Неужто никто, кроме меня, не считает неприличным, что директора четырех ведущих музеев мира… поддержали своим высоким авторитетом новую арт-премию… которая организуется не под эгидой музея, а просто лично украинским миллиардером и собирателем искусства?

Оцените материал

Просмотров: 14577

«Новый аскетизм»? Или ожидание украинских денег?

Давид Рифф · 18/12/2009
«Арт-Базель Майами-Бич» и его критики. Пинчук с именитой свитой в МoМА. Биеннале Уитни на совершенно пустую тему. И открытки из Варшавы и Тбилиси

Имена:  Виктор Пинчук · Габриэль Ороско

©  Courtesy of Chantal Crousel Gallery, Paris / Photo: Florian Kleinefenn

Габриэль Ороско. Модифицированный Ситроен DS

Габриэль Ороско. Модифицированный Ситроен DS

Art Basel Miami Beach

Как сообщила газета Financial Times еще до открытия Art Basel Miami Beach, в этом году ярмарка адаптировалась к кризисным условиям на арт-рынке сразу несколькими способами: уменьшился масштаб (отпали 60 участников), сократилось количество параллельных программ, и ярмарка явно переориентировались на новую клиентуру с высокой покупательной способностью. По мнению одного из директоров ярмарки Марка Шпиглера, новые коллекционеры должны прийти из Китая и Латинской Америки. В остальном же прогнозы по «Арт-Базелю» были довольно скупыми, разве что некоторые смелые предприниматели от искусства заявляли, что рынок достиг дна еще в прошлом году. Спустя несколько дней после открытия Art Newspaper подтвердила высказанные предположения и поставила ярмарке диагноз — «новый аскетизм» (new sobriety), правда, с той оговоркой, что продажи на всех уровнях увеличились. В другой статье Art Newspaper сообщила, что у ярмарки появился ярко выраженный латиноамериканский оттенок, «Арт-Базель» повернулся лицом к элите, культурный аппетит которой постепенно выходит за пределы футбольной ментальности, согласно которой нужно коллекционировать художников только из национальной сборной.

Конечно, «новый аскетизм» совершенно не обязательно подразумевает какие-либо принципиальные изменения. «Арт-Базель» остается излюбленным местом для деловых кругов от арт-мира. Взгляните на удивительно бездарное слайд-шоу фотографа Тодда Эберле из Vanity Fair и убедитесь сами, насколько тут периферийно искусство. Единственный снимок, который привлек мое внимание, — тот, на котором изображен айфон с sms-сообщением от Клауса Бизенбаха. Американский критик и блогер Храг Вартанян отреагировал на большую часть «бесцветного искусства», увиденного на выставке, в своей обычной манере: по его словам, выглядит оно как домашний декор. То есть выполнено в эстетике магазина стройматериалов. Дешевый евроремонт в кризисную пору — вот ответ американцев Ирине Кориной. У «Арт-Базель Майами-Бич» есть свои забавные награды, однако награды, выдуманные Храгом Вартаняном, во много раз остроумнее. Посмотрите его подборку смешных работ: некоторые из них вопиюще вторичны, другие политически некорректны или просто очень спорны: ровно такие произведения и делают формат «Арт-Базеля» таким смехотворным.

Одним из самых интересных и симптоматичных проектов в параллельной программе ярмарки стала музейная выставка «Пространство реализма». На сайте Vernissage.tv есть небольшое видеоинтервью с ее куратором. В последнее время возрождается интерес к критическому реализму как ответу на рыночный формализм и постконцептуализм последнего десятилетия, хотя термин сам по себе имеет довольно расплывчатое значение: как говорит куратор Руба Катриб, выставка как раз посвящена невозможности реализма и нахождения правды. Рассказывая о своей картине, швейцарско-американский художник Олаф Бройнинг вообще щеголяет термином «реализм», словно вышколенный комсомолец.

©  William Powhida and Jade Townsend

Гувервиль ABMB. Деталь карикатуры Уильяма Поухайды и Джейд Таунсенд - сатиритический взгляд на Art Basel Miami Beach

Гувервиль ABMB. Деталь карикатуры Уильяма Поухайды и Джейд Таунсенд - сатиритический взгляд на Art Basel Miami Beach

Если и было на ярмарке что-то, что хоть отдаленно напоминает сегодня реализм в искусстве, так это работа Уильяма Поухайды, бруклинского художника, который недавно прославился карикатурой, посвященной скандалу в Новом музее (ссылка). New York Times опубликовала развернутый материал о его работах и фигуре как таковой, сопроводив его критическими замечаниями на тему «Арт-Базеля» в целом. Эта статья — отличный образец гонзо-журналистики: автор приехал писать об арт-рынке, а вместо этого написал о ком-то, кто противостоит бесстыдству постоянно растущих цен и спекулятивных работ, преодолевая трудности на своем пути. Поухайда предстает в тексте практически Шепардом Фэйри (который произвел на свет прославившие его портреты Обамы в стилистике New Deal, а после этого разработал дизайн упаковочных пакетов а-ля Родченко для универмага «Сакс» на 5-й авеню). Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:9

  • dorfmeister· 2009-12-18 19:36:54
    sobriety = аскетизм? i seriously doubt it. you forgot to mention that Poland is also homophobic, the Motherland of "The Purple One Is Gay" Internet meme.
  • notintense· 2009-12-19 21:53:32
    Об Ороско есть статья в Википедии на русском языке. Про Арт-Базель материал выглядит предвзято (особенно странный выбор ссылок на подборки плохих фотографий).
  • londandy· 2009-12-20 20:19:54
    da, 'asketizm' ne ochen udacnyoe slovo. v smisle perevod ;)
Читать все комментарии ›
Все новости ›