Все наши новые музеи похожи как две капли воды.

Оцените материал

Просмотров: 7800

Энтристы – налево!

Андрей Ковалев · 07/09/2010
Новые и старые музеи в Питере. Осмоловский впал в энтризм. Что бывает из-за рекламы на обложке. Учители и интервьюеры-ученики

Имена:  Анатолий Осмоловский · Аслан Чехоев · Валентин Дьяконов · Леонид Лернер · Сергей Хачатуров

Энтристы – налево!
Музеефицированное бессознательное музея
Сергей Хачатуров (Время новостей, №153, 26 августа, 2010) совершил путешествие в северную столицу, где посетил два свежеоткрывшихся частных музея современного искусства Новый и «Эрарта». Заведения, по его мнению, серьезные и основательные. Но оказывается, есть и проблемы. В «Эрарте» «…пять гигантских этажей бывшего комитета советской партноменклатуры напоминают гигантский депозитарий, в котором хранится все и сразу, а навигация, чтобы не заблудиться, не задана.
В меньшей степени эти претензии относятся к Новому музею, организатор которого, Аслан Чехоев, заручился хорошей профессиональной поддержкой благодаря давним контактам с известными мастерами и исследователями неофициального искусства».

Очевидно, что проблема тут гораздо серьезней. Профессионалы в таких случаях привлекаются исключительно для того, чтобы утвердить список закупаемых ценностей, каковые в таком случае воспринимаются исключительно как объект инвестиций. Очевидно, что и не предполагалось иметь никакого особого «проекта» или «концепции», кроме довольно расплывчатой идеи «собрать все лучшее».

Нерожденные
Поэтому все наши новые музеи и похожи как две капли воды. Тут придется сослаться на Виктора Тупицына, который в свое время желчно отметил в интервью для «ХЖ», что «рождение музея воспринимается как начало времен, чему вполне соответствует поведение устроителей и тех, чьи работы находятся в постоянной коллекции. Соответственно, времяисчисление начинается с этого момента. Создается впечатление, будто музей — родильный дом референта, т.е. самого искусства, искусства-как-такового. Близость референта, его наличное присутствие трактуется как абсолютное знание о нем».

«Музеелогическое бессознательное» тут остается в стороне (книжку Тупицына можно просмотреть здесь).

Но в тексте для «ХЖ» с тем же названием Тупицын сетует на то, что его герои — Леонид Соков и супруги Копыстянские — предпочли делать свои каталоги самостоятельно, без всякого дискурса. Вот тут я коллегу очень даже понимаю с чисто профсоюзной точки зрения.

Как вульгарный марксист, я полагаю, что категорический отказ от концептуальности в надстройке проистекает оттого, что структура наших денежных потоков сама по себе лишена какой-либо концептуальности. И искусству почти невозможно стать чем-то другим, нежели просто-товаром.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:9

  • kustokusto· 2010-09-07 16:34:42
    Война всех против всех (лат. Bellum omnium contra omnes) — понятие социальной теории Томаса Гоббса, описывающее естественное состояние общества до заключения «общественного договора» и образования государства.

    Впервые введено в трактате «Левиафан». (17 век)

    А ведь «общественного договора» снова до сих пор нет - и современное искусство , подражающее биржевым спекуляциям , вместе с остальными медведями - старательно играет на понижение - обваливая общественную биржу вместе с символическими ценностями - к ебеням (простите за мой французский).
  • vesna· 2010-09-08 16:28:34
    Прежде, чем судить, вы в музей сходить не пробовали?
    Что значит "отсутствует навигация"? У каждого зала Эрарты есть название, настенные указатели. Чтобы узнать художника и стиль, в котором он работает, существуют аудиогиды, каталоги. И экскурсоводы в музее есть. Действительно, этим все новые и старые музеи похожи другу на друга.
    А еще в Эрарте есть touch-screen - специальные видеосистемы - прикоснешься к экрану и можешь посмотреть интервью с художником.
    В этом и идея музея - стыковка художника и зрителя. Ни от одного музея мира нельзя требовать абсолютной полноты. Везде - это лишь коллекция, которую захотелось и удалось собрать, купить и т.п. Искусство шире любой коллекции. Это очевидно...
    Каждый месяц в галереях Эрарта открывается новая БЕСПЛАТНАЯ выставка. А вход в музей, конечно, стоит денег. А вы знаете бесплатные музеи? За свет, зарплату сотрудникам и т.п. платить не надо?
    Конечно, картина - товар. Она куплена у художника и выставлена в музее. Из музейной коллекции она не продается...
    Складывается впечатление, что многим все равно что, но лишь бы обругать. Потому что, это круто. Хвалить не круто. А на объективный анализ с указанием плюсов и минусов, с аргументацией - вообще мало кто способен.
  • o247· 2010-09-08 17:47:03
    Ну у нас в ПинчукАртЦентре вход бесплатный, например. Да и не только там.

    "Из музейной коллекции она не продается..." - Прикольно.
  • vesna· 2010-09-08 23:39:11
    А в музее Пикассо в Барселоне вход платный. Да и не только там... :)
    Картины из коллекции музея Эрарта не продаются - это не прикольно, это нормально. Эрмитаж не продает "Данаю" - это прикольно? Возможен обмен, выставки и т.п., продажи - это редкий случай. Продаются картины в галереях. А музей - это постоянная экспозиция.
  • kustokusto· 2010-09-10 23:29:20
    Кто обезумел - тот пропал.
    Что очерствело - то не гнётся.
    Кто Осмоловского читал -
    Тот в цирке больше не смеётся.
  • Gorodskaya· 2010-09-15 12:31:34
    @vesna: Мне кажется, то, что Вы описали - это модель музея из советского прошлого, где искусство, определенное указанием свыше как достойное для сохранения в веках и соответствующее линии партии, должно было храниться вечно. Современные музеи современного искусства :-) - гораздо более интересные институции со своей концепцией и программой, советами и директорами (которые к тому же имеют обыкновение иногда меняться, что часто влечет за собой соответствующие перемены в деятельности музея) и которые являются очень даже активными участниками рынка современного искусства: и продают, и покупают, и меняют, и сдают в аренду, и все остальное, что только можно представить (хотелось бы надеяться, что в рамках законного).
  • kotomish· 2010-09-19 20:34:05
    Судя по фотографиям, Эрарта это очень странная институция!
  • Xa· 2010-09-27 17:25:51
    Да...Ничего не меняется... «Я роман Пастернака не читал, но осуждаю!..»
  • Naive_Bazen· 2010-10-02 14:17:38
    Проблема "Эрарты" - в собственной презентации. Как-то на "Музей современного искусства" не тянет, уж много сомнительного под статусом коллекции.
    А вообще,да... "город ждал", но и ждать будет продолжать.
Все новости ›