Оцените материал

Просмотров: 3110

О благотворительности и искусстве

Хаим Сокол · 17/04/2008
Значки-ордена вручались участникам акции

Значки-ордена вручались участникам акции

Когда я прочитал о трехдневной художественной акции в фонде «Эра»1 по сбору средств на лечение молодого художника Алеши Лайфурова (выставка называлась «Арт-стационар»), у меня возникли противоречивые чувства – от желания поучаствовать до страстного интуитивного отторжения. «Искусство лечит!» – заявляют устроители акции. Но какой эффект имеет слово, которое, как известно, было в начале?
В стремлении проверить свои ощущения я перерыл весь интернет в поисках критического анализа акции или хотя бы внятного отчета, но, кроме бесконечно повторенного пресс-релиза и восторженных ахов и охов, не нашел ничего.

И тут я понял, в чем дело. Любые попытки рефлексии в сфере благотворительности (особенно в России, где эта тема еще не утратила новизны) обречены на провал: в ответ сразу начинают звучать возмущенные голоса (и один из них — твой внутренний): «Ты что, против добрых дел?! Ты не хочешь помочь?!» Нет, я не против добрых дел и я хочу помочь. Но...

Дело не в самой выставке. Поэтому я буду говорить не о ней, а только о тексте, предварявшем акцию.

«В поддержку Алексея Лайфурова творческим объединением СВОИ2000 был создан сайт-комикс www.helping-hand.ru, буквально за несколько дней ставший хитом рунета и обеспечивший сбор 30 тысяч евро...

Сайт отсылает к творчеству американского автора комиксов Харви Пикара, который, заболев лимфомой, создал комикс "Наш раковый год"».

По стилю — журнал «Афиша» или MTV. Все круто — «хит рунета», «сбор 30 тысяч евро», «американский комикс». Сила современного искусства — в сочетании двух качеств: клубный формат (круг деятелей современного искусства очень узок, особенно в России, все друг друга знают) и медийная природа (порождение виртуальных фантомов — главная функция современного искусства).

Договорившись, актуальные художники и иже с ними могут без труда создать медийную волну. Взорвать блогосферу — уж точно. Зная как и обладая медиа-ресурсами, нетрудно обратить внимание большой группы людей на проблему, человека или событие. Этим и объясняется всплеск благотворительной активности именно в зоне современного искусства, а не, скажем, в сфере бизнеса, что было бы логичнее. Но почему для освещения и рекламы благотворительной акции выбирается именно такой язык? Или сегодня молодые люди уже (еще?) не понимают по-иному? И добро уже давно стало героем виртуальной игры, где оно борется с не менее виртуальным злом?

«Это явление, в кратчайшие сроки ставшее действительно медийным, заслуживает внимания деятелей современного искусства. Проект сам по себе декларирует, что в «глобальной деревне» уже нет ничего невозможного. Смогут ли кураторы выставки и современные художники поддержать эстафету помощи больным? Смогут ли вылечить или помочь найти денег на лечение?»





Явление заслуживает внимания, если оно стало медийным? А вопросы, заданные в тексте, и подавно напоминают трейлер к очередной серии ER. Конкретная помощь конкретному человеку превращается в управляемое медийное событие. Не нужно выходить на демонстрации, навещать больных, активно выражать поддержку. Можно просто нажать на кнопку. В основе этого гедонистический принцип: делать добро легко и приятно.

Вообще-то делать добро не легко и не приятно. Нужно тратить время, деньги и душевные силы (поэтому на Западе благотворительность поощряется в виде налоговых льгот, а в России, наоборот, с собранных на благотворительном аукционе средств взимается налог). А тут такой подарок добрым, но ленивым: виртуальное действие заслоняет реальное бездействие. Но самое ужасное в том, что в глобальной деревне уже нет ничего невозможного. В лучших традициях рекламы оккультных услуг заявляется: «Акция должна способствовать либо полному излечению Алексея от рака с помощью произведений искусства, либо сбору денег на операцию, которая, по прогнозам медиков, также способна вылечить Алексея от его недуга». Вау!

«Посетителям предлагается испытать на себе целительную силу современного искусства, прекрасно провести время, оздоравливаясь физически и духовно с помощью целого ряда выдающихся произведений искусства, а также (!!!) принять участие в сборе средств на лечение Алексея Лайфурова, молодого человека, больного раком крови и нуждающегося в операции по трансплантации костного мозга...»

«Прекрасно провести время, а также...».

К сожалению, у большинства людей отсутствует врожденная потребность творить благо. Поэтому в обществе существуют формы социального договора, которые позволяют отбирать деньги у богатых и раздавать бедным. Например, благотворительный концерт или аукцион. Все как бы по-настоящему — музыка или картины настоящие, покупают их те, кому это действительно нужно, но при этом все знают, что вырученные деньги пойдут на что-то хорошее. Это не отменяет визита в больницу или детский дом, но не для того, чтобы дать денег (по-моему, нет ничего более унизительного, чем когда богатые тети или их высокопоставленные мужья перед десятками телекамер дарят подарки каким-то несчастным, жмут им ручки и гладят по головке), а чтобы встретиться с этими людьми. Однако в последнее время все чаще в магазинах можно увидеть надпись: «Покупая этот товар, вы помогаете детям-сиротам». Вроде бы тоже игра, но игра сомнительная — наша консюмеристская страсть не просто поощряется, она подается со сладкой начинкой благородства и значимости. Покупать — прекрасно проводить время — значит творить добро. Вот уж воистину «бабло побеждает зло».

У этой истории счастливый конец. Деньги собраны, и Алеша должен поехать на операцию. Но в одном блоге какая-то девочка, прочитав релиз, упрекнула хозяина блога в опасных обещаниях: «...акция должна способствовать либо полному излечению Алексея от рака с помощью произведений искусства, либо сбору денег на операцию, которая, по прогнозам медиков, также способна вылечить Алексея от его недуга» — как жестоко ты пишешь! :-(».

На эту, возможно, ключевую ремарку последовал ответ: «Текст не мой:) мне его прислали по работе...»

Значки-ордена вручались участникам акции

Значки-ордена вручались участникам акции



1 В акции "Арт-стационар" приятное совмещалось с полезным - художественная выставка и сбор средств на лечение больного раком крови молодого художника. В выставке приняли участие ряд известных современных художников: Никита Алексеев, Андрей Бартенев, Владимир Дубоссарский, Георгий Литичевский, Диана Мачулина, Гоша Острецов, группа ПГ, Ростан Тавасиев, Леонид Тишков и многие другие.

 

 

 

 

 

Все новости ›