ART-UKRAINE – русская версия. Реверсивная экономика московских галерей. Казус Тер-Оганьян – Мавромати: правая возвышенность и левая ответственность
Соседское
То, что на Украине художественная жизнь бьет ключом, давно уже ясно. Теперь за всем этим бурлением можно наблюдать в режиме прямого эфира. Открылся отличный сайт
Читать!
Художник существует!
И, что самое приятное, сайт бумажного журнала активно размещает на своих страницах и видео. Например, рецензию на состоявшийся в Киеве мини-фестиваль перформансов стало гораздо проще воспринимать после просмотра качественного видеоматериала. Организованная Ларисой Венедиктовой акция названа «10.10.10» (в дату 10.10.2010 десять художников делают десятиминутные перформансы). Мне особенно пришлась по душе работа Ольги Комиссар: «На пустую сцену вынесли дощечку с приклеенными на нее туфлями-шпильками, босиком вышла актриса и одела свои стопы в этот “постамент”. 10 минут актриса молчала, партизанским упорным взглядом вдаль отражая ненависть к ней публики». Это даже сильнее, чем недавний перформанс The artist is present Марины Абрамович.
Даешь самоцензуру!
Бывают все же интересные истории. Вот образованный человек идет на «Арт-Москву», к большинству работ относится заинтересованно, но несколько скептически. Сетует на то, что главные на этом мероприятии галерейщики, а вовсе не художники. Дело обыкновенное. Но этого джентльмена зовут Борис Пастернак, он генеральный директор издательства «Время», издающего газету «Время новостей». Там есть сильный отдел культуры, профессиональные сотрудники которого могли бы объяснить Борису Натановичу, руководителю вполне интеллектуального издательства, что «Арт-Москва» — вовсе не выставка (как он думает), а ярмарка, в которой участвуют галереи, занятые выбиванием прибавочной стоимости из искусства. А экспонаты на выставку премии Кандинского отбирал не Андрей Ерофеев (как думает Борис Пастернак), а экспертный совет. И тогда бы удалось избежать некоторой неловкости. Интеллигентные люди все же.
Несимволическая экономика
Торговля искусством — дело высокое. Все очень хорошо и честно разъяснил Илья Вольф, исполнительный директор «Айдан-галереи». Смущает только фраза, вынесенная в заголовок: «Галерея никогда не приносит прибыль». Наверное, проблема только в (не побоюсь этого слова) Ментальности. Богатые и успешные почему-то полагают у нас нужным представляться больными и убогими. Как критик сугубо левоориентированный, я полагаю общественно-полезной деятельность по перенаправлению части прибыли, полученной от продажи предметов искусства, на общественные нужды, каковыми и являются публичные выставки в частной галерее. Однако по логике Ильи Вольфа получается, что косвенно сами художники инвестируют в эти общественные события, поскольку галерея получает не только комиссионные от продажи, но и одну работу в качестве возмещения расходов на устройство выставки.
Выжигание
Из разговора Олега Мавромати и Дмитрия Пименова, опубликованного пермской интернет-газетой «Соль», следует, что в России художник Мавромати преследуется за свои религиозные, хотя и весьма экзотические убеждения: «Я абсолютно не материалист! Тогда, в 2000-м, меня интересовала проблема христианского юродства и метафизики. Мне хотелось узнать о возможности воздействовать на некий сакральный интерфейс такими действиями». (Речь идет об акции «Не верь глазам», за которую и было возбуждено дело по пресловутой 282-й статье.) Кстати, типовым фашизоидным доводом в пользу доказательства факта разжигания художниками межнациональной розни является озвученный Богданом Мамоновым тезис о том, что подобного рода действия невозможны в отношении мусульманства или иудаизма (см. «Ссылки» прошлой недели). Но, как оказалось, легко возжигаются только православные. Мавромати подробно рассказывает о своем перформансе, в ходе которого он манипулировал с тефилином, важным сакральным объектом в синагогальном ритуале: «Я решил использовать свою кожу как поверхность для текста из тефилина, на мне были закреплены датчики, снимающие болевые ощущения. А мои ассистенты выжигали паяльником у меня на спине инструкцию по изготовлению тефилина».
Но никаких сведений о том, сочли ли представители иудаизма такие действия кощунственными и сообщили ли о том в прокуратуру, не имеется.
Поддержки и передержки
Олег Мавромати полагает, что он не получает от своих коллег никакой поддержки, потому что «художественная среда по определению не готова воспринимать метафизические исследования, потому что она базируется на каких-то левоматериалистических установках». К сожалению, он ошибается. Авдей Тер-Оганьян, преследуемый все по той же 282-й статье, но уже за свои атеистические воззрения, пытался поднять художественную общественность в защиту Мавромати на выставке в Лувре. Общественность категорически увильнула от ответственности. См. довольно развязный репортаж с открытия выставки «Контрапункт» в издании «Частный корреспондент» и решительное резюме Дианы Мачулиной: «Цензура мелко нарезается до салатика из придуманных случайностей, который уже легко переваривается публикой».
Напомню, что этот массовый отказ наших художников от ответственности и солидарности происходил в подвале Лувра, вокруг которого свирепствовали леволиберальные демонстранты вышедшие на улицы с лозунгами ответственности и солидарности.
Все — направо!
Теоретическое и этическое обоснование этического фатализма, принимаемого за возвышенный неоконсерватизм, дал Арсений Штейнер в газете «Время новостей». Он пишет: «Левый крен зарубежных интеллектуалов понять можно, эти комнатные леваки желают абстрактного добра и не нюхали вдохновленных левыми идеями революции, чисток,
Читать!
КомментарииВсего:4
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3455951
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2346091
- 3. Норильск. Май 1273712
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 899209
- 5. ЖП и крепостное право 853090
- 6. Закоротило 824468
- 7. Не может прожить без ирисок 792242
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 766449
- 9. Коблы и малолетки 745306
- 10. Затворник. Но пятипалый 479320
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 409778
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 374973
И для плакатов: Менагеры! Идите в жопу!