В этом году премия Кандинского решила выглядеть демократично, скромно и со вкусом. Но ее профиль оказался нечетким, репутация – подмоченной.

Оцените материал

Просмотров: 31826

Что вы думаете о выставке номинантов на премию Кандинского 2009?

Оксана Саркисян · 11/11/2009



©  Евгений Гурко

На переднем плане: Александр Лавров. Телевизоры. Проект-мистификация. 2008

На переднем плане: Александр Лавров. Телевизоры. Проект-мистификация. 2008

2. Заметили ли вы какие-то новые тенденции на выставке этого года? Как вы оцениваете ее уровень?

Андрей Паршиков
Устроители выставки явно пытаются получить индульгенцию за прошлый год, но у них нет понимания художественного процесса. Они не подходят к вопросу критически, но пытаются сделать выставку более демократической и при этом теряют любую нить, любую тенденцию, теряют высказывание. Это премия «без исключений». Кто эти люди, которые пришли на открытие? Кто эти художники? Я о них вообще никогда не слышал и лучше бы и не слышал вообще. Думаю, очень многие важные художники отказались принимать участие в этой премии, просто не стали подавать заявки на участие.

Ольга Лопухова
Некоторые имена мне совершенно ничего не говорят. Не хочется о художниках плохо говорить, но есть такие вещи, которые вообще ни в какие ворота не лезут. Потом иногда какие-то работы теряются на выставке. Думаю, экспозицию можно было интересней сделать. Но вот что на меня произвело впечатление: если в прошлом году это была пафосная имперская выставка, то в этом году она демократическая. Это видно даже по открытию. А мне, как демократу, такой дух нравится. Тогда было шампанское, красные дорожки, куча випов и было ощущение, что ты на каком-то закрытом гламурном приеме. А сейчас речь идет об искусстве, и это мне нравится намного больше.

Андрей Ерофеев,
куратор, дизайнер-экспозиционер, член жюри премии Кандинского

Здесь довольно ровная ситуация, потому что мощные монстры уходят, типа Захарова, Полисского, Лебедева (номинированы его не самые лучшие работы). Остальное все более-менее ровно. Особенных провалов мало, и особо гениальных работ тоже. Мы наблюдаем, как происходит смена культурной формации. Все, что было до этого года, было завершением того, что называется «культурный пласт неофициального искусства». Это был мощный пласт. Сегодня нонконформизм уходит. Новая тенденция — это пластическое переживание, а не попытки концептуального и аналитического подхода. Колючесть, заматывание света проводами — это активный эмоциональный язык. Разговор идет не о местном контексте, не о местной культуре, а о личностных переживаниях, страхах и радостях и о более широком контексте. Нельзя сказать, что они зациклены на путинской России, ее здесь нет. И это разрыв с традицией местной культуры.

©  Евгений Гурко

Сергей Шутов. Новый Молоховец. 2009

Сергей Шутов. Новый Молоховец. 2009

Шалва Бреус
Во-первых, на прошлой выставке была совершенно четкая тенденция. Художники, как молодые, так и старшего поколения, активно апеллировали к имперским символам, как российским, так и советским: Шеховцов, Беляев-Гинтовт, Орлов, Мачулина, ПГ, даже Гутов. Сегодня этой линии уже нет. Второе: мы сегодня видим больше провинциальных художников и художников из Петербурга, мы почувствовали настоящую волну оттуда. И это очень интересно. И третье: возвращение к пластической форме, искусство вновь начало обрастать мясом.

Анна Романова
Меняется картина: то одно, то другое. Сами члены жюри говорят, что совершенно другие тренды: в прошлом году политическое искусство, в этом такое все розовенькое, гламурненькое. Не нравится? А может, OPENSPACE.RU учредит свою премию? Мне кажется, вы уже близки к пониманию, что вам нужна собственная премия.

Александр Боровский
На предыдущей премии была историческая, имперская, политическая тенденция. А сейчас объединяющей тенденции нет. Может быть, это и хорошо. Это не решение на уровне экспертного совета, это происходит само. В России, как кто-то говорил, самодержавие: все само держится. Все происходит само. Когда начинается дирижирование процессом, получается дешевое политиканство. Искусство не назначается художниками. Самая лучшая фраза, сказанная русскими художниками: «Как хорошо купить себе красную розу в петличку и проехаться по Елисейским Полям».

©  Евгений Гурко

На фото слева: Иван Лунгин. Ex Barricadas. Инсталляция. 2008-2009

На фото слева: Иван Лунгин. Ex Barricadas. Инсталляция. 2008-2009

Валерий Леденёв
Премия утратила свою показательность. Она уже не является смотром хороших художников, которые отбираются экспертами по экспертным критериям качества. Это становится просто набором работ, непонятно как сюда попавших... может быть, по протекции галеристов или как-то еще… Премия просто непоказательна. То, что художник получил премию Кандинского, теперь ничего о нем не говорит. Это не говорит о культурной значимости художника.

Александр Евангели
Ерофеев со всем обошелся очень аккуратно, расставил акценты. Всякое спектакулярное говно засунул в самый конец. Но вообще все стерильно и невероятно скучно.

Сергей Шутов,
художник, номинант премии Кандинского 2009 года

Бардака стало меньше. Я думаю, выставка отличается только тем, что есть вменяемый куратор, который сделал нормальную экспозицию. Конечно, в данном случае он не совсем куратор, потому что не отбирал работы. Можно это назвать куратором, дизайнером, но кто-то же должен контролировать цвет стен и свет. Это административная должность, но чем грамотнее администратор, тем лучше получается выставка.

Вадим Захаров,
художник, номинант премии Кандинского 2009 года

На «Инновации» было меньше участников, но здесь помещение огромное, и никто не сокращал количества художников. Относительно места — мои запросы были более скромными, я не рассчитывал совсем на подобную презентацию. Я думал, что выставлю один объект, а они сделали целую инсталляцию. И это хорошо, на мой взгляд.

©  Евгений Гурко

Лёха Гарикович. Почему я? Почему он? Деталь инсталляции. 2007-2009

Лёха Гарикович. Почему я? Почему он? Деталь инсталляции. 2007-2009

Диана Мачулина
Заметно слабее номинации «детская» и медиа. Думаю, из-за того что возник этот первичный отбор на этапе подачи заявок, экспертный совет, многие просто не посчитали возможным принимать участие. Интересно и то, что именно молодые оказались наиболее принципиальными; меня это как-то обнадеживает. А «Проект года» выглядит достаточно солидно, потому что частью собран из корифеев-небожителей, которым пофиг заботы смертных и чьи-то там репутации. А еще часть «взрослой» номинации — как раз молодые авторы, но стоящие на пути к славе, а на этом пути особенно разборчивым быть не приходится. Кстати, мне мою премию прошлогоднюю до сих пор не дали. Поэтому я хожу и предупреждаю всех: берите сразу.

Кто, по-вашему, получит главную премию Кандинского 2009 года?

Голосование завершено
Результат голоcования по вопросу:

Кто, по-вашему, получит главную премию Кандинского 2009 года?

  • Николай Полисский
    209
    40%
  • Павел Пепперштейн
    208
    40%
  • Вадим Захаров
    105
    20%
Все голосования

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:16

  • andreason· 2009-11-11 21:38:57
    самое проблемное обстоятельство у Премии Кандинского это выставочное пространство. ну несуйтесь больше в ЦДХ! Хорощо, что она вообще существует, а те художники, что отказались заявлять о себе в этом году просто боятся вляпаться в скандал, но тогда, друзья мои, вы не художники! Художник еще и тот, кто смел!
    Прошлогодние противоречия, и как следствие, нынешнее отстранение, лишь ярко иллюстрирует всю закостенелость в системе искусства сегодня. Организаторам не нужно принимать во внимание эту волну нападок и "тишину" этого года - двигайтесь вперед, а если Вам плюнули в спину, это значит, что вы впереди!!!
  • DiMa· 2009-11-12 01:04:49
    То andreason: То есть все гип-гип-ура, если не считать неудачного пространства? Нечего на пространство пенять - именно в ЦДХ, правда, чаще на втором этаже, было много отличных экспозиций. Из недавнего - хотя бы персоналки Эрвина Вурма и Пьерика Сорена, "Леттризм" и "Европейская мастерская". Последняя, кстати, тоже итог конкурса.
    А думать, что художник должен стремиться влипнуть в скандал - глупо. Тем более, если речь идет не о реакции на провокационность работы художника. Вы серьезно считаете, что можно красоваться в отсветах чужого прошлогоднего скандала?
  • dorfmeister· 2009-11-12 11:02:00
    Какие вы умные и хорошие! И какие они глупые и плохие!
  • arist· 2009-11-12 12:30:11
    Видно, что выставка номинантов никого из высказавшихся не оставила равнодушным. А в некоторых высказываниях прямо через интернет слышен скрежет зубов, браво, вот это я понимаю – спортивная злость! Да приходится констатировать что артпроцесс не такой, каким каждый из нас его себе представлет. Каждая трактовка артпроцесса представляет собой плоскую однобокую картину, в которой автор ставит себя в центр. И во многих высказываниях аторы обличают не выставку, до которой им нет вообще никакаго дела, а самих себя, и свое страстное желание доминировать в воображеемом артпроцессе.
  • dorfmeister· 2009-11-12 15:55:29
    А вообще слабовато выстрелили. Между прочим, к одному художнику из шорт-листа можно так прицепиться, ух! Не Гинтовт, но тоже... Впрочем, не буду подсказывать, работайте!
  • neudoktor· 2009-11-12 16:08:33
    Пока арт-критика не поднимется выше обсуждения цен на работы художников, а главной медиаиконой остается Хирст, лидирующей художественной стратегией будет распиливание денег, в том числе виртуальных - в рамках дискуссии. С другой стороны, оппозиция OpenSpace VS. AртХроника как факт - не так уж и плохо.
  • pitrova· 2009-11-12 16:51:01
    случай с «Целующими милиционерами» «Синих носов» - менты носов целовали? целующиеСЯ нада
  • oleo· 2009-11-12 17:16:27
    ну вот и слили кандинского... а какие были амбиции!
    красиво слили, грамотно, ничего не скажешь. и уже и прибавить вроде нечего.
    ну был кандинский, ну и всё
    молодцы!
  • molochnikov· 2009-11-12 23:16:28
    мне лично состав известных и неизвестных художников понравился...премия Кандинского смотрится на уровне европейских премий и даже по количеству участников "больше"...и многие работы представленные мне были интересны...
  • 386dx· 2009-11-13 11:59:45
    Будете в Лондоне - посмотрите выставку номинантов премии Тернера. Картина мрачная, кстати Е. Деготь про это уже писала. Мне кажется, нужно снизить свои ожидания от искусства, и все станет хорошо. Ну в самом деле, какое такое крутое высказывание можно сегодня сделать в таком ограниченном формате, как предназначенное для экспонирования в галерее/музее произведение искусства. По настоящему авангардные вещи давно происходят в других пространствах: медийном, маркетинговом и в креативных индустриях.
  • pervov_georgy· 2009-11-13 23:14:53
    В этот год я не видел произведения участников Премии Кандинского 2009 на итоговой выставке в ЦДХ., но я видел фотопроизведения Игоря Мухина «Грузия 2008» http://www.flickr.com/photos/im_foto/tags/georgia/, которые произвели на меня сильное впечатление. Выскажу одиозную точку зрения – наверняка, этот проект лучший на выставке (повторюсь, выставку с 45 участниками я не видел). Это моё умозрительное предположение я постараюсь объяснить.
    Когда я смотрел на фотографии Игоря, я не видел автора, а видел только объект познания, человека в своей среде обитания, не нуждающийся в каких бы то ни было посредниках; «узнаваемом почерке художника», «композиции», «мастерстве» и т. п., (у Игоря съёмка, кстати, вполне неброская на нормальном фотопрофессиональном уровне) но меня этот объект познания целиком захватил! Искусство, как в случае с проектом «Грузия 2008» – феномен – сложный комплекс переживаний; ревность к малоизвестной теперь стране, интерес к бывшей близкой, но ставшей теперь далёкой нашей бывшей республике, утоление жажды по дефициту информации о ней, свежесть и многогранность фактуры и самой особенной жизненной ткани запечатлённой действительности и многое другое невыразимое словами.
    Искусство – функция, передача того, что непринуждённым образом должно нас захватить. В абсолютном большинстве случаев т. н. «искусства» мы разомкнуты с произведением, мы видим художника, стиль, манеру, общий строй, как бы говорящий нам – “это по всем признакам искусство”, “видно же, что это похоже на то, что искусством слывёт”, “тут и стилистика” и “формальный строй”, “дух времени”, “композиция”, “сделанность”, “узнаваемость” и т. п. Перечисленное – вторичные, малозначимые признаки, не определяющие главные свойства функции искусства. Искусство – редкость, непредсказуемость, свежесть, но глубина заворожённости. Искусство, увы, быстро портится (мы к нему адаптируемся). То, что работало, как искусство, прежде, в подавляющем большинстве случаев в настоящем утрачивает эту функцию. Осколки, кубизма, абстрактивизма, супрематизма, конструктивизма, ташизма, поп-арта и т. п., если они в той или иной степени новоиспечённо продолжают эксплуатировать прежние открытия, сейчас вызывают скуку и чувство фрустрации.
    Известны участники шорт-листа Премии Кандинского 2009, я не хочу обидеть победителя, но для меня его произведение будет сравниваться с мухинским проектом, который заставил пережить нечто экстраординарное. Выбраны же в шорт-лист художники работающие с полу- и неодушевлёнными объектами. Каким таким образом полу- и неодушевлённые объекты могут составить конкуренцию (и обходить!) очеловеченные, жизненные, одушевлённые!? Почему укоренился этот абсурд!? Налицо тенденциозный подход жюри, выражающийся в оценке (возможно бессознательной, воспитали себя за последние 25 лет в одном русле) разных областей современного искусства; образно-реалистической и безОбразно-формалистической в итоге которой предпочтение отдаётся последней. В идеале, жюри должно представлять эти две области.
    Выбор прошлого года Беляева-Гинтовта был прекрасный и я признаться подумал, что нам будут дариться каждый год интриги, но…

    www.pervov.ru
  • andreason· 2009-11-15 22:28:34
    Я, уважаемый DiMa, совершенно не считаю, что можно пиариться на чужих историях-скандалах и абсолютно не склонен думать, что художник должен стремиться влипнуть в скандал - он вообще недолжен об этом думать. Я говорил о том, что сейчас, в связи с прошлогодними обстоятельствами, появилась некоторая боязнь (а что вдруг скажут; что подумают; как это отразится на имидже самого художника) - ЭТО ВСЕ ПЫЛЬ! Ты либо художник, знающий, что и для чего делаешь и невзирающий на подобные глупости либо осторожная посредственность, всю жизнь обреченная на прислушивание...
  • stikh· 2009-11-18 09:12:37
    это профанация. давайте выставим палатку с арбузами и это тоже будет искусство
  • kotomish· 2009-11-20 01:44:00
    Чем старше и "статусней" комментатор, тем больше логики, честности и уважения...
  • arist· 2009-11-21 00:28:41
    Культурный Фонд «Артхроника» организует дискуссию арт-критиков и искусствоведов в формате «круглого стола» непосредственно в залах выставки на 3-ем этаже ЦДХ 24
    ноября во вторник в 16 часов.
  • kustokusto· 2009-12-11 13:30:38
    Для того , чтобы дать премию Мухину - нужно круто поменять взгляд на происходящую у нас действительность. И понять , что потёмкинской деревней неокапитализма - где нет старости , смерти , голода - не отгородиться от собственных страхов. Но чуда не произошло. И не произойдёт до тех пор - пока симуляционизм - который правит сегодняшним балом Сатаны - не сдохнет сам или не будет сметён самым терпеливым на нашей планете народом.
    Ах, да - вы не занимаетесь политикой. Зато она давно занимается вами.
    Аминь.
Все новости ›