Кого бы здесь ни выставляли, Мельников и Шухов останутся главными героями.

Оцените материал

Просмотров: 60234

Чего мы дождались от «Гаража»?

27/01/2012
В ближайший год нас ожидает перезагрузка «Гаража». Самое время подвести итоги работы в здании Мельникова

©  Предоставлено Центром современной культуры «Гараж»

Центр современной культуры «Гараж»

Центр современной культуры «Гараж»

Накануне открытия «Гаража» в сентябре 2008 года OPENSPACE.RU проводил среди художников, кураторов и галеристов опрос «Что мы ждем от “Гаража”?». В момент «перезагрузки» («Гараж» в декабре 2011 года закончил свою деятельность на территории Мельниковского гаража и будет перебираться в парк культуры им. Горького) мы решили подвести итоги, выяснить, чего же мы дождались. Оправдал ли «Гараж» возлагаемые на него надежды и подтвердил ли он самые настороженные прогнозы? Достигали ли его проекты пресловутого «международного уровня» и нашлось ли в нем место локальной сцене? Демократичной или элитарной была его политика и как там себя чувствовали профессионалы?


В опросе приняли участие:

Юлия АКСЕНОВА, куратор центра «Гараж»
Кирил АСС, архитектор-художник, автор колонки «Архитектура с Кирилом Ассом» на OPENSPACE.RU
Екатерина ДЁГОТЬ, шеф-редактор отдела «Искусство» OPENSPACE.RU
Екатерина ЛАЗАРЕВА, искусствовед, художник, редактор OPENSPACE.RU
Виктория МАРЧЕНКОВА, художник, студентка Московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко
Дарья ПЫРКИНА, куратор, руководитель программы «Новая генерация» ГЦСИ
Алексей ЦВЕТКОВ, литератор, публицист, автор колонки «Идеологические портреты с Алексеем Цветковым-младшим» на OPENSPACE.RU
Ольга ЧЕРНЫШЕВА, художник
Мария ЧЕХОНАДСКИХ, куратор, редактор «Художественного журнала»

Мы задали два общих вопроса:

1. Что такое «Гараж», по вашему мнению? Как и кем вы себя там чувствовали? Для кого он был создан?
2. Как вы оцениваете итоги работы «Гаража» в недавно покинутом им здании? Чем он не сумел стать и тем самым не оправдал ваших ожиданий? В чем он, может быть, превзошел ваши ожидания?


Помимо этого, некоторых из наших собеседников мы отдельно спросили о сфере их более узкой компетенции.


Юлия АКСЕНОВА (как сотрудник «Гаража», ответила на вопрос (3): «Глядя изнутри — какую эволюцию претерпел “Гараж”?»)
1.
Думаю, что «Гараж» в восприятии российской публики стал неким проектом Музея современного искусства, которого нам так раньше не хватало. Не так важно, что у «Гаража» нет коллекции, но уровень проходивших здесь выставок вполне музейный и соответствует международному уровню.

2. Я не только чувствовала, но и продолжаю чувствовать себя, с одной стороны, членом коллектива, позиции которого я разделяю. С другой стороны, я всегда ощущаю себя вполне независимо, что дает мне возможность воплощать те проекты, которые интересны в первую очередь мне самой.

Я думаю, приоритеты «для кого» менялись во времени. Сначала это было такое элитное заведение, внушающее трепет перед великим и дорогим искусством. Сегодня, мне кажется, «Гараж» стал вполне эгалитарной институцией, открытой как для широкой публики, так и для участников художественного процесса. Одна из миссий проекта — образовательно-просветительская, и, мне кажется, она-то себя точно оправдала.

©  Предоставлено Центром современной культуры «Гараж»

Выставка Ильи и Эмилии Кабаковых в «Гараже». 2008

Выставка Ильи и Эмилии Кабаковых в «Гараже». 2008

Могу откровенно сказать, что за многие выставки, которые здесь прошли, испытываю гордость, за некоторые — неудобство. Учитывая, что «Гараж», по сути, первая институция такого уровня в России и управляется молодой российской командой, считаю, что все идет нормально. А надежда у меня всегда одна — на лучшее будущее. Мне кажется, сегодня мы готовы и к реализации новых, самостоятельных проектов, и к сотрудничеству с разными молодыми кураторами, в том числе и российскими, и к осуществлению проектов на международной сцене. Мне очень хочется, чтобы все эти наши надежды воплотились и «Гараж» стал не просто площадкой для экспортных шоу, но институцией со своей уникальной выставочной историей.

3. Эволюция прошла удивительная. Когда я только пришла работать в «Гараж», структура была полностью иерархизирована. Был офис в Лондоне, откуда шли головные распоряжения, куратор был из upper-class, были строгие посредники по коммуникации… Инициатива приветствовалась, но согласования занимали несколько месяцев.
Сегодня мы имеем горизонтальную структуру управления, головной офис находится в Москве. Все предложения готовим мы сами, вместе обсуждаем, быстро принимаем решения. Сейчас для нас настал очень интересный момент — нет главного куратора. В этом есть и отрицательные, и положительные моменты. Сложно брать ответственность за реализацию больших международных проектов, сложно формировать программу в сжатые сроки, сложно выстроить единую институциональную политику. Но, мне кажется, это очень здорово, когда есть возможность формировать политику коллективно, это правда удивительный опыт. В первую очередь он интересен для нас самих, но очень надеемся, что он будет столь же интересен и для наших зрителей, перед которыми мы чувствуем серьезную ответственность.


Кирил АСС (рассказал также о своих впечатлениях художника, делавшего проект в «Гараже» (3), и о том, как он оценивает изменения, внесенные в архитектурное пространство «Гаража» (4)
1.
На мой взгляд, «Гараж» возник в месте пересечения общественной потребности и частного интереса. Общественная потребность заключалась в хорошо финансируемом художественно-образовательном центре, а в чем состоял частный интерес — вопрос особый. Легко можно спекулировать относительно конвертации репутаций и так далее, но, как ни странно, у меня сложилось впечатление, что Д. Жукова неравнодушна к современному искусству, и, имея возможность, с удовольствием инвестировала в его пропаганду и развитие. Тексты, которые она иногда писала к выставкам, отличались чувствительностью, что редкость.
При всем пафосе «Гаража» я довольно быстро стал чувствовать себя там хорошо — там было много воздуха и было ценное сочетание качественных выставок с расслабленной атмосферой. Пафосные закрытые вечеринки — скорее исключение, вполне понятное, если учитывать общественное положение владельцев. Мне кажется, что, как ни странно, «Гараж» был создан для всех: он прекрасно смотрелся в контексте светской хроники, одновременно в нем выставляли наших и заграничных художников всех поколений и привозили художников первого ряда, которых иначе бы мы не увидели в Москве много лет. И в то же время «Гараж» оказался нанесен на карту мест, обязательных к посещению широкой публикой, что очень важно в нашей стране, где до сих пор современное искусство остается развлечением для избранных.

©  Предоставлено Центром современной культуры «Гараж»

Джеймс Таррелл. Цветок Aloka. 2009

Джеймс Таррелл. Цветок Aloka. 2009

2. Ожидания мои были скептические, но «Гараж» их превзошел. В нем случилось немало невероятных выставок, которые нигде в Москве не могли бы случиться — из-за отсутствия в других местах пространства, денег, вкуса — начиная от премьерного Кабакова и заканчивая роскошным Тарреллом. Можно придраться к «репертуарной политике», чем я тоже занимался, но нельзя не признать, что такие выставки задают серьезный масштаб. Я надеюсь, что на новом месте команда «Гаража» продолжит в том же духе. Мне все еще не хватает ретроспективы Фишли и Вайса, в Москву до сих пор не привозили Дональда Джадда, да и выставка Бойса последний раз была в 1992 году.
Выставки, устроенные кураторской группой «Гаража» на местном материале, в нескольких из которых мы принимали участие, были ценны тем, что они не были частью галерейной жизни и не представляли собой «кураторских» выставок, где высказывание куратора перевешивает выставленные работы, а скорее были «коллекциями», что мне кажется важным на сегодняшний день.

3. С технической точки зрения у нас не было практически никаких проблем с «Гаражом». Когда есть правила и им следуют, работать очень просто. Было одно недоразумение, но в результате все разрешилось мирно, поскольку недосмотр был проявлен как с нашей стороны, так и со стороны «Гаража». Во всяком случае, у нас осталась добрая память о работе с «Гаражом» и всеми его сотрудниками. Приглашала нас оба раза Юля Аксенова, с которой мы знакомы уже много лет, наше художественное видение весьма близко, и поэтому идеологических и формальных разногласий у нас тоже не случалось, чему мы очень рады. Так что для нас с Анной Ратафьевой работать с «Гаражом» было приятно.

4. Проект планировки, реализованный в «Гараже», не был особенно выдающимся, но до определенной степени решал свою задачу. С одной стороны, он был очевидно временным, с другой — в нем удалось сделать те выставки, которые там провели. Всякая планировка лишь форма (само)ограничения, которую принимает пространство. Даже хорошо, что планировка «Гаража» не была шедевром, не жаль терять. Надо признать, что она оказалась достаточно гибкой, раз в ней удалось реализовать такие разные выставки, как «Русские утопии» и ретроспективу Марины Абрамович.
Страницы:

КомментарииВсего:6

  • Galina Shat· 2012-01-27 16:27:28
    А как же заявленный Музей толерантности? Первая выставка- презентация концерна BMW?
  • kotomish· 2012-01-27 19:45:03
    Спасибо большое за опрос =)
  • Kronus· 2012-01-29 20:57:05
    Самый концептуально осмысленный ответ у Кати Деготь, все остальные просто иллюстрируют то, что она сказала, находясь в разных классовых точках на карте общества и потому различается тональность, но не смысл.
Читать все комментарии ›
Все новости ›