Почему прогресс оборачивается нравственным распадом личности, семьи и общества, в котором тотальный цинизм становится уже культурной доминантой?
ГОР ЧАХАЛ высказывает свою версию искусства будущего
Гор Чахал (р. 1961) — художник и поэт, автор картин, фотографий, мультимедийных инсталляций. Живет в Москве. Весной этого года будет курировать первую в России выставку современного искусства в действующем православном храме.Читать!
Но поскольку для изучения трудов сотен искусствоведов и философов по поводу «дерьма различных художников» нормальному зрителю не хватит и жизни (второе следствие информационного кризиса — общество знает так много, что человек не знает ничего), то мы оказываемся в такой ситуации, когда эволюция искусства привела его обратно в сферу природы — чего-то, что мы можем только наблюдать и описывать. Мнение зрителя об искусстве художественную систему, как и природу, уже не интересует. В нее вложены такие колоссальные финансовые средства, что, как мы можем сейчас наблюдать, даже мировой финансовый кризис не в состоянии серьезно на нее повлиять. Этот мыльный пузырь лопнет, очевидно, последним.
Между тем какого-либо прогресса в развитии художественной системы я не вижу. Она практически полностью перешла в циклическую форму существования. То неожиданно возвращается живопись и тут же исчезает неизвестно куда, то на один сезон в моду входит какая-нибудь нонспектакулярность. Например, Алексей Шульгин и Аристарх Чернышев предлагают нам в качестве искусства будущего такой «арток». Я называю этот тип искусства «арлекин-арт». Чем их инновация отличается от бесконечных арлекинов советского салона 70-х годов прошлого века, я не понимаю. А также клоунады соц-артистов «Синих носов», уже не говоря об арлекинах Сезанна, Пикассо и более ранних. Атака унылых клоунов. Или последние работы Дмитрия Гутова, которыми так восхищается в своем тексте Анатолий Осмоловский. Пикассо переписывал классиков, Гутов переписывает классиков, а Александр Сигутин переписывает иконы в супрематическом стиле. Искусство поновления икон. Одни, как Осмоловский, устают от бесконечного штампования клише левого дискурса и возвещают возвращение «Произведения искусства» в эпоху его невозможности; другие, как, например, Виленский, подхватывают выпавший из рук старших товарищей топор и продолжают варить из него ту же кашу. В общем, неутомимые барсучки в колесе. Можно, конечно, еще побаловаться нанокраской, «влажными технологиями», но сути современной культуры, культуры общества развлечения — вернее, отвлечения от сущностной проблемы человеческого бытия — это не поколеблет. Вместо того чтобы неутомимо бум-бумкать, как наш премьер («Каждый должен мотыжить, как святой Франциск, свой участок, бум-бум, ежедневно, и тогда успех будет обеспечен»), может, стоит задуматься все-таки над тем, что же мы посеяли, а?
Вместе с тем в последнее десятилетие в области светского современного искусства наблюдается довольно интересная тенденция. У теоретиков искусства постсекулярного общества после десятилетий господства левого марксистского дискурса вдруг зазвучала тема религиозности. Серьезные международные художественные форумы стали уделять все больше внимания этой проблематике. Например, тема Первой Сингапурской биеннале современного искусства 2006 года была сформулирована как «Верю!». В парижском Центре Жоржа Помпиду в прошлом году состоялась масштабная выставка «Следы сакрального», об искусстве ХХ века, и прошла международная конференция «Религия: новые перспективы» и т.д. Эта тенденция, на наш взгляд, неслучайна. Периодически все сильнее сотрясающий мир и неуклонно углубляющийся кризис общества потребления поневоле заставляет задуматься о прочности фундамента всего здания современной культуры — безбожного гуманизма. Почему постулируемое им понятие бесценности человеческой жизни сейчас фактически превращается в свою противоположность — «без ценности»? Почему прогресс оборачивается нравственным распадом личности, семьи и общества, в котором тотальный цинизм становится уже культурной доминантой?
В такой ситуации передовая мысль, естественно, все активнее ищет возможные пути возрождения, возвращения к живому источнику культуры — идеалистической философии, вере и «новой» религиозности. Блудный сын возвращается к Отцу. И Церковь по библейскому примеру идет сыну навстречу. В Ватикане, например, в 1973 году открылась галерея «Коллекция современного религиозного искусства». В Австрии в течение нескольких лет каждый год успешно проводится ночь церквей, организованная по принципу уже ставшей известной россиянам «ночи музеев». В действующих храмах Линца, Граца, Зальцбурга, Вены устраиваются концерты современной религиозной музыки, показы видео, инсталляций, перформансов актуальных художников на религиозную тему. Церкви открыты всю ночь. Множество посетителей, особенно молодежи. Внимание СМИ. В ноябре этого года Папа Бенедикт XVI встретился с 250 всемирно известными представителями художественного мира в Сикстинской капелле с целью обсудить возможности возобновления активного диалога между искусством и Церковью сегодня.
В России, однако, подобного диалога со времени большевистского переворота 1917 года, к сожалению, не наблюдается вовсе. Вернее, сегодня он протекает в совершенно болезненных, неприемлемых формах — в основном в залах заседаний гражданского и уголовного суда, поскольку современное искусство в глазах верующих ассоциируется в основном лишь с вакханалией, кощунством и попранием святынь. Это, конечно же, далеко не так, хотя, надо сказать, проблем и взаимного недоверия, безусловно, и у Церкви, и внутри художественного сообщества за годы советской и постсоветской власти накопилось достаточно. Между элитарной эстетикой современного искусства и представлениями о прекрасном у обывателя лежит уже чуть ли не пропасть. Положительный опыт сотрудничества Церкви и художников «мистической» ветви русского авангарда начала ХХ века
Читать!
Ссылки
КомментарииВсего:64
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451766
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343386
- 3. Норильск. Май 1268669
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897694
- 5. Закоротило 822148
- 6. Не может прожить без ирисок 782459
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759099
- 8. Коблы и малолетки 740940
- 9. Затворник. Но пятипалый 471386
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403157
- 11. ЖП и крепостное право 393799
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370543
Ответ очевиден: выставляя писсуар, Дюшан не обесценивает святой образ, как это делал музейный куратор, – он, наоборот, поднимает предмет массового производства до уровня произведения искусства. Таким образом роль выставки в символической экономике меняется. Священные предметы в прошлом обесценивали, чтобы создать искусство, сегодня же предметы обихода поднимаются в цене, чтобы стать искусством. То, что изначально было иконоборчеством, превратилось в иконопочитание.
http://xz.gif.ru/numbers/73-74/kurator-ikonoborec/
Обесценивая Священное, искусство сакрализирует Обыденное. То есть речь идёт об антикультуре или антихрамах, если хотите.