ВЛАД КРУЧИНСКИЙ о том, как выжить художнику глобальной периферии
Какие музеи и арт-школы есть в ЮАРМоим главным источником информации обо всем, что касается недавнего прошлого и текущего устройства южноафриканского искусства, был Шон О’Тул — куратор, бывший редактор журнала Art South Africa, автор Frieze, многих уважаемых газет и вообще очень компетентный человек.
Он рассказал, что государственных музейных институций в стране две — кейптаунская National Gallery и Art Gallery в Йоханнесбурге. Сегодня они не в лучшем положении: бюджеты крайне малы. У министерства культуры на
Читать!
Вместе с тем в государственных музеях продолжается тревожная мутация — и в Кейптауне, и в Йоханнесбурге при музеях уже довольно давно существуют группы частной поддержки. В Кейптауне эта группа образовалась в 1968 году и называется Friends of National Gallery. Заправляют в ней крупные капиталисты, которые время от времени скидываются на покупку какой-нибудь работы или на проведение выставки. В принципе группа открыта и для обыкновенных граждан: примерно за 500 рублей в месяц можно оформить годовой абонемент на бесплатный проход в музеи и получить скидки в музейных лавках. Но вот так, с улицы на покупательские стратегии музея повлиять не получится.
В ЮАР две ведущие художественные школы — в университете Кейптауна (Michaelis School of Fine Art) и в университете Витватерсранда (Wits School of Arts) в Йоханнесбурге. Большинство состоявшихся южноафриканских художников закончили именно их. Как и все высшие учебные заведения в стране, они платные, и образование стоит довольно дорого, так что студенты — в основном белые дети из обеспеченных семей.
Есть и частные школы — например, йоханнесбургская Market Photo Workshop, ответственная за появление многих ярких молодых художников. Среди ее выпускников — Занеле Мухоли (Zanele Muholi), Лоло Велеко (Lolo Veleko), прославившаяся фотографиями йоханнесбургских модников, о существовании которых никто никогда не подозревал, Сабело Млангени (Sabelo Mlangeni), карьера которого началась с фотографий «невидимых женщин», по ночам подметающих улицы Йоханнесбурга. Все они работают в основном с фотографией, у всех сегодня довольно успешные международные карьеры, и, судя по рассказам Шона, все они записались в Market Photo Workshop случайно: просто проходили мимо, увидели, что там происходит что-то интересное, а ознакомительный курс стоил дешево.
Занеле успела побыть фабричной работницей и секретарем в Дурбане, Лоло жила в Кейптауне, изучала графический дизайн и оставила университет, Сабело перебрался в Йоханнесбург из маленького городка в поисках работы. После окончания школы они либо стали сотрудничать с галереями, либо поступили в университет.
Я видел выставку Занеле Мухоли в blank projects. Мухоли — едва ли не единственная южноафриканская художница, открыто называющая себя activist-artist и классифицирующаяся как «политический художник».
На выставке мне сначала не понравилось: холсты с какими-то фракталами, фотографии кровоточащих влагалищ и перерисованные от руки газетные передовицы. Я тогда ничего не знал о Занеле, ходил по выставке и страдал. Комбинация Дэша Сноу и фракталов — отстой.
Впрочем, страдал я недолго. Вскоре выяснилось, что рисует менструальной кровью Занеле для того, чтобы не поддерживать производителей красок, и тут я немного повеселел, а с прибытием участниц дискуссии и вовсе пришел в прекрасное расположение духа. Дело было на следующий день после вернисажа, все участницы были приглашены на обсуждение заранее, и, как я понимаю, случайных людей там не предполагалось. Начиналось обсуждение менструальных циклов (выставка называлась Isilumo siyaluma — «менструальные боли» на зулу), в галерее собрались самые обыкновенные женщины, высшее образование было не у всех, многие были лесбиянками. Перед началом обсуждения провели голосование: оставлять ли в помещении мужчин, и решили оставить. Само обсуждение оказалось неожиданно приятным: никаких попыток анализировать искусство, только анекдоты из жизни и немного политики.
Убаюканный этими анекдотами, я начал раздумывать о парадоксальной ситуации: с одной стороны, в Южной Африке сегодня едва ли не самая прогрессивная конституция в мире, предусмотрены и защищаются права любого меньшинства. Однополые браки, к примеру, легализованы, кейптаунское ЛГБТ-сообщество чувствует себя превосходно, оно на виду и прекрасно интегрировано. В образованных слоях в этом отношении царит совершенная Европа, практически Нидерланды. Но в то же время южноафриканское общество — одно из самых сексистских, и если в публичной сфере женщины пользуются абсолютно теми же правами, что и мужчины
Читать!
Тут дискуссия закончилась, все засобирались домой, я утвердился во мнении, что выставка все же хорошая. Занеле молодец, несмотря на фракталы.
{-page-}
Карьеристы и активисты
О’Тул рассказывает, что наибольшего признания южноафриканские художники добились за последние десять лет именно в области фотографии. Учредитель Market Photo Workshop Дэвид Голдблатт (David Goldblatt), Санту Мофокенг (Santu Mofokeng), Звелету Мтетва (Zwelethu Mthetwa) — уже давно важные интернациональные художники. Представители младшего поколения — Занеле Мухоли, Питер Хуго и Микаэль Суботски быстро ими становятся. (Работы Хуго и Суботски до середины апреля можно увидеть в Москве в рамках текущей фотобиеннале.)
Фотография — медиум, таящий в себе множество ловушек. Из рассуждения О’Тула я понял, что художники, отказывающиеся просто фиксировать текущую действительность у себя дома, в Европе сталкиваются с определенными сложностями.
Читать!
Неожиданно оказалось, что в южноафриканском искусстве чрезвычайно популярны тиражные эстампы: художники их производят в промышленных масштабах, а коллекционеры охотно покупают. Граверное дело — серьезное подспорье для художников, особенно из бедных слоев: порог вхождения на рынок здесь сравнительно низок, а спрос есть всегда. Ведущая граверная мастерская — йоханнесбургская Artists Proof Studio, по всей стране разбросаны десятки подобных учреждений, часто неплохих.
В связи с граверным делом я не могу побороть соблазна рассказать об инициативе Community Arts Project (CAP). К текущему моменту она отношения как будто не имеет, но история вдохновляющая.
Плакат, призывающий к поддержке одного из потребительских бойкотов, объявлявшихся в 80-е годы Объединенным демократическим фронтом (United Democratic Front)
Политический плакат в ЮАР в 80-е — это совсем не то, что протестный плакат в России сегодня, по крайней мере, если верить повестке выставки «Вы нас даже не представляете». Плакат в ЮАР 80-х — это скорее то, чем был плакат в России во время гражданской войны и в начале 20-х годов: не упражнение в остроумии, но инструмент политической мобилизации par exellence.
Самое интересное в практиках CAP — процесс производства плакатов. Выглядел он так: допустим, активистам нужно было оповестить жителей какого-нибудь тауншипа о готовящейся демонстрации. Они приходили в CAP и говорили: нам нужно пятьсот плакатов.
Плакат середины 1980-х (правда, этот произведен в Йоханнесбурге) с одним из положений южноафриканской Хартии свободы 1955 года
Выпущенный CAP совместно с одной из бесчисленных молодежных организаций 1980-х (в данном случае – из белого района) плакат с призывом отменить закон о раздельном проживании рас
{-page-}
Рынок и апартеид
Продаваться и интегрироваться в международную среду южноафриканские художники могли и во время апартеида. В конце концов, они всегда могли просто уехать из страны —
Читать!
Рынок во время апартеида не был исключительно белым. То есть, разумеется, коллекционеры были белые, но они довольно охотно покупали работы африканских художников. Предпочтение отдавалось слащавым картинкам из жизни черных поселений: яркие краски, колоритные трущобы, безобидная bon-sauvagerie. Сегодня эта схема семидесятилетней давности вышла в тираж и воспроизводится на туристической Лонг-стрит или в районе Ватерфронт, где в сувенирных лавках продают (преимущественно немецким туристам) диковатые конструкции из искусственно соржавленной жести и картины, составленные из крышечек из-под «Кока-колы».
Несмотря на то, что какой-то рынок сегодня в Южной Африке есть (оценки кейптаунских галерейщиков разнятся: для кого-то он «очень маленький», для кого-то «сравнительно маленький», Шон О’Тул говорит, что рынок в порядке и имеет достаточные объемы), для его развития есть одна серьезная преграда — незаинтересованность новых правящих классов.
Новая черная буржуазия смотрит на современное искусство равнодушно и для самоидентификации использует джаз. А будущее именно за ней: кто-то говорит, что черных миллионеров уже сегодня больше, чем белых, и в будущем разница будет только расти. Черный средний класс, и в первую очередь upper middle class, тоже растет очень быстро. Вообще по скорости возникновения класса супербогатых Южная Африка похожа на Россию, только там этот процесс имел несколько более цивилизованный вид: сегодняшние нувориши стали таковыми не после залоговых аукционов, а благодаря правительственной программе Black Economic Empowerment, предполагавшей выдвижение на ведущие роли в крупнейших компаниях именно африканцев. Можно говорить о том, что в Южной Африке сегодня есть два правящих класса: «африканский» растет, влияет на политику и не интересуется современным искусством. «Белый» устранился от политического влияния, но сохранил экономическое, чувствует себя неплохо и вместо современного искусства скупает живопись периода 20—50-х. Причем именно свою, южноафриканскую. Сегодня в топе аукционных домов — Ирма Стерн (Irma Stern), ученица Макса Пехштейна, производительница экспрессионизма на немецкий манер (говорят — второразрядного). Некрасиво говорить про цены, но все же, чтобы составить пропорциональное представление: самая дорогая Стерн пока стоит 2 миллиона евро. Остальные желанные трофеи держателей старых денег из той же области — белые живописцы середины прошлого века, классического и умеренно модернистского направления. Причем складывается впечатление, что живописцы эти попали в ранг трофеев как-то скопом, в один момент, и так никогда из него и не вышли. «The same people with the same money buying the same shit» — резюмирует О’Тул.
Впрочем, есть и такое мнение, что черная буржуазия еще только осознает себя как правящий класс, пока находится в стадии коллекционирования дорогих машин, и приобретение ею вкуса к современному искусству как к механизму конструирования выгодного имиджа — лишь вопрос времени. Что ж, золотые «Ламборгини» в Кейптауне уже есть, поживем-увидим.
Еще есть надежда на воспитание вкуса мелкобуржуазных разночинцев. Из разговоров с кейптаунскими галерейщиками я понял, что этому они уделяют очень большое внимание: кураторы и директора постоянно встречаются с группами коллекционеров или просто интересующихся и объясняют им, в чем прелесть contemporary art и зачем его покупать. Расчет такой: сегодня ты — студент медицинского колледжа и можешь позволить себе только картинку за тысячу евро, но завтра ты уже зубной врач, и будешь покупать искусство и за десять, и за пятьдесят тысяч.
Впрочем, продажи на внутреннем рынке у всех галерей все же очень невысоки: ни в одной галерее из тех, что я успел посетить, они не превышают 50 процентов. Что и объясняет активное участие галерей во всевозможных международных ярмарках.
Южной Африке повезло в том смысле, что она воспринимается как точка входа на целый континент. ЮАР — это эрзац-Африка для ленивого куратора, говорит О’Тул. Ты прилетаешь в Йоханнесбург или Кейптаун, обнаруживаешь, что тут по сути та же Европа, встречаешься с парой людей, посещаешь пару мастерских — и можно считать, что африканский компонент для твоей глобальной выставки готов.
А вот в каком-нибудь Бамако никакой Европы нет, и парой имейлов дела не решишь. С другой стороны, наивно было бы предполагать, что в Бамако затаился тайный клуб авангардистов, который только и ждет, когда его откроет внимательный европеец. Нет никакого тайного клуба, и если ты не Жан Пигоцци, разыскивающий незапятнанных системой современного искусства магов земли, тебе остается эрзац-Африка. Разумеется, я не имею в виду, что в других африканских странах нет современного искусства,но для его процветания все же нужна определенная политэкономия: в этом смысле положение в ЮАР несравненно лучше, чем на остальном континенте. Кстати, по мере развития механизмов современного искусства в самой ЮАР маги земли куда-то исчезают. В самом деле, не станем же мы всерьез считать магом земли Эстер Машлангу, расписывающую BMW Art Car.
Впрочем, я неправильно сказал: никуда они не исчезли, просто в систему современного искусства их больше никто не записывает. А так они на каждом шагу: расписывают вывески парикмахерских, ясли в трущобах, стены распивочных.
В заключительном письме из Кейптауна: политические демонстрации, неолиберальные концлагеря и неожиданные встречи.
Ссылки
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451766
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343386
- 3. Норильск. Май 1268669
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897694
- 5. Закоротило 822148
- 6. Не может прожить без ирисок 782459
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759099
- 8. Коблы и малолетки 740940
- 9. Затворник. Но пятипалый 471386
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403157
- 11. ЖП и крепостное право 393799
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370543