СЕРГЕЙ СИТАР тоже рассказал о том, где были его мысли и чувства, когда он наблюдал за выборами и подсчитывал голоса
Архитектор и теоретик Сергей Ситар своим эссе отвечает на вопросы, заданные и другим участникам опроса Open Mind.Пожалуй, это был самый продуктивный в смысле художественных инспираций опыт за последние много-много лет. В каком-то смысле ключ ко всей современной эстетике начиная с 70-х. Человеческая общность, растянутая на дыбе таблиц и формализованных процедур, – на дыбе собственного изготовления. Русалка Андерсена, делающая первые робкие шаги по лезвию бритвы Оккама. К почти недостижимым, но именно поэтому бесконечно желанным звездам платонизированного самосознания.
Очень рекомендую всем и надеюсь, что все же не придется ждать еще пять лет (плановые следующие выборы в Госдуму).
Тем,
Читать!
Но это из ранних, предварительных впечатлений. Главное, разумеется, люди. Многие дают детям просунуть бумажки в щель, кто-то советуется с шестилетним сыном по поводу выбора:
– Что, медвежонка нет? Тогда за Путина!
...
– За Путина не могу.
– Тогда за Миронова!
– За Миронова тоже не могу, – он тот же Путин...
И т.д.
Старушка проталкивает свой голос ладонью, произнося короткое «С Богом!» – и оглядывается на сидящего неподалеку наблюдателя, как будто надеясь уловить в его взгляде отблеск небесной поддержки...
Ближе к финалу – гашение и упаковка неиспользованных бюллетеней: общими усилиями формируется какой-то странный «каравай-пряник», облепленный скотчем, подписями и круглыми печатями. Начинаются мучения с проверкой подсчетов по контрольным формулам: как в прологе «Процесса», мы топчемся у врат Закона, не смея снять пломбы с урн для голосования. Представитель полиции сравнивает нас с героями сатирической песни Высоцкого – пациентами «Канатчиковой дачи».
После долгожданного вскрытия урн ход событий обретает поистине симфоническую структурность. Увертюра: на фоне напряженного молчания семь пар рук на огромном столе сортируют почти три тысячи бюллетеней на две большие стопки – президентские и муниципальные. Время – около трех часов ночи.
Изображением можно пренебречь, достаточно с упоением вслушиваться в энергичный шелест, в замысловатые ритмы полифонической пьесы для семи инструментов какого-то гениального композитора-минималиста – продолжительность порядка десяти минут (слушайте такую минималистскую пьесу художника Максима Спивакова здесь – OS). Затем приходит черед вокального дуэта: два члена комиссии по очереди поднимают над головой бюллетени, называя отмеченное каждым конкретным избирателем имя. Пять имен делятся на два голоса во всех возможных последовательных комбинациях – до такого не додумались ни Шёнберг, ни Кейдж. Продолжительность – без малого полтора часа, почти полторы тысячи «эпизодов». Исполнители меняются два раза с сохранением «дуэтного» принципа. Проверка итогового распределения и выдача заверенных копий протокола – это в общем-то рутина, правда сопровождающаяся заметным повышением градуса взаимного доверия и фаталистской рaскрепощенности. Различия в политических взглядах благополучно забыты.
После выдачи протоколов почти все наблюдатели покидают место действия – и, как выясняется, упускают самое главное. Все элементы феноменальной концептуальной эстетики выборов складываются в последнем акте – подсчете результатов голосования по кандидатам в муниципальное собрание. Перед каждым наблюдателем – веер таблиц в стиле Агнес Мартин / Александра Константинова, по одной на каждого кандидата. Всего кандидатов десять, в каждом действительном бюллетене отмечено до трех разных кандидатов сразу. Вступают те же два перемежающихся голоса, только каждый из них теперь объявляет «бесстрастным» тоном не одно имя, а одно, два или три подряд. То есть Первый акт соотносится со Вторым как прелюдия и фуга в «Хорошо темперированном клавире»: сложность и разнообразие вариаций во Втором акте возрастают на порядок. Мы лихорадочно ставим в таблицах крестики, стараясь успеть за выкриками герольдов. Время – шесть, семь утра.
От недосыпания и абсолютно мантрического характера звукоряда в глазах периодически темнеет и ум начинает тонуть в сумеречных кружевах самых затейливых ассоциаций, переходящих в яркие видения. Однако чувство долга (с сильным привкусом парадоксальности), звонкие отрывистые голоса членов комиссии и чувство пребывания под яркими софитами Закона каждую секунду жестко выдергивают сознание из быстро ветвящихся лабиринтов сна. В результате возникает непередаваемое, почти никогда прежде не переживавшееся состояние – пляски канатоходца на тонкой грани между «согласованной реальностью» (в ее наиболее артикулированном, официально-публичном изводе) и миром эстетической автономии самого предосудительного, интимного толка.
Имена
Читать!
Ссылки
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452050
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343538
- 3. Норильск. Май 1269304
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897846
- 5. Закоротило 822373
- 6. Не может прожить без ирисок 783731
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760616
- 8. Коблы и малолетки 741599
- 9. Затворник. Но пятипалый 472588
- 10. ЖП и крепостное право 408150
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403864
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371128