Куратор с энциклопедической широтой знаний и небывалой свободой мышления, он не боялся подвергать сомнению устоявшиеся законы выставочной практики и совмещать прежде несовместимое.
Выставки-дискуссии, экспозиции на бывших заводах, игра с китчем и наукой, скульптуры без постамента и частные спонсоры — всё это придумал он
История кураторской практики, которой еще не исполнилось и пятидесяти лет, знает своего патриарха, и это почетное место принадлежит швейцарскому куратору Харальду Зееману (1933—2005).Читать!
В современное искусство Харальд Зееман пришел, защитив диссертацию об истоках современной книжной иллюстрации и попробовав себя в театре, графическом дизайне и журналистике. В 1957 году ему довелось курировать раздел, посвященный поэту-дадаисту Хьюго Боллу, на выставке «Живописцы-поэты / Поэты-живописцы» в Художественном музее Санкт-Галлена, а в 1961 году выпала возможность возглавить Кунстхалле в своем родном городе Берне. За девять лет, проведенные в Кунстхалле, Зееман превратил крошечный Берн в центр передового искусства той эпохи. Одним из первых в Европе он представил молодое поколение американских и европейских художников 1960-х годов, которые впоследствии займут прочное место в истории искусства — концептуалистов, акционистов, художников ленд-арта, Флюксуса, поп-арта и арте повера. Здесь прошла одна из первых европейских выставок Уорхола и состоялся первый масштабный проект Христо и Жанны-Клод, «обернувших» здание Кунстхалле в 1968 году. Утверждая Кунстхалле как экспериментальную лабораторию новых художественных форм, Зееман экспериментировал и с выставочным форматом, накопив основу для своих дальнейших кураторских проектов. Итогом его активной деятельности в Берне стала выставка «Когда отношения обретают форму: работы, концепции, процессы, ситуации, информация», с которой ведет отсчет международная известность Зеемана.
«Когда отношения обретают форму: работы, концепции, процессы, ситуации, информация», Кунстхалле, Берн, 1969
Первая масштабная выставка концептуального и близкого ему искусства в Европе собрала 69 художников из Европы и США. Вслед за искусством 1960-х годов, перевернувшим прежние представления и открывшим новые формы, проект Зеемана пересмотрел традиционный музейный формат выставок в поисках адекватных способов представить новое искусство и предъявил его первые находки в области кураторской практики.
Принципиальный момент заключался в том, что выставка смещала фокус с объектов искусства к художественному процессу, который был признан не менее важной частью работы художника, чем произведение как ее результат. В центре внимания оказались сами художники как творческие люди, движимые каждый своими устремлениями, и «отношения» — совокупность их взглядов и идей, которые делали возможным появление произведений и определяли их характер. Утверждалось, что формы рождаются не из сторонних эстетических предпочтений художника, но являются выражением его мировоззрения, проявлением внутренних убеждений и позиции. Выставка, ставшая, по словам Зеемана, «собранием историй, рассказанных от первого лица», предлагала взглянуть на произведения с точки зрения художественного процесса, а ее подзаголовок — «работы, концепции, процессы, ситуации, информация» — отражал характер представленных на ней работ, которые не ограничивались традиционными «объектами».
Накануне выставки Кунстхалле напоминал гигантскую мастерскую, тем более что треть всех участников прибыли в Берн заранее, чтобы сделать работы на месте. Куратор постарался сообщить характер мастерской и самой экспозиции. Если традиционные музейные выставки в то время отводили каждому художнику по залу, то Зееман разместил произведения разных художников в одном пространстве и в непосредственной близости друг от друга, устраняя разделительные барьеры между ними и провоцируя их взаимодействие. Скульптуры размещались без традиционных цоколей и подставок и не вдоль стены, как это было тогда принято, а прямо на полу и по всему залу, что устраняло дистанцию со зрителями. Насыщенная по количеству участников выставка предполагала высокую плотность представленных работ. Более того, «силовое поле» выставки разрослось до размеров города и даже страны. Ричард Лонг отправился на трехдневную прогулку в швейцарские Альпы, представив информацию об этом в выставочном пространстве. Даниель Бюрен, не приглашенный к участию в выставке, тем не менее приехал в Берн и развесил свои плакаты по всему городу, за что угодил в полицейский участок.
Судя по тому, что газетные статьи, посвященные выставке, выходили под заголовком «Апокалипсис или коперниковская революция?», эффект был ошеломляющим. Безусловно, подобная реакция на выставку была связана прежде всего с новаторским характером представленного на ней искусства, но очевидно и то, что Зееман нашел самый радикальный по тем временам способ представить его в стенах традиционного выставочного зала. И если в Берне выставку приняли со скандалом как слишком авангардистскую, что повлекло за собой добровольную отставку Зеемана с должности директора Кунстхалле, то в международном масштабе она стала событием и образцом новой кураторской практики.
Оставив Кунстхалле, Зееман основал «Агентство для интеллектуальной работы по найму» (или, как бы мы перевели сегодня, «Агентство духовных гастарбайтеров» — Agentur für geistige Gastarbeit), которое занималось реализацией выставок, и таким образом официально стал первым независимым куратором. За всю работу — разработку идеи выставки, транспортировку, страховку, монтаж, составление и печать каталогов — отвечал сам Зееман при поддержке членов его семьи и привлекаемых специалистов. Агентство — соответствуя своему основателю, обладавшему редким сочетанием художественной интуиции и свободы мысли с прагматизмом менеджера, — было одновременно художественным проектом и реальным предприятием. Оно работало под девизами «Заменим собственность свободными действиями» и «От видения — к гвоздю» и пользовалось оригинальными формулярами писем и печатями, которые очень напоминали те, что использовали в то время художники Флюксуса. С практической точки зрения агентство существовало, получая выручку от продажи выставок заинтересованным институциям (Зееман был пионером этой практики) и процент за счет продажи билетов и каталогов. Кроме того, начиная с выставки «Когда отношения обретают форму» Зееман впервые стал привлекать к организации выставок современного искусства частных спонсоров — практика, которой было уготовано большое будущее. {-page-}
«Осмысляя реальность. Мир образов сегодня» (Questioning Reality — Image World Today), «Документа-5», «Новая галерея» и музей Фридерицианум, Кассель, 1972
На волне громкого, хотя и противоречивого успеха выставки «Когда отношения обретают форму» Зеемана пригласили стать художественным руководителем «Документы-5». Символично, что с его приходом произошло
Читать!
Если на предыдущей «Документе» царила абстрактная живопись, то Зееман пригласил все многообразие художников неоавангарда, с которыми начал работать еще в Берне. Как и в случае с выставкой «Когда отношения обретают форму», большинство художников работали на месте и акцент был сделан на процессуальных работах и искусстве действия, хотя от первоначального плана превратить выставку исключительно в «100 дней событий» было решено отказаться, чтобы не повторить случившегося на выставке «Хеппенинг и Флюксус» в Кунстферайне Кельна в 1970 году, когда ссора художников Флюксуса с венскими акционистами поставила под угрозу ее проведение. На этот раз, чтобы подстраховаться, Зееман решил более жестко контролировать весь процесс и параллельно программе «событий» — хеппенингов, перформансов, акций, театральных постановок, поэтических и звуковых выступлений — устроить тематическую выставку, пригласив себе в помощники сокураторов.
Центральной темой проекта стал вопрос о том, как искусство интерпретирует мир. Речь шла о фундаментальной для всей истории искусства проблеме соотношения искусства (с его претензией на автономию) и окружающей реальности. «Документа-5» была задумана как «концентрированная версия жизни в форме выставки», а ее намерением было исследовать соответствие реальности образу, который ее изображает. Реализуя эту задачу, Зееман осуществил новаторский жест — наряду с произведениями приглашенных художников он включил в экспозицию обширную коллекцию визуальных объектов окружающего мира, которые не принадлежат современному искусству, а относятся к сфере обыденной жизни, политики, популярной культуры, китча, религиозного искусства или искусства аутсайдеров. В рамках одной выставки соцреализм был сопоставлен с рекламой и научной фантастикой; реалистическая живопись 1960—1970-х годов — с акционизмом, порнографией, поп-артом, карикатурой и психоделическим искусством; концептуальное искусство — с наивной живописью и другими, на первый взгляд далекими от современного искусства вещами. Разные слои искусства и реальности пересекались в поделенном на секции пространстве, развертываясь в отдельные, но связанные между собой повествования.
Секция с участием Йозефа Бойса носила название «Мистицизм и шаманизм. Индивидуальные мифологии» и для Зеемана являлась олицетворением выставки в целом, поскольку главным для него было представить не объективное видение реальности, а индивидуальный и субъективный мир каждого художника, в рамках которого могли существовать различные знаки окружающей жизни. Сам Зееман почти все сто дней выставки провел в импровизированном «офисе» Бойса за разговорами об искусстве.
Парадоксально, но на волне революционных событий 1968 года и после критики в Кунстхалле Берна на «Документе-5» Зееман вернулся к осознанию особой миссии музея и автономии искусства, чем вызвал критику многих участников выставки, среди которых были Ханс Хааке, Ричард Серра, Роберт Смитсон и другие художники. Интересно отметить и то, что претензии художников к Зееману, связанные с его «узурпацией» власти, начались именно с «Документы-5». Даниель Бюрен, на этот раз приглашенный к участию, тем не менее написал в каталоге к выставке, что она является произведением Зеемана, в котором он использовал работы художников в качестве материала или «мазков краски на своем полотне». Впрочем, Зееман не отрицал своего авторства и настаивал на праве обладать своей индивидуальной мифологией наравне со всеми художниками: «Я хотел предъявить свой собственный миф, то есть нечто противоположное роли объективного посредника. Я больше не хочу просто заполнять предложенную рамку, но все больше склоняюсь к тому, чтобы проецировать свои собственные идеи» (I wanted to manufacture my own myth, therefore something negatively objective in relation to the role of an intermediary. I am no longer disposed to simply fill a given frame, but am increasingly inclined to project my own ideas). Как будто в подтверждение своего высказывания вскоре после окончания «Документы-5» Зееман объявил о создании «Музея личных пристрастий» (Museum of Obsessions) — собрания интересов и идей, которые существовали у него в голове и питали его работу. Все предыдущие и последующие выставки Зеемана стали выражением этого эфемерного музея, а выставки 1970-х годов («Дедушка: такой же первооткрыватель, как и все мы» (Grandfather: A Pioneer Like Us), «Целибатные машины» (The Bachelor Machines), Monte Verita и более поздняя «В поисках тотального произведения искусства: Европейские утопии с 1800 года» (Penchant for a Synthesis of the Arts: European Utopias Since 1800) стали наиболее ярким его проявлением. {-page-}
«Целибатные машины» (The Bachelor Machines), впервые в 1975 году в Кунстхалле Берна, затем (1975—1977) в Венеции, Брюсселе, Дюссельдорфе, Париже, Мальме, Амстердаме, Вене
Выставка «Целибатные машины» и еще более ранняя и экспериментальная «Дедушка: такой же первооткрыватель, как и все мы», организованная на квартире у Зеемана и посвященная его дедушке-парикмахеру, никому не известному открывателю перманентной химической завивки, знаменуют собой начало исследовательского периода в работе куратора.
Читать!
В очередной раз Зееман продемонстрировал новаторский характер своей работы, которая выходила далеко за границы институциональной практики тех лет. Выставка, на подготовку которой ушло два года, представляла собой синтез научной, философской и художественной мысли. Она основывалась на междисциплинарном подходе, который преодолевал традиционное для истории искусств деление на хронологические периоды, жанры, стили и направления, и наравне с произведениями искусства включала в себя предметы обыденной жизни. Стремясь расширить узкое представление об искусстве как о собрании шедевров и открыть его другим сферам мысли и деятельности, Зееман пересмотрел границу между искусством и культурой. Для него выставка была не просто собранием предметов, но выразительным средством, которое предполагает создание контекста, погружение в определенную идейную и пространственную среду. Вдохновением ему послужили «музеи» современных художников — «Сентиментальный музей» Даниэля Спёрри (или Споэрри) и «Музей современного искуства, Отдел орлов» Марселя Бротарса.
Миф о целибатных машинах прочитывался на разных уровнях. Рядом с портретом «роковой женщины» Эдварда Мунка и работами Дюшана, Тэнгли и Пикабиа были представлены воссозданные по сохранившимся эскизам механизмы Франца Кафки, Реймона Русселя и Альфреда Жарри; рядом с машинами для механического письма — любовные машины из фильма «Барбарелла»; рядом с парапсихологическими рисунками Эммы Кунц (Emma Kunz) — иконография наиболее известных целибатных машин: велосипед, гильотина и компьютер. На выставке было настолько мало оригинальных произведений, что директор принимающего ее Музея современного искусства города Парижа Франсуа Матей (François Mathey) посчитал нужным предупредить зрителей, что это не просто художественная выставка, а выставка, находящаяся «за пределами хорошего или плохого вкуса», которая «в гораздо большей степени апеллирует к психоанализу и даже метафизике», что не помешало ей быть впоследствии показанной во многих городах мира.
К концу 1980-х годов современное искусство в Европе начинает привлекать массового зрителя, и администрации различных городов проявляют интерес к поддержке больших проектов. В этот момент у Зеемана появляется новый стиль выставок, связанный с освоением гигантских, не предназначенных для искусства площадок (среди последних были Hamburger Bahnhof в Берлине, Deichtorhallen в Гамбурге, Chapelle de la Salpêtrière в Париже, дворец в парке Ретиро в Мадриде и др.) и особым вниманием к пространственному дизайну и сценографии устраиваемых там выставок, на что охотно шли местные администрации. Естественным продолжением этих масштабных и зрелищных проектов стали кураторские работы, реализованные Зееманом на биеннале, в числе которых Лионская биеннале 1997 года и Венецианская биеннале в 1999 и 2001 годах.
Зееман впервые побывал в Венеции еще в 1980 году, когда открыл здесь секцию Aperto, посвященную молодым художникам. Вернувшись на Венецианскую биеннале уже в качестве ее главного куратора, причем два раза подряд, Зееман задался целью обновить ее структуру, как это было и на «Документе-5», и в итоге расширил основной международный кураторский проект до известных сегодня размеров, задействовав большой павильон Италии (сегодня он переименован в Palazzo delle Esposizioni именно потому, что для Италии больше не используется) и помещение Арсенала. Оба венецианских проекта Зеемана представляли собой масштабные и зрелищные выставки, отрежессированные как спектакли, где настроение задавали размещенные в обширных пространствах монументальные скульптуры и огромные инсталляции Ричарда Серра, Уолтера де Мария, Брюса Наумана, Джейсона Роадса, Пола Маккарти, Томаса Хиршхорна и других художников.
Если кураторский проект 1999 года d'APERTtutto, как видно уже из названия, был во многом навеян самой первой венецианской выставкой Зеемана Aperto и включал множество молодых художников из разных регионов (особенно из Китая, но также и из Восточной Европы), то Лионская биеннале 1997 года и венецианский проект 2001 года были глобальны не только по составу участников, но и по замыслу. Венецианская биеннале 2001 года носила название «Плато человечества», что, по словам Зеемана, было не столько темой, сколько «настроением, которое дает каждому художнику свободу выражения», в то время как выставка в целом представляла собой «прогулку от одного сюрприза к другому». Выставочный проект «Другой», реализованный на Лионской биеннале 1997 года, как бы резюмировал предыдущие кураторские находки Зеемана. Он поднимал вопрос различий не столько культурных, сколько внутрикультурных и тех границ, разделяющих хронологические периоды, стили, направления и дисциплины, на преодолении которых были основаны более ранние выставки куратора. Как и прежде, наряду с работами известных художников Зееман представил в Лионе произведения авторов, которые никогда не принадлежали современному искусству, — почтальона Шеваля, писателя Франца Кафки и др. Кроме того, «другой» в названии проекта отсылал и к известному из словаря Зеемана понятию «индивидуальной мифологии»: «другим» был каждый художник как обладатель уникального взгляда на мир и только ему свойственной мифологии.
В 1990-е годы Зееман параллельно масштабным проектам, тяготеющим к универсальности, вернулся к тематическим и осуществил серию выставок, посвященных отдельным странам и регионам. Среди них «Воображаемая Швейцария» (Цюрих, Мадрид, Дюссельдорф, 1991—1992), «Австрия в сети роз» (Вена, Цюрих, 1996—1997), «Эпицентр Любляна» (Moderna galerija, Любляна, 1997), «Кровь и мед: Будущее — за Балканами» (Sammlung Essl, Klosterneuburg, Вена, 2003) и последняя «Воображаемая Бельгия: это случилось рядом с вами» (Palais des Beaux-Arts, Брюссель, 2005). Эти выставки, как и раньше, сочетали произведения искусства с географическими картами, документальными фотографиями, литературными текстами и повседневными вещами и отражали очень личное видение Зеемана, что всегда было для него главным.
Проекты Зеемана часто вызывали противоречивую реакцию. И если вначале его критиковали за слишком авангардные выставки, то в 1990-е годы — за «звездный» статус и спектакулярные выставки, которые способствовали становлению «культурной индустрии». Передовые кураторские практики сегодня действительно связаны не столько с ярким авторским началом, которое всегда пропагандировал Зееман, сколько с коллективными проектами и другими находками, сделанными в 1990-е годы. Как бы то ни было, вклад Зеемана в историю кураторства будет всегда связан с нелегкой ролью первооткрывателя — такого же, каким можем стать и все мы, будь мы кураторами или парикмахерами.
КомментарииВсего:3
Комментарии
-
http://findarticles.com/p/articles/mi_m0268/is_10_43/ai_n27870046/?tag=content;col1
-
еще можно было вот это упомянуть “Money and Value. The last Taboo,” as part of Swiss National exhibition expo.02; Biel
-
Братцы, Хуго Балль - немец.
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451731
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343363
- 3. Норильск. Май 1268596
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897672
- 5. Закоротило 822111
- 6. Не может прожить без ирисок 782250
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758772
- 8. Коблы и малолетки 740873
- 9. Затворник. Но пятипалый 471277
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403081
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370475
- 12. ЖП и крепостное право 366528