Оцените материал

Просмотров: 69692

Джон Берджер. Способы видеть

Давид Рифф · 04/01/2009
Эпизод 1. Репродукция образов
Первый эпизод задает ключевые для всего сериала вопросы: как мы сегодня смотрим на картины, когда они стали предметом массовой репродукции?



Изначально картину можно было увидеть только в той комнате, где она висела. Но с появлением фото- и киноаппаратов все изменилось. Визуальные образы больше не живут в одном сакральном пространстве подобно иконам. Теперь они витают повсюду в качестве своего рода информации.



Джон Берджер виртуозно пародирует почтительность обывателя перед картиной Леонардо. Но такое благоговение только делает более заметным то, что утрачено. Живопись потеряла свою неподвижность; она уже не молчит. Манипулировать ею теперь очень легко. Можно, например, показать только детали...



...или поменять звуковой ряд. Смотришь на кукурузное поле Ван Гога в тишине, и это одно; смотришь под музыку, и это совсем другое. Что будет значить шедевр Гойи «Третье мая 1808 года», если ты только что переключился с другого канала, где показывают танцы? А если — расстрел повстанцев в Африке? Как мы можем пользоваться этой новой мобильностью образа? И в чем нам искусствоведы мешают?



В современном мире искусство мистифицировано экспертами. Только дети смотрят на искусство непосредственно. Берджер отправляется к детям младших классов и с ними обсуждает Караваджо. Они сразу замечают то, чего многие взрослые не видят. Мальчики думают, что Христос — мальчик. А девочки, что он девочка. Так мы уже не умеем смотреть. Но мы можем научиться языку репродукций, чтобы критически заговорить о том, как мы видим. «Но будьте критичны, — предупреждает нас Берджер, — теперь я контролирую воспроизводство образов».

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • oleo· 2009-01-05 15:44:08
    ох, давид, спасибо громадное!
    во-первых просто за наслажнение остроумнейшим из фильмов про искусство. прекрасный пример того как можно говорить просто, доносить смысл, критический при том. просто кристальная работа Берджера. (для меня это теперь будет как учебное пособие "как говорить об искусстве, когда говоришь вне худ.сообщества")
    титр в конце программы: основано на идеях беньямина. и это английское телевидение начала семидесятых! блеск!
    во-вторых, давид, спасибо за превосходную вводную о BBC. которая многое проясняет, но от того не менее сильным становится впечатление от самой работы. как, что, из чего, на каких предпосылках это сделано.
    филигранная просветительская работа автора плюс твоя археологическая работа.
    настоящий подарок!
    спасибо
  • svkorban· 2009-01-06 11:32:46
    почему то не вижу титров на русском!очень хотелось бы...
  • driff· 2009-01-06 16:04:18
    to svkorban: странно, у меня все автоматический получается. Но если у вас нет, то попробуете нажать на кнопку в нижним правом углу плеера YouTube, там (второй пункт) можно их включить и выключить.

    to oleo: спасибо! рад, что понравилось!
Читать все комментарии ›
Все новости ›