Оцените материал

Просмотров: 56801

Жан-Юбер Мартен, куратор экзотического

Елена Яичникова · 08/09/2009
«Разделение экзотики». 5-я Лионская биеннале, 2000

Афиша 5-ой Лионской биеннале

Афиша 5-ой Лионской биеннале

Спустя одиннадцать лет после «Магов земли» Мартен сделал 5-ю Лионскую биеннале, которая обозначила новую реальность — культурных смешений и взаимовлияний. В центре выставки оказалось понятие «обоюдной экзотики», которое предполагало, что для африканцев западная культура так же экзотична, как для европейцев африканская. Экзотика, понимаемая подобным образом, является вопросом точки зрения, что уравнивает в правах разные культуры, утверждая относительность любого суждения. Таким образом, Мартен ответил на критику и обвинения в «экзотизме», обращенные в его адрес в связи с выставкой «Маги земли».

Произведения, представленные на Лионской биеннале, отражали реальность межкультурных взаимодействий: работы западных художников заимствовали элементы, свойственные другим культурам, и наоборот. Участвующая в общем проекте группа из пяти европейских антропологов и социологов проанализировала произведения искусства и разработала их классификацию, ставшую основой экспозиции. Выставка была поделена на 23 секции: «Есть», «Передвигаться», «Любить», «Молиться», «Страдать», «Умирать» и др.

Сама выставка разместилась в Холле Тони Гарнье (La Halle Tony Garnier) — отреставрированном здании промышленной архитектуры начала ХХ века общей площадью в 17 тыс. кв. м. Над дизайном выставки работал архитектор и сценограф Патрик Бушан (Patrick Bouchain). Дизайн экспозиции стал важным элементом выставки, программно исходившей из того, что демонстрировать произведения с других континентов вместе с работами западных художников в условиях, привычных для последних, неприемлемо. Выставка представляла все работы так, как это принято в относящихся к ним культурах.

В результате обычно белые перегородки были покрашены в яркие цвета; занавески создавали кабины для просмотра видео; живопись не только висела на стене, но и крепилась на подставках; многие работы размещались в устроенных шалашах или палатках и включали в себя природные материалы. Как гласил сопровождающий выставку текст рабочей группы биеннале, «мы предлагаем не ассимилировать работы издалека, выставляя их так, как это принято у нас, а представить их так, как их видят там, чтобы этот другой взгляд на мир можно было бы применить к нашей художественной практике. В конечном итоге речь идет о выставке, которая, взирая на произведения искусства со всего мира, поменяла бы наш взгляд на эти работы, а вместе с тем и на наши собственные».

Нетрудно догадаться, что такая сценография стала ответом на критику выставки «Маги земли» в отношении «белого куба». Впоследствии Мартен признавал, что попытки такого рода не заходят далеко, но, чтобы понять это, нужно было попробовать. Нерешенным, однако, остался вопрос «права голоса», поскольку «обоюдный экзотизм» не предполагал участия африканских специалистов. Социально-экономические и политические условия, при которых происходит оценка другой культуры как «экзотической», затронуты не были.


Ссылки

КомментарииВсего:1

  • klenov· 2009-09-14 15:47:17
    почему-то не в статье не работают ссылки на русскую википедию
Все новости ›