Очень рекомендую этот опыт всем и надеюсь, что все же не придется ждать еще плановые пять лет.

Оцените материал

Просмотров: 5030

Имена кандидатов

Сергей Ситар · 07/03/2012
СЕРГЕЙ СИТАР тоже рассказал о том, где были его мысли и чувства, когда он наблюдал за выборами и подсчитывал голоса

©  Илья Кабаков

Имена кандидатов
Архитектор и теоретик Сергей Ситар своим эссе отвечает на вопросы, заданные и другим участникам опроса Open Mind.


Пожалуй, это был самый продуктивный в смысле художественных инспираций опыт за последние много-много лет. В каком-то смысле ключ ко всей современной эстетике начиная с 70-х. Человеческая общность, растянутая на дыбе таблиц и формализованных процедур, – на дыбе собственного изготовления. Русалка Андерсена, делающая первые робкие шаги по лезвию бритвы Оккама. К почти недостижимым, но именно поэтому бесконечно желанным звездам платонизированного самосознания.

Очень рекомендую всем и надеюсь, что все же не придется ждать еще пять лет (плановые следующие выборы в Госдуму).

Тем, кто ценит талант Агнес Мартин, будет понятна завораживающая поэтика так называемых «шахматок» – разбитых на 1200 клеточек листков для контроля явки. Кто-то из наблюдателей ставит в клеточках палочки, кто-то – галочки. В любом случае получается та самая драгоценная, монотонно-мерцающая фактура – субстанция самой жизни, растворенная почти до исчезновения, до перехода в прозрачность – бесконечным повтором простого механического действия.

Но это из ранних, предварительных впечатлений. Главное, разумеется, люди. Многие дают детям просунуть бумажки в щель, кто-то советуется с шестилетним сыном по поводу выбора:
– Что, медвежонка нет? Тогда за Путина!
...
– За Путина не могу.
– Тогда за Миронова!
– За Миронова тоже не могу, – он тот же Путин...

И т.д.

Старушка проталкивает свой голос ладонью, произнося короткое «С Богом!» – и оглядывается на сидящего неподалеку наблюдателя, как будто надеясь уловить в его взгляде отблеск небесной поддержки...

Ближе к финалу – гашение и упаковка неиспользованных бюллетеней: общими усилиями формируется какой-то странный «каравай-пряник», облепленный скотчем, подписями и круглыми печатями. Начинаются мучения с проверкой подсчетов по контрольным формулам: как в прологе «Процесса», мы топчемся у врат Закона, не смея снять пломбы с урн для голосования. Представитель полиции сравнивает нас с героями сатирической песни Высоцкого – пациентами «Канатчиковой дачи».

После долгожданного вскрытия урн ход событий обретает поистине симфоническую структурность. Увертюра: на фоне напряженного молчания семь пар рук на огромном столе сортируют почти три тысячи бюллетеней на две большие стопки – президентские и муниципальные. Время – около трех часов ночи.

Читать текст полностью

Ссылки

Все новости ›