Страницы:
- « Предыдущая
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- Следующая »
«Разделение экзотики». 5-я Лионская биеннале, 2000
Спустя одиннадцать лет после «Магов земли» Мартен сделал 5-ю Лионскую биеннале, которая обозначила новую реальность — культурных смешений и взаимовлияний. В центре выставки оказалось понятие «обоюдной экзотики», которое предполагало, что для африканцев западная культура так же экзотична, как для европейцев африканская. Экзотика, понимаемая подобным образом, является вопросом точки зрения, что уравнивает в правах разные культуры, утверждая относительность любого суждения. Таким образом, Мартен ответил на критику и обвинения в «экзотизме», обращенные в его адрес в связи с выставкой «Маги земли».
Произведения, представленные на Лионской биеннале, отражали реальность межкультурных взаимодействий: работы западных художников заимствовали элементы, свойственные другим культурам, и наоборот. Участвующая в общем проекте группа из пяти европейских антропологов и социологов проанализировала произведения искусства и разработала их классификацию, ставшую основой экспозиции. Выставка была поделена на 23 секции: «Есть», «Передвигаться», «Любить», «Молиться», «Страдать», «Умирать» и др.
Сама выставка разместилась в Холле Тони Гарнье (La Halle Tony Garnier) — отреставрированном здании промышленной архитектуры начала ХХ века общей площадью в 17 тыс. кв. м. Над дизайном выставки работал архитектор и сценограф Патрик Бушан (Patrick Bouchain). Дизайн экспозиции стал важным элементом выставки, программно исходившей из того, что демонстрировать произведения с других континентов вместе с работами западных художников в условиях, привычных для последних, неприемлемо. Выставка представляла все работы так, как это принято в относящихся к ним культурах.
В результате обычно белые перегородки были покрашены в яркие цвета; занавески создавали кабины для просмотра видео; живопись не только висела на стене, но и крепилась на подставках; многие работы размещались в устроенных шалашах или палатках и включали в себя природные материалы. Как гласил сопровождающий выставку текст рабочей группы биеннале, «мы предлагаем не ассимилировать работы издалека, выставляя их так, как это принято у нас, а представить их так, как их видят там, чтобы этот другой взгляд на мир можно было бы применить к нашей художественной практике. В конечном итоге речь идет о выставке, которая, взирая на произведения искусства со всего мира, поменяла бы наш взгляд на эти работы, а вместе с тем и на наши собственные».
Нетрудно догадаться, что такая сценография стала ответом на критику выставки «Маги земли» в отношении «белого куба». Впоследствии Мартен признавал, что попытки такого рода не заходят далеко, но, чтобы понять это, нужно было попробовать. Нерешенным, однако, остался вопрос «права голоса», поскольку «обоюдный экзотизм» не предполагал участия африканских специалистов. Социально-экономические и политические условия, при которых происходит оценка другой культуры как «экзотической», затронуты не были.
Спустя одиннадцать лет после «Магов земли» Мартен сделал 5-ю Лионскую биеннале, которая обозначила новую реальность — культурных смешений и взаимовлияний. В центре выставки оказалось понятие «обоюдной экзотики», которое предполагало, что для африканцев западная культура так же экзотична, как для европейцев африканская. Экзотика, понимаемая подобным образом, является вопросом точки зрения, что уравнивает в правах разные культуры, утверждая относительность любого суждения. Таким образом, Мартен ответил на критику и обвинения в «экзотизме», обращенные в его адрес в связи с выставкой «Маги земли».
Произведения, представленные на Лионской биеннале, отражали реальность межкультурных взаимодействий: работы западных художников заимствовали элементы, свойственные другим культурам, и наоборот. Участвующая в общем проекте группа из пяти европейских антропологов и социологов проанализировала произведения искусства и разработала их классификацию, ставшую основой экспозиции. Выставка была поделена на 23 секции: «Есть», «Передвигаться», «Любить», «Молиться», «Страдать», «Умирать» и др.
Сама выставка разместилась в Холле Тони Гарнье (La Halle Tony Garnier) — отреставрированном здании промышленной архитектуры начала ХХ века общей площадью в 17 тыс. кв. м. Над дизайном выставки работал архитектор и сценограф Патрик Бушан (Patrick Bouchain). Дизайн экспозиции стал важным элементом выставки, программно исходившей из того, что демонстрировать произведения с других континентов вместе с работами западных художников в условиях, привычных для последних, неприемлемо. Выставка представляла все работы так, как это принято в относящихся к ним культурах.
В результате обычно белые перегородки были покрашены в яркие цвета; занавески создавали кабины для просмотра видео; живопись не только висела на стене, но и крепилась на подставках; многие работы размещались в устроенных шалашах или палатках и включали в себя природные материалы. Как гласил сопровождающий выставку текст рабочей группы биеннале, «мы предлагаем не ассимилировать работы издалека, выставляя их так, как это принято у нас, а представить их так, как их видят там, чтобы этот другой взгляд на мир можно было бы применить к нашей художественной практике. В конечном итоге речь идет о выставке, которая, взирая на произведения искусства со всего мира, поменяла бы наш взгляд на эти работы, а вместе с тем и на наши собственные».
Нетрудно догадаться, что такая сценография стала ответом на критику выставки «Маги земли» в отношении «белого куба». Впоследствии Мартен признавал, что попытки такого рода не заходят далеко, но, чтобы понять это, нужно было попробовать. Нерешенным, однако, остался вопрос «права голоса», поскольку «обоюдный экзотизм» не предполагал участия африканских специалистов. Социально-экономические и политические условия, при которых происходит оценка другой культуры как «экзотической», затронуты не были.
Страницы:
- « Предыдущая
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- Следующая »
Ссылки
- Московская биеннале лишилась Гормли, 24.08.2009
- Прошла пресс-конференция Московской биеннале, 20.07.2009
- Оксана Саркисян. Три куратора в поисках мировых стандартов, 30.04.2009
- Объявлены участники Московской биеннале, 02.04.2009
- Московская биеннале получила 65 миллионов, 18.02.2009
- Московская биеннале будет против исключения, 19.09.2008
- Жан-Юбер Мартен: «Я не согласен, что искусство не может быть религиозным», 23.09.2008
- Жижек в Кембридже: «Изнасиловали? Давайте обсудим», 16.11.2008
- Алексей Пензин. Аборигены острова Россия? 05.08.2008
КомментарииВсего:1
Комментарии
-
почему-то не в статье не работают ссылки на русскую википедию
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3455930
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2346082
- 3. Норильск. Май 1273658
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 899202
- 5. ЖП и крепостное право 853080
- 6. Закоротило 824456
- 7. Не может прожить без ирисок 792150
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 766423
- 9. Коблы и малолетки 745287
- 10. Затворник. Но пятипалый 479273
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 409730
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 374936