Тенденция, о которой я говорю, однозначно противостоит практикам, ориентированным на идеалистически субъективный подход к миру, практикам фетишизации объектов и зрелища.

Оцените материал

Просмотров: 14150

Дмитрий Виленский: будущее – в политическом реализме

09/02/2010
На анкету OPENSPACE.RU отвечает художник Дмитрий Виленский, член группы «Что делать?»

Имена:  Дмитрий Виленский

©  Предоставлено автором

Дмитрий Виленский

Дмитрий Виленский

Есть ли название у того направления/типа искусства, за которое вы выступаете и за которым, по-вашему, будущее?

Четкого названия нет, но сейчас это принято обозначать как «политические практики современного искусства». Я бы их дополнительно охарактеризовал как искусство политического нарратива. Важнейшей их чертой является то, что они наследуют реалистической, в самом широком смысле этого понятного слова, традиции.

Чему оно противостоит?

Тенденция, о которой я говорю, однозначно противостоит практикам, ориентированным на идеалистически субъективный подход к миру, практикам фетишизации объектов и зрелища.

Давид Тер-Оганьян, Илья Будрайтскис. Манифестация, кадр из видео. 2007

Давид Тер-Оганьян, Илья Будрайтскис. Манифестация, кадр из видео. 2007

Где оно выставляется — или где можно с ним познакомиться?

Подобное искусство представлено в самых разных местах.
Наиболее последовательно оно было заявлено на 10-й и 11-й «Документе», на последней 11-й Стамбульской биеннале. А также во многих других, так называемых прогрессивных, институциях современного искусства. Их довольно много, но все равно в отличие от бытующего мнения их экономика довольно маргинальна в сравнении с мейнстримом коммерческого галерейного производства поделок для офисов и вил.

Как вы лично получаете информацию об этом искусстве (адреса в интернете, рассылки, фестивали и т.п.)?

Визуальный архив можно посмотреть на сайте «Документы», Стамбульской биеннале, а теорию — на сайтах Mute magazine, журнала Transform-transversal.

На русском языке наиболее всесторонние источники — это «Художественный журнал», платформа «Что делать?».

©  Artur Żmijewski / Courtesy the artist & Berliner Künstlerprogramm

Артур Жмиевски. Демократия, кадр из видео. 2009

Артур Жмиевски. Демократия, кадр из видео. 2009

Каковы его основные представители в наши дни?


Для меня это Алисе Крайшер и Андреас Зикман (Alice Creischer & Andreas Siekmann), Хито Штейерль, Яэль Бартана, Артур Жмиевски и целый ряд других авторов. Хотя их подходы разнятся весьма существенно.

А в России они есть?

Скорее можно говорить о нашем культурном пространстве — тогда это Борис Михайлов, Фабрика найденных одежд, Давид Тер-Оганьян (и круг авторов вокруг него), Евгений Фикс, Николай Олейников, Арсений Жиляев, Елена Ковылина, коллектив «Что делать?» — наверное, есть еще кто-то, но не удается все отследить.

Принципиально отмечу, чтобы избежать очевидных вопросов, что не включаю в эту группу откровенно эпатажные, гламурно-политические имена, каких у нас хватает, — такие как «Война», «Синие носы», «ПГ» и т.д., хотя ценю их работу и позицию гораздо больше, чем те мутные потоки метафизических поделок, которыми завалены последние годы Москва и Питер.

©  Courtesy Annet Gelink Gallery, Amsterdam and Sommer Contemporary Art Gallery, Tel Aviv Photo: Matthew Septimus. Courtesy P.S.1 Contemporary Art Cen

Яэль Бартана. Wild Seeds. 2004

Яэль Бартана. Wild Seeds. 2004

Где такому роду деятельности учат?


Вообще искусство — это практики самообразования. Именно поэтому дискурс самообразования столь справедливо пользуется серьезным академическим вниманием. При этом надо отдавать себе отчет, что множество западных арт-академий основаны на критических практиках искусства, но при этом их концепция искусства очень часто оказывается схожей с различными концепциями социально ответственной корпоративной политики. То есть приветствуются различные формы community art и relational aesthetics. Политические практики интердисциплинарного искусства существуют только в некоторых академиях, где есть серьезные учителя и общая накачка хорошими критическими текстами (которые в основном, конечно, левые по позиции). Это Cooper Union и Bard College в Америке, Goldsmiths в Англии, копенгагенская Арт-академия (особенно классы Кати Сандер), Арт-академия в Женеве — ее Центр критических кураторских исследований с Джином Реем. Это сейчас и цюрихская Школа искусства и дизайна, где теоретический отдел возглавил Геральд Раунинг, Арт-академия в Умеа (Швеция), где учат очень зрелые международные художники (Флориан Цайфанг и Миклош Эрхардт). Могу еще долго перечислять, так как читаю постоянно лекции и веду семинары во многих школах и знаю ситуацию изнутри.

Группа «Что делать?» является одним из инициаторов открытия в Петербурге Лаборатории критического искусства, которая приглашает художников к участию в своем первом проекте

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • sinenkij· 2010-02-09 22:52:40
    Как говаривал К.С. Станиславский,- "НЕ ВЕРЮ!", а группе "Что делать?", я бы посоветовал ничего не делать...
  • BLUEMOLOKO· 2010-02-10 21:02:00
    Виленский - типичнейший проходимец.
    И зарплату получает от двух заказчиков -
    на западе грантики на "левое" искусство
    и на лубянке за создание видимости "левого" искусства...
  • amiroff· 2010-02-12 09:35:02
    Как говорят в Перми: «Варяги из Москвы, заставляют нас шевелиться, им хочется чем то ответить, доказать что у нас то же есть серьезные, мыслящие художники, это полезное противостояние, здоровая конкуренция». Поэтому даже если Виленский есть только для того, что бы ему чем то ответить, уже хорошо. Хотя, по-моему, этим он не исчерпывается.
  • molochnikov· 2010-02-14 17:10:01
    удивительный мир образовался при искусстве...группа "Что делать?" как феномен...когда мягко говоря слова заменил создание чего нибудь...только полит спекуляция...
  • pervov_georgy· 2010-02-24 14:37:57
    Область "манифестационных" визпрактик представительная хаосоподобная часть практически любой выставки. Мы, зрители, хорошо знакомы с фиксациями такого рода, как в вышепредставленных в статье примерах, обходим их на выставках стороной. Это - нечто; субфилософия, субполитика, субискусство, субжурналистика, субкино и т. п., имеет неугасаемое внимание со стороны евроартбюрократов, особенно, когда это нечто находится в русле экспансионизма глобаеда (Запада); Косово отделить от Сербии - хорошо, Абхазию от Грузии - плохо, война в Афганистане хорошо, война в Чечне - плохо, бомба (ЯО) в Иране - плохо, бомбу (ЯО) в Израиле - не замечают, омечание дат 1956 г., - Будапешт, 1968 г., - Прага и забывчивость про 1965 - начало бомбардировок Вьетнама, 1967 г., - помощь Израилю со стороны США в войне с арабами, дат начала военных экспансий США в Индокитае, Латинской Америке, Ближнем Востоке, Ираке и т. п.
    Судя по всему "манифестанты" не лишены нарциссизма и сектоподобного эксгибиционизма не смотря на "левую" риторику. Я откликнулся на приглашение Виленского поучаствовать в их выставке, предложил свои тексты: http://www.pervov.ru/info.html. Дмитрий предложил мне поучавствовать произведениями. Я, в ответ, попросил в двух словах описать кураторский проект, в ответ Виленский написал: "если ты не понял мой (у них на сайте) текст, то и ничего нам от тебя не надо". Вот такие коммуникации, либертет, эгалитет и солидаритетом с прибором.
    www.totalrealism.com
Все новости ›