Оцените материал

Просмотров: 15820

С добрым утром, Венеция!

Давид Рифф · 25/06/2009
Зарубежные критики ругают проект Даниэля Бирнбаума. Но больше всего досталось Лайаму Гиллику и его дохлой кошке

Имена:  Даниэль Бирнбаум

С добрым утром, Венеция!
Из всех масштабных смотров современного искусства Венецианская биеннале всегда получает самое большое количество отзывов в прессе. В древний город на воде слетаются со всех концов света критики и журналисты, а затем расплачиваются за свои поездки двумя или более текстами — «фунтами мяса», что вырезаются из плоти их эстетического переживания современного искусства, что бы под этим самым искусством сегодня ни подразумевалось.

Действительно, биеннале как раз помогает дать определение этому опыту и привести статистику к общему знаменателю. Какой процент от искусства составляют вечеринки на яхтах? Какую долю — непосредственные эстетические переживания? Каков процент соображений политического или социального характера в этом опыте? Насколько Венеция является лишь завуалированной демонстрацией национальной гордости и богатства? И какие изменения происходят с этой горючей смесью в условиях кризиса?

Как выразился Дэн Фокс в блоге журнала Frieze в одном из своих семи постов, посвященных отдельным частям биеннале, «по сравнению с прошлыми годами ритм стал не таким бешеным. Возможно, отчасти потому, что из-за экономической ситуации выставка не кишела любителями бесплатного шампанского (чей удел, как мне всегда казалось, скорее созерцать декадентское забвение в духе Висконти, нежели осматривать современное искусство в Венеции). Но, возможно, также из-за сдержанного характера выстроенной [куратором Даниэлем] Бирнбаумом экспозиции».

Фокс также подмечает тенденцию, характерную как для основной экспозиции, так и для национальных павильонов: многие работы исследуют «экзистенциальные мучения высшей прослойки буржуазии», которая живет в мире некоего вновь актуализированного модернистского стиля. Возможно, самая очевидная иллюстрация к этому наблюдению — это работа дуэта художников Elmgreen & Dragset, курировавших павильон Дании и Скандинавии, в которой среди прочего фигурирует бассейн с утопившимся коллекционером. В интервью с Игмаром Драгсетом, сделанном vernissage.tv, проект объясняется самыми простыми словами. К нему также прилагается экскурсия, проводимая якобы агентом по недвижимости; смотрите ниже.



Большинство критиков сходятся во мнении, что основная часть экспозиции, курируемая Даниэлем Бирнбаумом, далеко не выдающаяся. Как подытожил Андраш Шанто в блоге Artworld Salon, «после открытия биеннале оказалось, что все комментаторы, так или иначе, приходят к одному выводу. Генеральная линия такова: если прошлая биеннале была просто ужасна, то нынешняя, прокурированная арт-вундеркиндом Даниэлем Бирнбаумом — вне всяких сомнений, одним из самых смышленых юных дарований на арт-сцене — банальна и однообразна».



Откуда такое единодушие, особенно среди англоговорящих критиков? Одна из причин, возможно, кроется в том, что люди приехали в Венецию с завышенными ожиданиями. А экспозиция Бирнбаума ускользает от каких-либо четких заявлений по поводу текущей ситуации в мире.

В блоге американской ТВ-программы art:21 Лили Симонсон говорит, что «выбранная Даниэлем Бирнбаумом поэтическая тема 53-й Венецианской биеннале «Создавая миры» является в некотором смысле антитемой, которая как раз делает акцент на множественности трактовок современного искусства сегодня. <…> Действительно, название не только не помогает зрителю сориентироваться, скорее наоборот — активно его дезориентирует. Фраза «создавая миры» в некотором смысле парадоксальна: «создание» подразумевает соединение элементов, их согласование, структурирование, в то время как «миры» обозначает наличие множества дискретных частей, их рассредоточение, отсутствие последовательности».

Остальная часть ее рецензии посвящена художникам Полу Чену и Натали Дюрберг, каждый из которых, по мнению Симонсон, создает свой особый странный мир. Что практически всегда можно сказать про любого художника в любой момент времени.

Действительно, основная экспозиция была интерпретирована критиками как классический пример кураторского глобализма. Как отмечает Маркус Митрингер в австрийской газете Der Standard, «происхождение художника тут имеет значение только постольку, поскольку он выставляется в месте, отведенном для соответствующей страны или части света. Национальное же государство присутствует непрямым образом, в основном в виде нареканий, что их не пригласили. Проект Бирнбаума действительно велик в своем роде. Он зиждется, с одной стороны, на неповторимости/единственности тех, кто его выстраивает, и на множественности возможных материалов и утопий — с другой. Любой другой подход урезал бы картину, более узкая тема обернулась бы проигрышем, более внятная архитектура помешала бы высказыванию».

Что служит вполне внятным описанием глобального языка современного искусства, который появился в конце 80-х, если говорить об идеологии. Настоящее эстетическое содержание таких построений, возможно, все еще интересует людей, но сама идеология уже надоела... В этом, возможно, и кроется суть проблемы.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:9

  • foabs· 2009-06-25 18:57:09
    ведь я не единственный, которому кошка дико понравилась?
  • driff· 2009-06-25 18:59:50
    Чем? Do tell.
  • CortoMaltese· 2009-06-25 22:00:05
    Але, гараж, Сара Дуглас не сделала ошибки, а вы - на русском - делаете. Владельца Philips de Pury зовут Леонид ФРИДЛЯНД!
  • degot· 2009-06-25 23:34:44
    Искренне просим прощения у Леонида Фридлянда, Михаила Фридмана и Corto Maltese(надееемся, это не один из вышеназванных)! Запутались! По-человечески понятно!
  • londandy· 2009-06-26 04:52:03
    Spasibo za obzor! interesno poluchilos
  • LANA· 2009-06-26 19:23:40
    Как может понравиться мертвое животное? Выставлять в арт-работах чучела домашних животных, которые являются почти членами семьи (Германия и Россия - кошек, скандинавы и Дания - собаку) - кощунство. Художник лень придумать что-то оригинальное, он идет по простому пути. Ту же кошку в немецком павильоне можно было из дерева сделать, например. На мой взгляд, с чучелами перешли ту грань, которую переходить не стоит. Демиен Херст с хищниками (акулами) и животными. которых мы все равно едим (коровами) куда органичнее.
  • CortoMaltese· 2009-06-28 00:57:22
    to degot: хуже, я их адвокат. Засужу вашу шайку до трусов!
  • pervov_georgy· 2009-07-01 15:14:15
    Как-то, я попал на ярмарку современного искусства на Messe Koeln в октябре 2005 г. Перед этим, почти месяц, я фотографировал в Дюссельдорфе и находился в симбиотическом состоянии с окружающей реальностью - людьми, улицами, ландшафтом, надписями и т. п. Погружение такого рода даёт особую сенситивность, чувствительность к фальши, надуманности, неестественности. Выставкой я был опустошён, дезориентирован - на огромной площади я практически не встретил естественных, жизненных, одушевлённых, очеловеченных произведений. Как могло случиться, если взять пример послевоенной ФРГ, что там практически было наложено негласное табу, сродни догмам ислама, на изображение живого человека, жизненного, действительности? После падения Берлинской стены искусство ГДР сразу мимикрировало под нормативную эстетику ФРГ, иллюстрируя второй закон термодинамики - увеличением энтропии. Такое положение вещей остаётся и по сей день хотя холодная война уже давно закончилась - нет противостояния образно-реалистического искусства советского блока с западным (безОбразным) искусством. Немцы так запутались в своей рьяной приверженности к безОбразному совриску что это привело к полному упадку и деградации реалистического фотоискусства, искусства натурной фотосъёмки не говоря о падении общего уровня культуры, какой хотя бы существовал в ГДР.
    Этой осенью мне досталась кипа (тысячи шт. 3 м. 50 см. высотой) художественных журналов с 50-х. годов; Искусство, Художник, Творчество, Декоративное искусство, Юнный художник, журналы соцстран. Удивительно сейчас смотреть содержание - никто нигде ничего не продаёт! Какой разительный контраст с современными художественными журналами где всё пронизано духом консюмеризма, где любая статья толи подлог, впаривание тихой сапой, продакт селсмент, манипуляция, джинса. Суть в том, обобщив, что воочию представлена "жертва необходимым (естественным, жизненным, очеловеченным, одушевлённым) в расчёте получить излишнее (вычурность, неестественность, фальш, "барские причуды")". Во всех областях современной культуры дефицит "необходимого" и избыток "излишнего".
    Так уж получилось, что почти одновременно с Гилликом, 9 июня я выставил тоже схожую кошку, но в моём произведении нет оттенка глумления момент которого может ощущаться у англичанина, несущего в своих визуальных практиках общие признаки кризисного пути западного безобразного искусства. В иллюстрацию своих наблюдений и позиции художника предлагаю, как пример, своё произведение: http://www.pervov.ru/cvproject_position.html?sect=101
  • yasha_kazhdan· 2009-07-24 15:56:53
    Очень понятно, почему foabs нравится этот проект – прозрачно ясно. Однако, он не пишет об этом.

    to CortoMaltese: исправление ошибок – это необходимость, которую мы часто забываем. Видимо не очень хорошо знаю творчество Сары Дуглас.
Все новости ›