-кампанию, мобилизовав другие радикальные религиозные группы. Ивон Ламбер жаловался, что с момента открытия выставки почта галереи практически обрушилась от шквала писем с угрозами и требованием снять работу Серрано с выставки. Сам галерист жалуется, что жил в «атмосфере средних веков». Затем фундаменталисты организовали марш к галерее, во главе которого шел региональный представитель партии «Национальный фронт» от Воклюза, любимец местного электората. Галерея закрыла двери и выставила охрану. После этого, утром так называемого Вербного воскресенья, четверо молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет вошли в галерею, нанесли охране удары молотком, который достали из носка, разбили плексиглас и проткнули чем-то острым (предположительно, по версии The Guardian, отверткой) работу Серрано и соседнюю работу, изображающую руки медитирующей монахини. По словам директора галереи, выставка откроется снова с остатками работ, «чтобы люди видели, что делают варвары».
В интервью газете Libération директор галереи заявил, что одной из причин погрома явилась речь Саркози, прославляющая «христианское наследие Франции», которую он произнес в марте в Ле-Пюи-ан-Веле, где проповедовали первые крестоносцы. Все это подняло жаркую политическую дискуссию во Франции. Фредерик Миттеран признал, что имевший место акт вандализма — это атака на основные свободы, то есть свободы творчества и самовыражения, хотя и заметил, что работа могла шокировать аудиторию.
В ответ на эти события группа анонимных художников, протестующих не только против религиозного фундаментализма, но и против засилья рынка и той валоризации, которой подвергается работа Серрано каждый (уже как минимум третий) раз после своего очередного уничтожения, сделали отличный интернет-проект The Resurrection of Piss Christ («Воскрешение обоссанного Христа»). На странице этого сайта есть, помимо собственно манифеста художников и их позиции по поводу себя, церкви и Серрано, возможность совершенно бесплатно скачать полноразмерную фотографию скульптуры Христа (иконографии «Во славе», то есть воскресшего) также в стакане с чьей-то мочой, по-видимому, самих художников, хотя это и не уточняется. Текст на сайте нам кажется очень неплохим, да и в целом проект стоит того, чтобы на него посмотреть.
Чтобы как-то менять ситуацию, люди умеют объединяться перед лицом общей проблемы. Грядет всемирный День труда, а это значит, что совсем скоро первомайская демонстрация, на которую выйдут также и художники, кураторы, критики и другие культурные активисты. В этот раз, продолжая начатую год назад традицию, творческие работники снова организуют свой майский конгресс. Снова он будет поделен на две взаимодополняющие части: практическую и теоретическую. Практическая называется «Мастерская здесь везде». Ее организует художник, активист, член группы «Что делать?» Николай Олейников. Вот что он пишет: «Творческие работники, участники Майского Конгресса выходят на первомайскую демонстрацию, выбирая красно-черные знамена молодых анархистов и социалистов. Искусство шагает в ногу с уличной политикой. Не в первый раз. В 1922 году Диего Ривера, Давид А. Сикейрос, Фрида Кало вышли на первомайскую демонстрацию вместе с мексиканскими рабочими во главе колонны профсоюза технических работников, живописцев и скульпторов. В 33-м в Нью-Йорке Ривера организовал плакатную мастерскую, в которой плакаты и баннеры для демонстрации в числе других рисовал молодой Джексон Поллок, будущий классик “абстрактного экспрессионизма”. История солидарности трудящихся материального и творческого труда, совместного протеста политического и художественного авангарда, разумеется, не ограничивается этими двумя эпизодами. Мы хотели бы подхватить почетное знамя совместной борьбы. И мы выйдем на улицы, приготовив свои знамена». Полный текст здесь.
Теоретическая часть в этот раз посвящена «Обсуждению форм объединения творческих работников». Просим прощения за длинную цитату, но приведем полностью, так как полная информация только в Facebook, а не на сайте:
«Инициативная группа Первомайского конгресса приглашает художников, кураторов, теоретиков, журналистов, переводчиков, дизайнеров, а также других работников сферы искусства и культуры на открытое обсуждение возможных форм объединения творческих работников. Последние два года мы постоянно слышим жалобы на разобщенность художественного сообщества. Некоторые говорят о необходимости создания профсоюза или кассы взаимопомощи, другие призывают «жить дружно» и вернуться к идиллической модели 90-х, когда художественное сообщество многим заменяло большую и дружную семью. Но хорошо ли мы понимаем разницу между профсоюзом, кассой взаимопомощи, ассоциацией и другими формами самоорганизации? И что же на самом деле имеется в виду, когда речь идет о призывах к объединению и солидарности? Отражают ли эти призывы тоску по былой общности, или ситуация коренным образом изменилась, и мы должны учитывать, что институциональный бум нулевых привел к возникновению нового класса наемных работников внутри системы искусства? И кто в таком случае является субъектом этого объединения? Сегодня становится очевидным, что автономной территории современного искусства с ее классическими профессиональными рамками (художник-куратор-критик) больше не существует. Важен каждый, кто принимает участие в производственном процессе: от подсобных рабочих до переводчиков и менеджеров. Можем ли мы сегодня говорить о солидарности творческих работников, не включая в эту категорию преподавателей, интеллектуалов или студентов творческих вузов? И наконец, для чего нам вообще нужно объединение творческих работников? Ведь не от тоски по семейной гармонии 90-х мы все чаще задумываемся о необходимости солидарных действий. Чего же мы все-таки хотим? Настало время основательно разобраться в этом и начать действовать!
Мы предлагаем каждому дополнить (или переформулировать) наш список требований. На основании ваших уточнений и ремарок мы сможем прийти к той или иной форме самоорганизации творческих работников, а также составить устав и план действий. Просьба присылать ваши комментарии и дополнения на адрес: [email protected]
Обсуждение состоится 30 апреля в рамках Конгресса творческих работников в Сахаровском центре в 15.00.
Чем мы недовольны и что хотели бы изменить? Мы требуем:
1. Регуляции трудовых отношений со стороны институций и частных лиц:
1.1. легализации трудовых отношений работников временной, частичной или сезонной занятости (заключение контрактов, оплата сверхурочной работы, выработка критериев качества)
1.2. Оплаты труда кураторов, художников и теоретиков, занятых в проектной работе
1.3. Ликвидации категорий «волонтер», прекращение эксплуатации студентов, начинающих художников, кураторов, теоретиков, требование оплаты труда
1.4. Прозрачности при установлении должностных обязанностей для сотрудников институций, уважения со стороны работодателя, соблюдения ТК РФ, оплаты сверхурочных
1.5. Унификации процентных ставок при продаже произведений искусства галереями (вне зависимости от статуса и возраста художника)
2. Пересмотра правил вступления в Союз Художников и другие профсоюзы (дизайнеров, критиков и т.д.)
2.1. Права вступления в Союз Художников без наличия академического образования
2.2. Расширения квот на мастерские, в том числе для молодых художников
2.3. Квот на выставочные и лекционные залы для некоммерческой и независимой деятельности
3. Пересмотра институциональной политики государственных и коммерческих учреждений в сфере искусства и культуры:
3.1. Остановить коммерциализацию некоммерческих, государственных, муниципальных институций
3.2. Реорганизацию работы институций: создание дополнительных рабочих мест для представителей новых или нестандартных профессий (куратор, художник, ведущий долгосрочную проектную работу, исследователь, теоретик); ликвидация музейной бюрократии
3.3. Возможности независимой работы художников, кураторов, теоретиков на территории институций (ликвидация цензуры и самоцензуры, регулирование бюджета и условий продакшна и постпродакшна)
3.4. Гражданского контроля над работой институций (программа, закупка коллекций и т.д.)
3.5. Улучшения условий труда во время работы над проектом (предоставление материалов, помещений для работы)
3.6. Реформа премий «Кандинский», «Инновация» (требование независимой экспертизы, выход из экспертного совета представителей бизнеса, структурная реорганизация экспертного совета, орг. комитета и членов жюри, в которых не должны заседать одни и те же люди, прозрачность)».
Для того чтобы разобраться и составить свое мнение, что же такое майский конгресс, и понять, стоит ли в нем участвовать, стоит зайти на сайт и внимательно его изучить. Мы на OPENSPACE.RU предполагаем обсудить выдвинутые инициативной группой требования.
Кстати, к вопросу об объединениях и союзах художников. Николай Олейников нашел довольно интересную ссылку на сайт некоего «Профессионального союза художников», чьим председателем является Сергей Вольфович Заграевский, который «является главным редактором справочника “Единый художественный рейтинг”, учредителем и хранителем электронной научной библиотеки по истории древнерусской архитектуры «РусАрх», автором многих книг по философии, богословию и истории архитектуры, сказок для детей, статей по художественной критике и истории архитектуры.
С.В. Заграевский — заслуженный работник культуры России (с 2009 года), профессор по специальности “Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия” (с 2005 года), доктор архитектуры (с 2004 года), кандидат технических наук (с 1992 года), действительный член Российской академии художественной критики (с 2001 года), член Профессионального союза художников России (с 1999 года), член AICA — Международной ассоциации искусствоведов (с 2004 года), член Союза писателей России (с 2001 года)».
Информация цитируется с его личного сайта. Там вообще очень много интересного. И в принципе, это никакого отношения к искусству не имело бы, если бы многие известные нам и хорошо знакомые художники не находились в его «Реестре художников Российской империи, СССР, “русского зарубежья”, Российской Федерации и республик бывшего Советского Союза (XVIII—XXI вв.)». К сожалению, какой рейтинг присвоен, например, Олегу Кулику, мы узнáем, только купив соответствующую книгу.
Ну и напоследок, чтобы все же попытаться политизироваться накануне Первомая, ссылка на недавнее умопомрачительное интервью одного российского художника, некогда получившего премию Кандинского. «То, что лидерами проекта “Имя России” станут Ленин, Сталин и Грозный, было совершенно очевидно. Более того, впервые выбор народа {-tsr-}так отчетливо совпал с моим внутренним выбором. Но появление таких личностей во властной элите сейчас невозможно, и это, безусловно, патология. В последние десятилетия Россия радикально свернула со своего исторического пути. Мне, геополитику, совершенно очевидно, что многострадальные обломки наших территорий сейчас не образуют единства». А вот трезвое замечание: «Беспартийным на сегодняшний день не может быть даже выбор продуктов в супермаркете. Что уж говорить о вопросах духа! Конечно же, искусство партийно, тем более современное и тем более актуальное. И тот, кто отрицает партийность, — или лукавит, или не отдает себе отчета в том, что является членом неизвестной ему партии, и поэтому попросту манипулируем».
И еще здесь открытое письмо В.А. Садовничему с просьбой не строить на территории МГУ православный храм.
- Китай назвал причину ареста Ай Вэйвэя, 14.04.2011
- Сергей Ситар. Искусство и территория, 14.04.2011
- Екатерина Дёготь. Почему я голосовала за Войну, 13.04.2011
- Как нам обустроить «Инновацию»? 13.04.2011
- В Пекине задержан художник Ай Вэйвэй, 04.04.2011
- Елена Костылева. Почему пропал Фальковский, 18.03.2011
- Письма о Войне, 10.03.2011
- Андрей Паршиков. Maybe Yes, Maybe No, Maybe Sex, I Don’t Know, 28.02.2011
- Александр Морозов. Ассанж, «Война» и «шея мира», 14.12.2010
- Анатолий Осмоловский. О группе «Война» и не только о ней, 10.12.2010
- Нужно ли проявить солидарность с группой «Война»? 20.11.2010
- Елена Костылева. Война народная, 13.07.2009
- Давид Рифф. Группа «Война»: политический протест или провокация? 07.07.2008
http://grani.ru/blogs/free/entries/188149.html
Грани.Ру | Ломаско и Николаев: Про отмененную выставку и подлость цензуры:
"У нас неделю назад должна была открыться персональная выставка в галерее Международного университета в Москве, которую собирался курировать опальный Андрей Ерофеев. Но этого не произошло из-за цензуры. Университет не разрешил нам выставить работы, критикующие отставного мэра Лужкова, так как его назначили деканом факультета управления крупными городами. Также нам предложили снять репортаж с суда над несправедливо уволенными преподами Полиграфа. Последнее не устраивало потому, что у Международного с Полиграфом хорошие отношения. Мы отказались убирать работы из экспозиции. Ерофеев предложил нам пойти на компромисс, оставить Полиграф, но не показывать Лужкова. Но мы все равно отказались. Университет отменил выставку.
Полностью здесь: http://grani.ru/blogs/free/entries/188149.html