Как раз патетический отказ от «политического» в пользу «пластического» и превращает произведение искусства в подгоревшую манную кашу с комками.

Оцените материал

Просмотров: 12235

Аполитизм как опасный мейнстрим

Андрей Ковалев · 21/09/2010
Рубинштейн против аполитического. Гламурный марксизм и упражнения в атрибуции. Вадим Захаров выложил свой архив в сеть

Имена:  Александр Слюсарев · Вадим Захаров · Герман Титов · Константин Латышев · Лев Рубинштейн · Мэтью Боун · Сергей Шутов · Тошио Саеки

©  OPENSPACE.RU

Аполитизм как опасный мейнстрим
Аполитическое бессознательное
Прекрасный наш Лев Семенович Рубинштейн в интервью Заре Абдуллаевой выступил с очень важным заявлением относительно прямого высказывания в современной ситуации: «В 70-еначале 80-х годов меня в искусстве раздражало все, условно говоря, политическое. Социальное. И мы тогда все, и соц-артисты, и те, кто, как я, опосредованно, через язык обиходной жизни как раз занимались деконструкцией мейнстрима общественного сознания. Советского либо антисоветского. В какой-то момент мы решили, что это, в общем, одно и то же, потому что говорило на одном языке. Мне кажется, что сейчас самый опасный и отстойный мейнстримэто как раз аполитизм. И именно его и следует деконструировать. Если сейчас и пришло время прямого высказывания, то на эти темы. Этот новый мейнстрим очень поощряется властью: ребята, вас это все не касается, мы тут сами все решим, а вы развлекайтесь».

Для сравнения — короткий манифест аполитизма от Сергея Шутова в его ЖЖ:


«Революционный пафос стоит на позиции политического патернализма, на убежденности в чудодейственных возможностях государства. Как следствие, пластическая составляющая искусства кажется чем-то необязательным. Пластическая несостоятельность и тормозит поступательное движение искусства в России уже 150 лет». 

Вот тут я и вынужден твердо заявить, что как раз патетический отказ от «политического» в пользу «пластического» и превращает произведение искусства в подгоревшую манную кашу с комками.

Будь ближе к народу
В ЖЖ-сообществе glamur_marxism обнаружено следующее изображение, вызвавшее проблемы чисто музейно-академического свойства.

(Осторожно, детям до 16 и прочим первертам не смотреть ни в коем случае!) Картина неизвестного автора обладает рядом признаков, которые соотносятся с некоторыми особенностями стиля Константина Латышева. Однако некоторая вялость композиции, примитивность объемно-пространственного решения и сухость живописного почерка при исполнении инкарната не позволяют атрибутировать данное произведение этому мастеру. Для сравнения можно привести работу «А может, это и есть настоящая любовь».

Возможно, что мы имеем дело с целым движением последователей и продолжателей дела Константина Латышева. Для понимания размаха этого течения в интернациональном контексте следует обратить внимание на творчество художника Тошио Саеки, внимательно присмотреться к которому предложил известный слововед-экстремист Алексей Плуцер-Сарно.

Критикуй институции! Или...
Решительная и тонкая Анна Толстова по поводу премии Кандинского и нравов в нашем славном художественном сообществе.

«Молодая художница, выигравшая трехмесячную стажировку во Флоренции, заявила, что Флоренцию эту в гробу видала, а лучше бы дали наличными (пожелание учли — стажировки для молодых художников были конвертированы в деньги). А последний автор “проекта года”, сорвав куш, произнес со сцены концертного зала “Барвиха Luxury Village” пламенную речь, обличая пороки нового русского капитализма и призывая едва оторвавшихся от обильного фуршета мастеров искусства к независимости от рынка и власти денег. Временами кажется, что премию Кандинского следовало бы переименовать в премию Хармса».

Анна Толстова, конечно, выступает с позиций кормящего ее крупного капитала. Дескать, дали денег — молчи. Мы с ней, конечно, не согласны. Но что-то тут и правда не вполне логично. О чем-то художникам следует задуматься…

Современные архивы
В своем патетическом выступлении на прошлогоднем вручении премии Кандинского Вадим Захаров много говорил о том, что никакой архивации худпроцесса и былых достижений не происходит. Но это не так — сам Вадим много сделал для этой самой архивации. Поэтому представляю — сайт «Московский концептуализм». С припиской — «представленный Вадимом Захаровым».

Наверное, чтобы не было путаницы с материалами, собранными на одноименном сайте Сергеем Летовым, на захаровском сайте собраны материалы из его личного архива, правда, еще не все материалы выложены в сеть. Но дело хорошее. Для студенчества и малоимущих слоев населения очень рекомендую совершенно бесплатно выложенные в формате pdf криги из «Библиотеки московского концептуализма» издателя Германа Титова.

За дело!
Что же касается премии Кандинского, то Андрей Ковалев свое мнение уже высказал в месте, для того приличествующем. Я готов оказывать всяческое со своей стороны давление на жюри. Настоятельно рекомендую предаться медитации и посмотреть на подсыхающие лужи и восхитительно ободранные стены на персональном сайте покойного Сан-Саныча aka фотограф Александр Слюсарев (1, 2).

З.Ы.

Печальная новость: Мэтью Боун, с британским прилежанием поставлявший нам прекрасные gossips в своем персональном блоге IZO, сообщил, что контору закрывает, поскольку будет писать книжку о взаимоотношениях между всякими антиками (ancient relics) и современным искусством.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:6

  • sergey-shutov· 2010-09-21 23:01:11
    Вот тут и я и вынужден твердо заявить, что от патернализма и убежденности в чудодейственных возможностях государства хорошо было бы отказаться еще 150 лет назад. Кроме того, политическое искусство и искусство, говорящее на злободневные политические темы, все-таки разные вещи. А если второе кому-то и интересно, искусством оно становится, на мой взгляд, только если подкрепляется художественной (если угодно пластической) убедительностью. Не кажется ли тебе, Андрей, что "манифест аполитизма" вообще оксюморон?
  • kustokusto· 2010-09-22 02:16:33
    Хорошо бы ещё отказаться от модели "Государство - это ОНИ" и приступить к "Государству - это МЫ" - тогда о патернализме будет бессмысленно вообще.
    Но это - в далёком будущем, когда карнавал закончится.
    Прошу прощения , что встрял - пока вы ожидаете ответа Ковалёва.
  • eugenioart-1· 2010-09-23 01:43:42
    наш (мой, твой, их) любимый лева либо все время отдавал свои(мои, твои, их) любимые тексты редактироватъ, либо не редактированный текст населе отдал в печать: я не прочитал даже до середины, но как киевские пысменники, нэ читал. политизированному обществу мы обязанны поклитизированному языку, не тексту, а контексту.... хваит бля, ебатъ мозги. это в этом не катит, бля. лева. проанализируй.
Читать все комментарии ›
Все новости ›