Древняя икона едет на дачу, таганское правосудие на открытках, активисты Уличного Университета как русские yes-men, интервью с куратором программы «Старт»
Как мы уже
сообщали, администрация Русского музея в Санкт-Петербурге получила из Министерства культуры распоряжение выдать икону Торопецкой Богоматери для богослужения в храм Александра Невского, расположенный в элитном коттеджном поселке «Княжье озеро» под Москвой. Первым эту информацию
сообщил «Коммерсантъ». В газете «Взгляд» выступил заведующий отделом древнерусского искусства Института искусствознания Минкультуры Лев Лившиц, который
рассказал,чем может обернуться выдача иконы. «Союз попов, денег и власти в преступлениях против искусства», — комментирует Дмитрий Гутов в рассылке
Grundrisse.
Справка о состоянии сохранности иконы, а также критический комментарий относительно ситуации в целом по этому поводу есть в ЖЖ сотрудника Третьяковской галереи
Левона Нерсесяна, в прошлом году активно выступавшего против выдачи «Троицы» Андрея Рублева в Троице-Сергиеву лавру для церковного богослужения. В его же блоге —
историческая справка о Торопецкой иконе, написанная искусствоведом Ириной Шалиной. А на сайте радио «Эхо Москвы» — полемический ему
текст журналиста Матвея Ганапольского, усматривающего в факте временной выдачи иконы своего рода «моральную компенсацию» меценату, выделившему деньги на восстановление Корсунско-Богородицкого собора (икона хранилась в нем до 1920-х годов).
Таганское правосудие на открытках
Художница Виктория Ломаско
выложила в своем ЖЖ некоторые из открыток, нарисованные ею совместно с художником и активистом Антоном Николаевым по мотивам суда над Андреем Ерофеевым и Юрием Самодуровым. Зарисовки наиболее ярких и характерных моментов из зала заседания, в том числе провокативных выступлений художников из группы «Бомбилы», «Война» и др.
Фальсификация как продолжение истории другими средствами
25 ноября активисты Уличного Университета в Санкт-Петербурге устроили интересную провокацию на историческом факультете СПбГУ. Довольно интересный пост с большим количеством фотографий. Если мы правильно поняли, два переодетых студента сыграли мракобесных историков-ревизионистов из регионов. Выступали они на конференции «Уроки истории. Вторая мировая война и история России и мира 20—21 веков» с субверсивным докладом: «ВТО играет по отношению ко всем странам периферии одну и ту же роль: не допустить, чтобы колонии стали в будущем конкурентами, и для этого отнять у государств периферии право на самостоятельное законодательство и регулирование, касающееся деятельности капитала метрополий в этих странах. Именно на этот звон и отзывается покалеченное имперское сознание, перенявшее от советской эпохи консервативный пафос и риторику, но отбросившее инструментарий марксистского анализа экономической подоплеки политических процессов. Именно это наиболее надежно утаивает либеральная пропаганда, выставляя любую идею противостояния Западу и транснациональному капиталу как консервативный бред. Мы выступаем против деятельности пропагандистов на территории университета и инструментализации образования господствующими политическими силами». Весь текст
здесь.
Читать текст полностью
Молодой художник понимает, что занимается модным делом
Большое интервью у Анастасии Шавлоховой, куратора программы молодого искусства «Старт» на «Винзаводе», взяла Ирина Кулик. На вопрос, «что из себя представляет, так сказать, среднестатистический молодой художник», она отвечает, что «ему примерно 23 года, он знает, что занимается модным делом, — он же современный художник, он неплохо разбирается в основных тенденциях и имеет некое представление о современном художественном процессе: знает, что должен сделать художник сам, и понимает, кто такой куратор, знает, что у выставки должен быть бюджет». И откуда они всё это знают, спрашивает Ирина. «Интернет. Все они продвинутые пользователи, ведущие ЖЖ и читающие OpenSpace. Но и более традиционные способы самообразования — книжки они также читают». На следующий вопрос, есть ли какая-то общая идеология, которая отличает это поколение, Шавлохова не дает ответа и излагает свою идеологию: «…с акционистами или с людьми, занимающимися “протестным” искусством, я просто не знаю, как работать». Заявки от них приходят, «к несчастью, в большом количестве», Протестуют они «против зомбирования общества <...> и против современного искусства. Радикалы считают, что только они поняли, как работает арт-система, и вот сейчас немедленно подорвут ее, раскроют всем глаза, покажут изнанку, например, то, что все художники работают только для денег».
Критики о Яне Фабре
Одним из наиболее ярких событий прошлой недели, затрагивающим, не столько художественную сцену, сколько театральную, стал спектакль «Оргия толерантности» режиссера и художника Яна Фабра, прошедший в московском Центре Мейерхольда. На этой неделе российская пресса разродилась рецензиями — хоть и не такими многочисленными. Торжество абсурдизма и нарушение границ, исполненное на границе инсталляции и перформанса, «чья эстетика не менялась радикально со времен Средневековья», видит в постановке Дмитрий Бавильский. Алена Солнцева во «Времени новостей» называет спектакль «очень простым, сатирическим и вполне безобидным… с традиционным для западного общества обличительным запалом, направленным против “диктатуры счастья”», оговаривая относительно последнего, что для России это «не только непривычный, но и не вполне понятный жанр», если учесть культурную специфику и особенности социально-экономического развития страны. Противоположную оценку дает Алена Карась в «Российской газете»: «...примитивность и буквализм фабровского памфлета съедают горечь и соль его разоблачений, лишают их ярости и силы, делают частью того самого распада, который он так желчно диагностирует». А критик Дина Годер в своем блоге по поводу постановки высказывается метко и лаконично: «…то, что принимали за критику действительности, оказалось просто плохим характером». Что касается критики, которая в «Оргии» в провокативной и балаганной форме буквально «хлещет через край», то ее объект Фабр понимает вполне шаблонно и консервативно, в интервью журналу «Власть» попрекая церковь за излишнее табуирование телесности и походя пиная современный культ молодости и красоты.
Умерла Жанна-Клод
Прошедшая неделя также ознаменовалась одним печальным событием: в Нью-Йорке от аневризмы головного мозга умерла художница Жанна-Клод, участница знаменитого дуэта Христо и Жанна-Клод. Некролог в газете «Коммерсантъ» описывает жизненный путь художницы в немного романтической манере.
По-английски
О Лувре в Абу-Даби
На острове Саадият в Абу-Даби строится филиал Лувра. Архитектор — Жан Нувель. Здесь на фотографии он и заказчик — шейх Султан бен Тахнун аль-Нахайян — под моделью крыши этого музея, который планируют построить к 2013 году. Пока неизвестно, какое искусство там будут показывать. Категорически исключаются обнаженные и масса всего другого. Что ж, если Лувр Абу-Даби на может показывать обнаженное женское тело, то, может быть, вместо этого — гигантские статуи Жана Нувеля и шейха Султана бин Тахнуна аль-Нахайяна? По-моему, неплохо. Интересно, как обвал экономики Эмиратов будет влиять на все эти планы.
Как художники страдают от кризиса
Газета «Нью-Йорк таймс» сообщает об исследовании, проводившемся онлайн, целью которого было выяснить, как повлиял экономический кризис последнего года на жизнь людей разных художественных профессий. Из опрошенных 5300 человек 18% заявили, что их зарплаты снизились более чем на 50%. Очень интересная статья. Надо бы такое исследование сделать на OPENSPACE.RU.
Кризис, недвижимость и современное искусство
В Нью-Йорке кризис рынка недвижимости открыл много возможностей для некоммерческих художественных инициатив, пишет газета The Arts Newspaper. Возникает симбиоз между девелоперами, которые, с одной стороны, хотят раскрутить и «согреть» свои пока не заселенные объекты, а с другой — кураторов и художников. Все это в Нью-Йорке приобретает уже институциональный характер. Как замечает Элена Хейс из PS1, это все довольно-таки сильно отличается от подобных практик в ее молодости.
То есть момент буквализации политического бессознательного был, но носил прежде всего визуальный характер. А вот листовка, напротив, была вполне "прямой". Собственно непонятно почему ты называешь этот текст субверсивным или что ты тогда под этим словом имеешь в виду.