Просмотров: 9017
Дмитрий Булатов: будущее – в лабораториях технобиологического искусства
На анкету OPENSPACE.RU отвечает художник и куратор Дмитрий Булатов
1. Есть ли название у того направления/типа искусства, за которое вы выступаете и за которым, по-вашему, будущее?Читать!
2. Чему оно противостоит?
Для меня самое главное, что это искусство противостоит представлениям о пассивном «мертвом времени», вычисляемом через повторяющиеся события — времени, для которого нет и не может быть ничего нового. Все, что пытаются сделать эти направления, это дать зрителю опыт активного «живого времени», определяемого как мера инновационных процессов в его окружении. Это сложно и требует работы над собой. Такой тип каждодневной работы художника над собой я определяю как единство собаки и Павлова (иначе говоря, как продолжающийся эксперимент над своим собственным мышлением). Хладнокровное шизо, короче.
3. Где оно выставляется или где можно с ним познакомиться?
За рубежом существует масса институций, авторов, фестивалей, которые специализируются в области технологического искусства. Полную информацию предоставить сложно, ибо доступ к ней обеспечивается конкретными исследованиями и интересами. Скажу одно — наибольшая вероятность встретить интересные разработки существует не столько в музеях, сколько в экспериментальных лабораториях. Например, в лабораториях Центра искусства и медиатехнологий ZKM (Карлсруэ), Центра Ars Electronica (Линц), ICC-NTT Музея интеркоммуникаций (Токио), Института Hexagram (Монреаль), Центра искусства и геномики (Амстердам), Эксплораториума (Сан-Франциско), Центра новых медиа (Беркли), Лаборатории смешанной реальности (Сингапур) и пр.
4. Как вы лично получаете информацию об этом искусстве (назовите, пожалуйста, адреса в интернете, рассылки, фестивали и т.п.)?
Некоторые линки можно найти здесь. Но это далеко не полный список. Ведь информация не приходит просто так — с ней нужно работать. При подготовке кураторского проекта, например, больше половины времени у меня уходит на исследование. Это обыкновенная аналитика. Ее очень важно соотносить с работой зарубежных коллег, переосмыслять, наращивать, устраивать разбор стратегий, проектов, выставок, фестивалей. Что касается последних, я бы мог рекомендовать такие: Ars Electronica, Telefonica, ISEA, DEAF, SIGGRAPH, Japan Media Arts Festival, Transmediale и т.д.
5. Каковы его основные представители в наши дни?
Если серьезно, то я не очень обращаю внимание на имена и географию. В первую очередь мне интересны идеи. А они могут появиться у абсолютно неизвестных художников и где угодно — в Европе, Штатах, Австралии, Бразилии, Юго-Восточной Азии… В моем кураторском «кейсе» десятки замечательных проектов со всего мира. Если же говорить о художниках, чье творчество подвигает меня на размышления, я бы в первую очередь назвал Джо Дэвиса, Стеларка, Билла Ворна, Орона Каттса и Йонат Цурр, Наталью Еременко, Гая Бен-Ари; среди представителей критического направления — Ансамбль критического искусства (CAE), группу Subrosa, Риккардо Домингеса, ну и так далее.
6. А в России они есть?
На мой взгляд, нет. Знаете, в нашей стране сформировался своеобразный художественный рынок, оплачивающий только ту информацию, которая не является новым знанием. Поэтому мы имеем только то, что имеем. В области искусства новых технологий российские авторы, к сожалению, пока еще сильно отстают по отношению к их международным коллегам. Проблема заключается в том, что нельзя быть актуальными на территории постиндустриальных смыслов, оперируя в своих произведениях исключительно индустриальными смыслами. Но я надеюсь, что ситуация улучшится. Уже сейчас в России появляются молодые авторы, которые ставят себе весьма амбициозные задачи. Время покажет…
7. Где такому роду деятельности учат?
В принципе, существует целый ряд инновационных образовательных программ, где ведется обучение на стыке искусства, науки и технологий. Среди них я хотел бы отметить курс современного искусства и робототехники при Университете Огайо (Колумбус, США), программу по современному искусству и тканевой инженерии при Школе анатомии и биологии Университета Западной Австралии (Перт, Австралия), программу по искусству и генной инженерии при Научном институте Гулбенкяна (Оэйраш, Португалия), программу медиаарта в Высшей художественной школе Центра искусств и медиатехнологий ZKM (Карлсруэ, Германия) и так далее. Эти образовательные инициативы, безусловно, важны. Однако надо понимать, что нет прямой зависимости между обучением какой-то деятельности и самой деятельностью. Мы же знаем, что прорыв в искусстве случается не тогда, когда что-то меняется в головах художников или у них на полках, а когда меняются их повседневные практики.
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451894
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343468
- 3. Норильск. Май 1268891
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897754
- 5. Закоротило 822241
- 6. Не может прожить без ирисок 782881
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759763
- 8. Коблы и малолетки 741171
- 9. Затворник. Но пятипалый 471948
- 10. ЖП и крепостное право 408007
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403427
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370749