Семимильная джентрификация регионов, жюри «Инновации» стоит стеной за Войну, кляузы в Третьяковке, итальянский аттракцион невиданной щедрости
Имена:
Александр Авдеев · Ирина Лебедева · Марат Гельман
Пока ливийский лидер Муаммар Каддафи прочит американскому и французскому президентам славу Гитлера и Муссолини — в Японии просто кошмар. Еще больший кошмар
в комментариях Никиты Михалкова о трагедии в Японии. О Египте Ширин Нешат уже
смонтировала какой-никакой клип. А у нас следующее:
«Говорят, что за этот год Россия дала неслыханный рост миллиардеров. Их стало на 30% больше. А уровень доходов простых россиян как был, так и остался на 97-м месте в мире.
Как и две тысячи лет назад, во времена Гая Петрония Арбитра, автора «Сатирикона», который описал пиры Трималхиона, ныне рабы могут стать нуворишами, а господа быть опущены в ад рабского существования: подполковник — становится правителем России, хозяин ЮКОСа — попадает на галеры; миллиардер Прохоров, выражаясь языком Шукшина, устраивает с девочками «забег в ширину» в Куршевеле, а продюсер «Землян» разводит Алена Делона, Монику Белуччи, Микки Рурка, Курта Рассела, Шерон Стоун и самого Владимира Владимировича, который в присутствии мировых звезд примеряет на себя роль подгулявшего шансонье...
И ждать Апокалипсиса не надо. Города горят. Атомные станции взрываются. Гигантская волна смывает пажити. В музее PERMM — ПИР ТРИМАЛХИОНА».
Эта
захватывающая цитата из пермских «Аргументов и фактов». В Перми, как видно, все надежды только на АЕС+Ф в решении всех вышеперечисленных вопросов.
Но ведь не одни АЕС+Ф есть у пермяков и прочих российских городов! Главный арт-менеджер российских регионов Марат Гельман продолжает свое победоносное шествие.
На очереди — Тверь с ее «
Гуманитарным Сколково».
Здесь довольно развернутое и крайне увлекательное обсуждение. Но и это еще не все. Участь джентрифицированного посредством современного искусства города ждет еще и
Самару, и, может быть, Казань. И все это, по словам самого Марата, — «путь к сшивке страны».
Вот здесь «Народное телевидение АИФ» дает вам уникальную возможность испить под чашечку кофе в бесплатном буфете «Единой России» всю неизбывную тоску по ушедшей культуре и попробовать сладкие сливки будущей». А
вот здесь комментарий Александра Авдеева по поводу проекта «Пермь — культурная столица Европы».
В Москве тем временем подходит к концу скандал с номинированием, деноминированием и восстановлением в номинации группы
Война. Для тех, кто последний месяц был где-нибудь в Гималаях, содержание предыдущих серий
здесь и
здесь. После этого произошли следующие события: Министерство культуры
отказалось участвовать в качестве регулирующего органа в скандале между ГЦСИ и
Войной, хотя до этого
собирались оказать помощь конкурсу. Руководство ГЦСИ переложило решение вопроса на оргкомитет конкурса этого года (состав которого общественности неизвестен). Однако: «В связи с тем, что члены Оргкомитета конкурса с 5 марта до настоящего времени не успели принять коллегиальное решение о выдвижении работы (акции) группы Война «Х.й в ПЛЕНу у ФСБ» в состав номинантов VI конкурса ИННОВАЦИЯ, а Экспертный совет конкурса выдвинул вышеуказанную работу в состав номинантов VI конкурса ИННОВАЦИЯ, организаторы конкурса приняли решение экспонировать на выставке номинантов VI конкурса ИННОВАЦИЯ работу (акцию) группы Война «Х.й в ПЛЕНу у ФСБ», признавая за Оргкомитетом право окончательного решения о составе номинантов конкурса». Полный текст письма
здесь. После этого последовало
обращение членов жюри VI конкурса ИННОВАЦИЯ, в котором сообщается, что жюри будет «выбирать победителей из шорт-листа номинантов, определенного голосованием Экспертного совета конкурса. Этот шорт-лист является официальным и окончательным, он оглашен публике и размещен на сайте ГЦСИ». Возможно, это финал истории, хотя стоит, конечно, подождать церемонии награждения.
Читать текст полностью
Один из членов жюри, Андрей Ерофеев, не так давно написал статью, в которой попытался проанализировать учащающиеся проблемы современного искусства с представителями силовых структур, опираясь в числе прочего и на опыт группы Война. Статья очень тревожная, с громкими и, безусловно, важными вопросами и тезисами: «Люди в черном, разорившие мастерские в Лебяжьем, травящие Лоскутова, преследующие Воротникова, хотят, в сущности, того же. Я бы назвал их действия попыткой “нормализации” художественной области, последовавшей за окончанием аналогичной программы в сфере экономики. В бизнесе им весьма быстро и успешно удалось подавить политическую фронду, дух независимости и критицизма. Похожим образом ситуация может развиться и в искусстве. Если усилиями людей в черном, а также коллаборационистов из Министерства культуры, из музеев и выставочных залов авангардистская составляющая нашей культуры будет подорвана, мы снова и на долгие годы скатимся в болото эстетического застоя».
Интересная реакция на эту статью художников, теоретиков и кураторов — на рассылке Grundrisse. Вот, например, что пишет Дмитрий Гутов:
«В целом, конечно, разгромить эту статью с искусствоведческих позиций не проблема.
И представления об авангарде.
И представление о стилистических переменах 1930-х.
И то, что на смену лидерам: Острецову, Литичевскому, Фальковскому и Синим Носам, "ощущающим свою ответственность за согласование вектора развития жизни и вектора становления искусства”, “вышедшим за пределы профессии в сферу философии, политики и жизнестроительства”, приходят на смену маргиналы: Кузькин, Белый, Алимпиев и Желудь, “высказавшиеся за приоритет профессионально-художнической работы над творческой суетой”».
И далее Гутов пишет:
«Однако вопрос, поставленный Андреем, по сути не так смешон.
Переживаем ли мы действительное вмешательство “органов” в художественную жизнь?
Собираются ли они тут попробовать навести какой-то порядок?
И шире: как складывающаяся общая атмосфера в стране отражается на самой характеристике разных работ?»
Там еще много интересного по этому поводу, много критики, но основные вопросы все же поставлены Гутовым.
Тем временем в ЦСК «Гараж» открылась выставка «Фантомные монументы». Куратор выставки — Юлия Аксенова, номинант VI конкурса «Инновация», бывший сотрудник все того же Андрея Ерофеева в отделе новейших течений ГТГ. Ее выставка вызвала горячие обсуждения на страницах Живого Журнала. Основной пункт, который подвергается анализу художников, теоретиков, критиков и сочувствующих — роль куратора сегодня, второй пункт — плагиат, повторы и апроприации, общие места в работах авторов. Одно из мнений высказывает художник Миша Мост: «Да, зачастую куратор берет на себя слишком большую роль вплоть до вмешательства в произведение, при этом не все кураторы достаточно компетентны, и не все 100% доверяют художнику его дело.
Только вчера после выставки в своем кругу это обсуждали... И конечно, работа куратора помогать художнику, будь он один, либо взаимодействию в группе, причем в дискуссиях, а не диктовать и распределять деньги».
«Кто, как и для кого» сегодня куратор (Who How for Whom) — вопрос, наверное, злободневный. Так же как и вопрос о государственных музеях (с которым уже начали разбираться в Министерстве культуры, см. ссылку на комментарий Авдеева о Пермском проекте). После того как куратор Ерофеев был уволен из Третьяковской галереи, там произошло еще много важных изменений «сверху». В частности, генеральным директором всей ГТГ стала Ирина Владимировна Лебедева. Как пишет Lenta.ru, «после своего назначения Лебедева рассказала, что разочарована отсутствием интереса публики к выставке современного искусства на Крымском Валу, и заявила, что хочет привлечь зрителя к этому культурному пласту. Также она пообещала изменить стратегию галереи, чтобы сделать ее "музеем XXI века" и наладить контакт с Русской православной церковью по вопросам современного искусства. Как писала "Газета.Ru", Лебедева способна была претендовать на роль не только завхоза, но и музейного идеолога». Так вот, судя по всему, роль идеолога пришло время подтвердить. Дело в том, что 18 марта широкую огласку получило анонимное письмо-донос на адрес министра культуры РФ Александра Авдеева, Администрации Президента и Генпрокуратуры, опубликованное на странице Живого Журнала, озаглавленного на тот момент «Официальный журнал сотрудников Государственной Третьяковской галереи» — теперь же, спустя четыре дня, он называется просто tretyakovblog. Сейчас письмо удалено из этого журнала, поэтому приводим ссылку на другой блог, где содержится этот текст. Анонимные сотрудники Третьяковской галереи обвиняют директора как минимум в том, что, «пожалуй, впервые за всю многолетнюю историю сейчас сложилась ситуация, когда стоит под вопросом само существование Галереи!». Далее эта ситуация расшифровывается и описывается. Злоупотребление должностными полномочиями, растраты, назначение на ключевые должности своих родственников, организация коррупционной схемы на строительстве и реставрации выставочных площадей, и даже сообщается, что Ирина Лебедева «незаконно заняла служебную квартиру по адресу Лаврушинский пер., д. 10, кв. 9, принадлежащую галерее на праве оперативного управления».
Александр Авдеев назвал обвинения в адрес руководства Третьяковки беспочвенными. «Ирина Лебедева — прекрасный, компетентный руководитель и мужественная женщина. В Третьяковской галерее при предыдущем директоре хозяйство было предельно запущено. Лебедева за короткий период расчистила все завалы, в том числе и финансовые, сделала деятельность музея прозрачной». После того как был опубликован этот комментарий, текст письма в блоге был удален, блог переименован, и в нем появилось следующее сообщение: «Министр культуры ответил на наше обращение. Подробнее.
Поскольку письмо дошло до адресата, оно удаляется из журнала. Надеемся, что наше мнение позволит улучшить работу, а также сохранить и преумножить фонды одного из величайших музеев страны».
В блоге старшего научного сотрудника отдела новейших течений ГТГ Кирилла Алексеева есть обсуждение этого письма. Сам автор блога пишет: «Подозреваю, что читателей дурят. Нет никаких “46 третьяковских комиссаров”, которым потенциально грозит начальственная кара. Письмо с жульнического “официального журнала сотрудников Государственной Третьяковской галереи” заставляет вспомнить работу Ильи Кабакова “Ящик с мусором”. Аргумент “будучи в нетрезвом виде, хвастался, что им и кем-то еще было украдено почти 4 млн руб.” звучит, повторяет стилистику доносов соседей коммунальных квартир».
Но есть мнение, что история может оказаться еще не исчерпанной. Например, месяц назад подобного рода письмо, но не анонимное, а открытое, с подписями более чем шестидесяти сотрудников Музея декоративно-прикладного и народного искусства, было направлено министру культуры Александру Авдееву с просьбой помочь разрешить конфликт между коллективом и администрацией музея. Текст письма здесь. Министерство культуры пообещало «разобраться».
После местных скандалов, интриг и расследований перейдем к международным. На сайте ArtReview опубликован список самых влиятельных людей в мире искусства. Обрист уступил место Гагосяну, Пинчук сдал позиции (здесь стоит следить за котировками алюминия), зато позиции набрала будущая «куратриче» Венецианской биеннале Биче Куригер. Наверное, нам должно быть понятно, что «просвещение народов» (буквальный перевод креативного названия основного проекта ILLUMI_NATIONS) — дело весьма благодарное. Кстати, в этом году презентация биеннале состоялась в Москве, в посольстве Италии. Смеем предположить, что виной тому — «перекрестные годы», а именно Год Италии в России и Год России в Италии. Их «насыщенная программа включает в себя более 500 мероприятий». Нам уже привезли Рафаэля, на очереди Боттичелли, Джорджоне, Караваджо, Бернини. И вот еще что:
«В числе прочих мероприятий Года Италии, связанных с изобразительным искусством, Дзанарди-Ланди назвал демонстрацию сокровищ Медичи в Кремле с 29 мая по 24 июля, гастроли итальянских работ XX века из коллекции замка Риволи в Мультимедиа Арт Музее в Москве, выставку Антонелло да Мессины, которая пройдет в Третьяковской галерее с 16 сентября по 20 ноября, и открывающуюся в ноябре в {-tsr-}Эрмитаже экспозицию, посвященную итальянскому XIX веку.
Кроме того, в декабре в московском храме Христа Спасителя покажут рождественские вертепы из Неаполя, а в Петербург привезут коллекцию итальянских крестов и распятий».
Более того, перед тем как «Дама с единорогом» уедет в Пушкинский музей, состоится закрытый показ, где обещают продемонстрировать Рафаэля «в свободной интерпретации АЕС+Ф». К сожалению, ссылку дать не можем, поскольку мероприятие совсем закрытое, цитируется по тексту приглашения. Ну разве не пир духа? Ну, или все того же Тримальхиона?