Страницы:
- « Предыдущая
- 1
- 2
- 3
Рынок и апартеид
Продаваться и интегрироваться в международную среду южноафриканские художники могли и во время апартеида. В конце концов, они всегда могли просто уехать из страны —
Читать!
Рынок во время апартеида не был исключительно белым. То есть, разумеется, коллекционеры были белые, но они довольно охотно покупали работы африканских художников. Предпочтение отдавалось слащавым картинкам из жизни черных поселений: яркие краски, колоритные трущобы, безобидная bon-sauvagerie. Сегодня эта схема семидесятилетней давности вышла в тираж и воспроизводится на туристической Лонг-стрит или в районе Ватерфронт, где в сувенирных лавках продают (преимущественно немецким туристам) диковатые конструкции из искусственно соржавленной жести и картины, составленные из крышечек из-под «Кока-колы».
Несмотря на то, что какой-то рынок сегодня в Южной Африке есть (оценки кейптаунских галерейщиков разнятся: для кого-то он «очень маленький», для кого-то «сравнительно маленький», Шон О’Тул говорит, что рынок в порядке и имеет достаточные объемы), для его развития есть одна серьезная преграда — незаинтересованность новых правящих классов.
Новая черная буржуазия смотрит на современное искусство равнодушно и для самоидентификации использует джаз. А будущее именно за ней: кто-то говорит, что черных миллионеров уже сегодня больше, чем белых, и в будущем разница будет только расти. Черный средний класс, и в первую очередь upper middle class, тоже растет очень быстро. Вообще по скорости возникновения класса супербогатых Южная Африка похожа на Россию, только там этот процесс имел несколько более цивилизованный вид: сегодняшние нувориши стали таковыми не после залоговых аукционов, а благодаря правительственной программе Black Economic Empowerment, предполагавшей выдвижение на ведущие роли в крупнейших компаниях именно африканцев. Можно говорить о том, что в Южной Африке сегодня есть два правящих класса: «африканский» растет, влияет на политику и не интересуется современным искусством. «Белый» устранился от политического влияния, но сохранил экономическое, чувствует себя неплохо и вместо современного искусства скупает живопись периода 20—50-х. Причем именно свою, южноафриканскую. Сегодня в топе аукционных домов — Ирма Стерн (Irma Stern), ученица Макса Пехштейна, производительница экспрессионизма на немецкий манер (говорят — второразрядного). Некрасиво говорить про цены, но все же, чтобы составить пропорциональное представление: самая дорогая Стерн пока стоит 2 миллиона евро. Остальные желанные трофеи держателей старых денег из той же области — белые живописцы середины прошлого века, классического и умеренно модернистского направления. Причем складывается впечатление, что живописцы эти попали в ранг трофеев как-то скопом, в один момент, и так никогда из него и не вышли. «The same people with the same money buying the same shit» — резюмирует О’Тул.
Впрочем, есть и такое мнение, что черная буржуазия еще только осознает себя как правящий класс, пока находится в стадии коллекционирования дорогих машин, и приобретение ею вкуса к современному искусству как к механизму конструирования выгодного имиджа — лишь вопрос времени. Что ж, золотые «Ламборгини» в Кейптауне уже есть, поживем-увидим.
Еще есть надежда на воспитание вкуса мелкобуржуазных разночинцев. Из разговоров с кейптаунскими галерейщиками я понял, что этому они уделяют очень большое внимание: кураторы и директора постоянно встречаются с группами коллекционеров или просто интересующихся и объясняют им, в чем прелесть contemporary art и зачем его покупать. Расчет такой: сегодня ты — студент медицинского колледжа и можешь позволить себе только картинку за тысячу евро, но завтра ты уже зубной врач, и будешь покупать искусство и за десять, и за пятьдесят тысяч.
Впрочем, продажи на внутреннем рынке у всех галерей все же очень невысоки: ни в одной галерее из тех, что я успел посетить, они не превышают 50 процентов. Что и объясняет активное участие галерей во всевозможных международных ярмарках.
Южной Африке повезло в том смысле, что она воспринимается как точка входа на целый континент. ЮАР — это эрзац-Африка для ленивого куратора, говорит О’Тул. Ты прилетаешь в Йоханнесбург или Кейптаун, обнаруживаешь, что тут по сути та же Европа, встречаешься с парой людей, посещаешь пару мастерских — и можно считать, что африканский компонент для твоей глобальной выставки готов.
А вот в каком-нибудь Бамако никакой Европы нет, и парой имейлов дела не решишь. С другой стороны, наивно было бы предполагать, что в Бамако затаился тайный клуб авангардистов, который только и ждет, когда его откроет внимательный европеец. Нет никакого тайного клуба, и если ты не Жан Пигоцци, разыскивающий незапятнанных системой современного искусства магов земли, тебе остается эрзац-Африка. Разумеется, я не имею в виду, что в других африканских странах нет современного искусства,но для его процветания все же нужна определенная политэкономия: в этом смысле положение в ЮАР несравненно лучше, чем на остальном континенте. Кстати, по мере развития механизмов современного искусства в самой ЮАР маги земли куда-то исчезают. В самом деле, не станем же мы всерьез считать магом земли Эстер Машлангу, расписывающую BMW Art Car.
Впрочем, я неправильно сказал: никуда они не исчезли, просто в систему современного искусства их больше никто не записывает. А так они на каждом шагу: расписывают вывески парикмахерских, ясли в трущобах, стены распивочных.
В заключительном письме из Кейптауна: политические демонстрации, неолиберальные концлагеря и неожиданные встречи.
Страницы:
- « Предыдущая
- 1
- 2
- 3
Ссылки
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3454778
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2345296
- 3. Норильск. Май 1272603
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898852
- 5. Закоротило 823976
- 6. ЖП и крепостное право 818790
- 7. Не может прожить без ирисок 790164
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 765582
- 9. Коблы и малолетки 744441
- 10. Затворник. Но пятипалый 477965
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 407852
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 374091