ART-UKRAINE – русская версия. Реверсивная экономика московских галерей. Казус Тер-Оганьян – Мавромати: правая возвышенность и левая ответственность
Имена:
Авдей Тер-Оганьян · Арсений Штайнер · Борис Пастернак · Олег Мавромати
Соседское
То, что на Украине художественная жизнь бьет ключом, давно уже ясно. Теперь за всем этим бурлением можно наблюдать в режиме прямого эфира. Открылся отличный сайт
журнала
ART-UKRAINE. Сам журнал выходит, кажется, с 2007 года. Сайт же открылся недавно, первое сообщение в рубрике новостей датировано 20 августа 2010 года. Выходит журнал на украинском, но теперь его можно читать и на великомогучем наречии. Здесь обстоятельно
рассказывают про историю и современную практику стрит-арта, причем с той же серьезностью, с какой
повествуют о величии безбашенного Караваджо. Толково и деловито информируют о событиях в мире. Например, дано очень корректное описание грядущего перформанса Олега Мавромати «
Свой/Чужой», сделанное Анной Ландиховой. «Разработанный вместе с Дмитрием Пименовым проект предполагает подключение художника к специальному электрическому устройству, посылающему удары током, в соответствии с интернет-голосованием. Каждый, кто считает, что радикальный жест художника, “оскорбляющий чувства верующих”, должен быть наказан — сможет проголосовать за наказание. Голоса “за” и “против” будут аннулировать друг друга. Когда голоса “за” достигнут определенного уровня, электрическое устройство ударит художника током. Акция рассчитана на пять ударов, последний из которых будет смертельным». В отечественной прессе ничего подобного обнаружить
не удалось.
Художник существует!
И, что самое приятное, сайт
бумажного журнала активно размещает на своих страницах и видео. Например, рецензию на состоявшийся в Киеве мини-фестиваль перформансов стало гораздо проще воспринимать после просмотра качественного видеоматериала. Организованная Ларисой Венедиктовой акция названа «
10.10.10» (в дату 10.10.2010 десять художников делают десятиминутные перформансы). Мне особенно пришлась по душе
работа Ольги Комиссар: «На пустую сцену вынесли дощечку с приклеенными на нее туфлями-шпильками, босиком вышла актриса и одела свои стопы в этот “постамент”. 10 минут актриса молчала, партизанским упорным взглядом вдаль отражая ненависть к ней публики». Это даже сильнее, чем
недавний перформанс The artist is present Марины Абрамович.
Читать текст полностью
Даешь самоцензуру!
Бывают все же интересные истории. Вот образованный человек идет на «Арт-Москву», к большинству работ относится заинтересованно, но несколько скептически. Сетует на то, что главные на этом мероприятии галерейщики, а вовсе не художники. Дело обыкновенное. Но этого джентльмена зовут Борис Пастернак, он генеральный директор издательства «Время», издающего газету «Время новостей». Там есть сильный отдел культуры, профессиональные сотрудники которого могли бы объяснить Борису Натановичу, руководителю вполне интеллектуального издательства, что «Арт-Москва» — вовсе не выставка (как он думает), а ярмарка, в которой участвуют галереи, занятые выбиванием прибавочной стоимости из искусства. А экспонаты на выставку премии Кандинского отбирал не Андрей Ерофеев (как думает Борис Пастернак), а экспертный совет. И тогда бы удалось избежать некоторой неловкости. Интеллигентные люди все же.
Несимволическая экономика
Торговля искусством — дело высокое. Все очень хорошо и честно разъяснил Илья Вольф, исполнительный директор «Айдан-галереи». Смущает только фраза, вынесенная в заголовок: «Галерея никогда не приносит прибыль». Наверное, проблема только в (не побоюсь этого слова) Ментальности. Богатые и успешные почему-то полагают у нас нужным представляться больными и убогими. Как критик сугубо левоориентированный, я полагаю общественно-полезной деятельность по перенаправлению части прибыли, полученной от продажи предметов искусства, на общественные нужды, каковыми и являются публичные выставки в частной галерее. Однако по логике Ильи Вольфа получается, что косвенно сами художники инвестируют в эти общественные события, поскольку галерея получает не только комиссионные от продажи, но и одну работу в качестве возмещения расходов на устройство выставки.
Выжигание
Из разговора Олега Мавромати и Дмитрия Пименова, опубликованного пермской интернет-газетой «Соль», следует, что в России художник Мавромати преследуется за свои религиозные, хотя и весьма экзотические убеждения: «Я абсолютно не материалист! Тогда, в 2000-м, меня интересовала проблема христианского юродства и метафизики. Мне хотелось узнать о возможности воздействовать на некий сакральный интерфейс такими действиями». (Речь идет об акции «Не верь глазам», за которую и было возбуждено дело по пресловутой 282-й статье.) Кстати, типовым фашизоидным доводом в пользу доказательства факта разжигания художниками межнациональной розни является озвученный Богданом Мамоновым тезис о том, что подобного рода действия невозможны в отношении мусульманства или иудаизма (см. «Ссылки» прошлой недели). Но, как оказалось, легко возжигаются только православные. Мавромати подробно рассказывает о своем перформансе, в ходе которого он манипулировал с тефилином, важным сакральным объектом в синагогальном ритуале: «Я решил использовать свою кожу как поверхность для текста из тефилина, на мне были закреплены датчики, снимающие болевые ощущения. А мои ассистенты выжигали паяльником у меня на спине инструкцию по изготовлению тефилина».
Но никаких сведений о том, сочли ли представители иудаизма такие действия кощунственными и сообщили ли о том в прокуратуру, не имеется.
Поддержки и передержки
Олег Мавромати полагает, что он не получает от своих коллег никакой поддержки, потому что «художественная среда по определению не готова воспринимать метафизические исследования, потому что она базируется на каких-то левоматериалистических установках». К сожалению, он ошибается. Авдей Тер-Оганьян, преследуемый все по той же 282-й статье, но уже за свои атеистические воззрения, пытался поднять художественную общественность в защиту Мавромати на выставке в Лувре. Общественность категорически увильнула от ответственности. См. довольно развязный репортаж с открытия выставки «Контрапункт» в издании «Частный корреспондент» и решительное резюме Дианы Мачулиной: «Цензура мелко нарезается до салатика из придуманных случайностей, который уже легко переваривается публикой».
Напомню, что этот массовый отказ наших художников от ответственности и солидарности происходил в подвале Лувра, вокруг которого свирепствовали леволиберальные демонстранты вышедшие на улицы с лозунгами ответственности и солидарности.
Все — направо!
Теоретическое и этическое обоснование этического фатализма, принимаемого за возвышенный неоконсерватизм, дал Арсений Штейнер в газете «Время новостей». Он пишет: «Левый крен зарубежных интеллектуалов понять можно, эти комнатные леваки желают абстрактного добра и не нюхали вдохновленных левыми идеями революции, чисток, {-tsr-}коммуналок, топтунов и бесплатной медицины. Но мы не на Западе, здесь быть левым вне пределов панковской субкультуры, по-моему, означает не уважать ни себя, ни историю своей страны». Тезис о панковской левизне выглядит весьма занимательным. Но истинный неоконсерватор будет просто обязан спрятать голову в песок в тот самый момент, когда староконсерваторы пойдут громить праволиберальную газету «Время новостей». Потому что нужно уважать историю своей страны!
И для плакатов: Менагеры! Идите в жопу!