Кроме левого и правого, существует измерение совершенно другого порядка, а именно глубина.

Оцените материал

Просмотров: 54139

Глубокий новый кибер

Анатолий Ульянов · 23/03/2010
АНАТОЛИЙ УЛЬЯНОВ беспощаден к участникам дискуссии о будущем. Современный художник – это «алчный лилипут с румяными глазками»

Имена:  Анатолий Ульянов

Василий Кандинский. Секущая линия. 1923

Василий Кандинский. Секущая линия. 1923

Дискуссия о будущем на OPENSPACE.RU началась с моего тезиса: «левое вне будущего; оно исчерпано, впору двигаться дальше, позабыв водоразделы вчерашнего дня». Какова же была реакция художников, которым, как мне думалось, следовало бы быть одержимыми идеями перемен и поисками новых горизонтов? Они — обитатели современности — принялись адвокатировать дихотомию, рожденную XIX веком, и, по сути, заняли классическую позицию тоскливого сноба: «Было. Знаем. Спать хочу».

«Искусство будет оставаться левым, или его не будет вообще», — на полном серьезе пишет художник-цитатор Дмитрий Виленский в ответ на мое утверждение, что «левое превратилось в священную корову, кооптировавшую право на критическое искусство». Является Осмоловский, с беспощадно грузным текстом, в котором за ненужными баррикадами слов — «глубокая» идея-уроборос о том, что будущее искусства — за произведением искусства. Лишь куратор Дмитрий Булатов проявил свободу и свежую футуристическую чуткость в своих оценках и прогнозах. Но в итоге дискуссия свелась к артку — искусству креативных графоманов производить «прикольные» серьги для собак.

Поскольку дискуссия предполагает цепной обмен позициями, хотелось бы как-то ответить на весь этот чудовищный реакционизм и профанацию. Совершенно очевидно, что на территориях брожения гуманитарной мысли назрел очередной конфликт поколений и мировоззренческих систем.

Искусство сегодня — хипстер, динозавр, зануда

Когда-то при слове «художник» я наивно представлял себе романтического героя с пылающим взором — мятежное белое воронье, отвергающее границы и дихотомии, мыслящее за пределами общественного договора, порицающее любого из царей, непрестанно ищущее Новое. Образ этот, собственно, и пригласил меня в искусство. Что же я увидел, оказавшись по ту сторону мифического зазеркалья? Я увидел художника. Не того, что жил в моих представлениях и общественных стереотипах о «свободных и необычных», но художника, какой он сегодня есть взаправду: алчный лилипут с румяными глазками, больше других желает стада, спешит на тусовку, ловит каждый блик от керамики зубов олигарха. Желает понравиться. Продается, завидует, творит интриги. Лицемер и проходимец. Мечтает найти успешную нишу, чтобы остаться там навсегда. Подлый и малодушный. Человек маленький.

Искусство сегодня представлено тремя фигурами. Это хипстер, динозавр и политкорректный зануда.

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:30

  • kustokusto· 2010-03-23 19:11:31
    Не торопитесь , молодой человек - скорее всего человеки не применут воспользоваться вашим советом - и "освободятся от планеты" - на радость внеземным киборгам. Вы романтизированы компьютерной революцией - которая когда началась? - да в 1995 - с выходом 95ой винды( ДОС и 3.1 - не в счёт). По сути - вся ваша юность прошла внутри этой революции. Но она закончена - и это очевидно - её аристократичность перешла в руки лотошников. А артистизм - не в умении пользоваться жж и фейсбуком - а в умении рисовать - хоть грязью из уха.
    (не случайно у вас Кандинский с Малевичем в иллюстрациях)
    Но за запал - спасибо.
  • degot· 2010-03-23 20:56:27
    Это не у него Кандинский с Малевичем, это у нас тут. Ассоциативный комментарий, так сказать. Автор ни при чем
  • 386dx· 2010-03-23 21:21:19
    Радует запал, столь редкий среди молодого поколения. Хочу отметить однако, что мы, художники-участники дискуссии и Анатолий, не-художник, находимся в неравных положениях. Мы за свой базар отвечаем своими работами, а Анатолий - чем? И, где иллюстрации? Зачатки "искусства будущего" должны быть уже сегодня; где они? Хотя бы сделайте набросок клешней на амфибии. Мне действительно интересно!
  • kustokusto· 2010-03-23 21:42:41
    2 degot

    Случайно нашел в машине книжку к выставке Уорхола в Москве 2001 года - с удовольствием прочитал Ваш текст - и понял: этот белобрысый гей был таким тестом - перке на вшивость для нашей страны. Но тест мы не прошли - и своё растеряли и чужое - поперёк горла. Был бы репером - написал бы - "Доллар на Малевиче".
    Пролетарии всех стран - простите
  • www_stikh_com· 2010-03-23 22:27:31
    а что хорошая статья. прямо манифест. а хыдошник нынче действительно отвечает за свой "базар" перед тем у кого он так активно лижет
  • Ersh· 2010-03-23 23:03:21
    Врядли новое искусство будет выглядеть как второсортный голливудский сценарий про киборгов. Скорее всего оно уже здесь, на каких-то новых медиа только мы его еще не видим.
  • ebenstein· 2010-03-24 00:22:43
    как много сказал...много умных слов... и пук...кто художник? да ,не ты художник, понял , на хуй... не ты... а если не ты художник, значит есть будущее у советского, нах, искусства...есть мотивы..., есть идеалы... но не ты ... не пиши никогда ничего...у тебя не получается.
  • ebenstein· 2010-03-24 00:23:05
    статья не понравилась
  • dorfmeister· 2010-03-24 00:33:15
    Ульянов пишет, как персонаж Гибсона.
  • makemake· 2010-03-24 01:28:32
    очень круто. киборги-мутанты-сверхчеловеки!
  • atomniy· 2010-03-24 02:35:01
    киборг-хуиберг
  • jzm· 2010-03-24 03:35:10
    Ясное дело, что материализация фантастики о роботах невозможна без успехов ученых и инженеров, как и без инвестиций. Что искусство может сделать в этом направлении, так это максимально использовать технологические достижения по мере их поступления. Вы ведь сейчас холсты тоже не сами плетете, а покупаете готовые. А изготовление холстов тоже когда-то было достижением прогресса, глупо было бы им не пользоваться.

    Современный художник точно так же делает свою работу своими руками - только вместо картины он пишет программый код, который пишет картину.

    По поводу "левого" - оно умрет, потому что в нем больше не будет смысла. Отпадет необходимость борьбы с системой. Левые появиляются, когда основной информационный выход - правый. Теперь же информацию становится все труднее скрыть. Ее можно просто брать, а не отвоевывать. Вот, как мне кажется, это имел в виду автор. Хотя наверняка появится новая контркультура.

    А накидываться с претензиями "сам попробуй нарисуй, тогда и поговорим" восем по-детски. Получается, никто не может считать российские сериалы говном, пока сам не станет режиссером. Внятная критика так же необходима искусству, как и сами картины.
  • ponamfibiya· 2010-03-24 12:59:54
    Хороший вы парень Анатолий!Читать приятно прямо слышу нотки
    родных Бодлера и Рембо.Вам надо книжки писать пусть даже виртуальные,а то засосет наше социоконтемпорариблевотное болото!
    А что художники ,у нас уже у каждого свой чип!
  • kustokusto· 2010-03-24 13:17:43
    Сегодняшние информационные джунгли диктуют новую форму восприятия - скорость считывания. Сотни тысяч людей сейчас сидят в фотошопе или фрутилупс и строчат новые произведения. Для просмотра картинки требуется секунда , трек не прослушивается до конца. Уровень треков уже поднят до максимума в 10 дб (на этом фоне теряются нюансы) , картинка должна , как минимум , обратить на себя внимание - чем-то долбануть - разговор о тонкостях композиции и колористических тонкостях - не стоит. Это СПИД , господа. Перешагнуть "человеческое" - это означает для молодого поколения просто "выжить" в этой информационной гонке.Искусству сегодня приходится иметь дело с новыми дикарями - которых автор именует "киборгами".
    Быть услышанным сегодня - это проблема покруче , чем в брежневскую эпоху.
    Но - "Идите и остановите прогресс" - вот завет обериутов - задумайтесь об этом.
    Это актуально.
  • ya· 2010-03-24 14:32:43
    Проснулся. Идеи того же Гибсона пришли в искусство и архитектуру в конце 80х. Посмотреть хоть, что делал в то время Марк Болан, наш молодежный пафос скукожится до октябрятской звездочки.
  • ya· 2010-03-24 16:20:58
    Mark Pauline and Survival Research Laboratories - память подвела. начало 80х
  • S_i_n_u_S· 2010-03-25 01:03:11
    Браво, юноша, наконец-то я слышу наcтоящий кларнет! Но вынужден Вас разочаровать - сегодня искусство представлено все же четырьмя фигурами: хипстер, динозавр, политкорректный зануда и новый киборг. Последний - пожалуй, самый скучный из четырех.
  • dmvilen· 2010-03-25 11:04:07
    согласен с Алексеем - моя реакция к Анатолию - одна простая цитата из Последних танков в Париже "Хватит Пиздеть!" (надеюсь что он знает этот текст) - хочешь стать киборгом будь им

    ДВ
  • glgc· 2010-03-26 15:41:21
    Ой да, прям картина "Апокалипсис: сегодня и завтра".
    Честно говоря - статья не понравилась.
    Зачем таким большим количеством слов загонять себя и людей в очередные рамки...?
    На самом деле, всё куда интересней и замечательней!
    Присмотритесь...)))
  • widerkunst· 2010-03-27 18:09:14
    чудесный текст! я в восторге, спасибо!
    кроме того, что просто волшебный изысканный язык - ясное и здоровое мышление.
    Трудно вычленить что-то особенно точное - весь текст целиком для заучивания и цитирования.
    Горячо поддерживаю. Из всех участников дискуссии - первый живой человек.

    Я-то на Москву давно рукой махнул, думал, что живые люди там давно перевелись. Остались одни клоуны, карьеристы и зомби.
    Но вот подоспел целительный бальзам на мою изранненую душу. Это настоящий праздник! Спасибо!

    По-поводу комментария об ответе за базар - чушь. Художник не должен отвечать за работы текстами, а публицист не должен отвечать за тексты чем либо ещё. Каждый пользуется своими средствами выражения. Если автор ими внятно оперирует, никакие дополнительные языковые подпорки ему не нужны. Они нужны в том случае, если первый медиум не работает. Тогда вызывается на помощь другой, потом третьий. В конечном итоге всё рано или поздно рушится. Именно так беспомощно и звучат выступления всех художников.

    По поводу примеров искусства будущего очень далеко ходить не надо - Стеларк. Всё, что можно видеть на АРС-Электронике в номинации ГИБРИД-АРТ. На прошлых более успешных Трансмедиале. Великое множество имён и примеров.

    Комментарий по поводу артистизма - очевидная ерунда. Артистизм вовсе не в умении рисовать. Мракобесие. Артистизм - это в первую очередь креативность и духовное беспокойство. Рисование тут совсем не причём.

    Мой единственный скептический комментарий по поводу боготворения новых технологий. Преодоление человеческого, мутация, совсем не тождественны освоению или развитию новых технологий. Техниками преодоления человеческого занимались мистики с самых архаических времен. И пользовались для этого вполне сподручным примитивным материалом. И достигали своих целей. Мне как раз-таки кажется интереснее творить утопию с помощью low-tech'а. В этом художники могут проявить себя гораздо интереснее.

    Я готов поддержать ваш манифест под несколько другой коннотацией: художник это не ремесленик, не клоун, не назидатель, не оформитель, не творец - это экспериментатор, исследователь, преобразователь. В этом и только в этом его культурная ценность. Всё остальное - фальшивка.
  • hoolimoolin· 2010-03-27 21:52:49
    я нихуя непонял

    widerku, на москву махают все кому не лень, там никаво нету =)

  • tire· 2010-03-28 00:40:07
    серьезно
    затворы все так же
    на той же типа цели
    и не еле еле
    а по серьезу
    раскручиваются карусели
  • dbshchelov· 2010-03-28 22:22:17
    Статья хорошая. Даже хочется воскликнуть: "Ну наконец-то!!!" А что касается бронтозавров - они все равно скоро откинут кисти.
  • dbshchelov· 2010-03-28 22:27:31
    Спасибо за статью. Несколько популистская, но процесс происходящий в искусстве запечатлен верно. А это главное.
  • dbshchelov· 2010-03-28 22:39:15
    Второе мнение после второго прчотения сатьи. Отдельное спасибо widerkunstu за комментарий.
  • dbshchelov· 2010-03-28 22:41:52
    и еще смутило, что очень мало вменяемых комментов. очень жаль. не реакция тех, в адрес кого написана эта статья отражает все их убогое положение.
  • kustokusto· 2010-03-30 23:15:39
    2 widerkunst

    ==Артистизм - это в первую очередь креативность и духовное беспокойство==

    Ну вот - нашёлся ещё один "раздавальщик очередей" - счас наведёт порядок.
    Гондурас не чешите - беспокоить и не будет.

    А Стеларк -жулик.
  • kremlev80· 2010-04-01 11:48:01
    "Толик-с-прибором" положил, почти "забил" на Классику(не досуг, хотя бы, Мих. Лифшица полистать). "цепной обмен позициями" извивается "бычьим цепнем", исторгнутым по нужде(может и от слюнообильной любви к искусству-киборгу) суесловным слово-Паразитом. До Ги де Бора(ещё бы умерших от голода и нужды детей Карла Марса приплёл) прибором Толику не достучаться-не доиграться, а здесь - публикуют..За какие-то заслуги перед "спейсом". Но смехотворнее всего всё ж про "тоталитаризм" и "глубину"..
  • artnalist· 2010-04-15 01:07:20
    "Искусство завтра — киборг"


    Золотые слова

  • Yanka· 2010-05-10 01:11:30
    Поменять слово "киборг" на новое ( придумайте , Анатолий) и не будет ненужных ассоциаций с "фильмами двадцатилетней давности". А текст хорош!
Все новости ›