ВЛАД КРУЧИНСКИЙ о том, как выжить художнику глобальной периферии
Какие музеи и арт-школы есть в ЮАРМоим главным источником информации обо всем, что касается недавнего прошлого и текущего устройства южноафриканского искусства, был Шон О’Тул — куратор, бывший редактор журнала Art South Africa, автор Frieze, многих уважаемых газет и вообще очень компетентный человек.
Он рассказал, что государственных музейных институций в стране две — кейптаунская National Gallery и Art Gallery в Йоханнесбурге. Сегодня они не в лучшем положении: бюджеты крайне малы. У министерства культуры на
Читать!
Вместе с тем в государственных музеях продолжается тревожная мутация — и в Кейптауне, и в Йоханнесбурге при музеях уже довольно давно существуют группы частной поддержки. В Кейптауне эта группа образовалась в 1968 году и называется Friends of National Gallery. Заправляют в ней крупные капиталисты, которые время от времени скидываются на покупку какой-нибудь работы или на проведение выставки. В принципе группа открыта и для обыкновенных граждан: примерно за 500 рублей в месяц можно оформить годовой абонемент на бесплатный проход в музеи и получить скидки в музейных лавках. Но вот так, с улицы на покупательские стратегии музея повлиять не получится.
В ЮАР две ведущие художественные школы — в университете Кейптауна (Michaelis School of Fine Art) и в университете Витватерсранда (Wits School of Arts) в Йоханнесбурге. Большинство состоявшихся южноафриканских художников закончили именно их. Как и все высшие учебные заведения в стране, они платные, и образование стоит довольно дорого, так что студенты — в основном белые дети из обеспеченных семей.
Есть и частные школы — например, йоханнесбургская Market Photo Workshop, ответственная за появление многих ярких молодых художников. Среди ее выпускников — Занеле Мухоли (Zanele Muholi), Лоло Велеко (Lolo Veleko), прославившаяся фотографиями йоханнесбургских модников, о существовании которых никто никогда не подозревал, Сабело Млангени (Sabelo Mlangeni), карьера которого началась с фотографий «невидимых женщин», по ночам подметающих улицы Йоханнесбурга. Все они работают в основном с фотографией, у всех сегодня довольно успешные международные карьеры, и, судя по рассказам Шона, все они записались в Market Photo Workshop случайно: просто проходили мимо, увидели, что там происходит что-то интересное, а ознакомительный курс стоил дешево.
Занеле успела побыть фабричной работницей и секретарем в Дурбане, Лоло жила в Кейптауне, изучала графический дизайн и оставила университет, Сабело перебрался в Йоханнесбург из маленького городка в поисках работы. После окончания школы они либо стали сотрудничать с галереями, либо поступили в университет.
Я видел выставку Занеле Мухоли в blank projects. Мухоли — едва ли не единственная южноафриканская художница, открыто называющая себя activist-artist и классифицирующаяся как «политический художник».
На выставке мне сначала не понравилось: холсты с какими-то фракталами, фотографии кровоточащих влагалищ и перерисованные от руки газетные передовицы. Я тогда ничего не знал о Занеле, ходил по выставке и страдал. Комбинация Дэша Сноу и фракталов — отстой.
Впрочем, страдал я недолго. Вскоре выяснилось, что рисует менструальной кровью Занеле для того, чтобы не поддерживать производителей красок, и тут я немного повеселел, а с прибытием участниц дискуссии и вовсе пришел в прекрасное расположение духа. Дело было на следующий день после вернисажа, все участницы были приглашены на обсуждение заранее, и, как я понимаю, случайных людей там не предполагалось. Начиналось обсуждение менструальных циклов (выставка называлась Isilumo siyaluma — «менструальные боли» на зулу), в галерее собрались самые обыкновенные женщины, высшее образование было не у всех, многие были лесбиянками. Перед началом обсуждения провели голосование: оставлять ли в помещении мужчин, и решили оставить. Само обсуждение оказалось неожиданно приятным: никаких попыток анализировать искусство, только анекдоты из жизни и немного политики.
Убаюканный этими анекдотами, я начал раздумывать о парадоксальной ситуации: с одной стороны, в Южной Африке сегодня едва ли не самая прогрессивная конституция в мире, предусмотрены и защищаются права любого меньшинства. Однополые браки, к примеру, легализованы, кейптаунское ЛГБТ-сообщество чувствует себя превосходно, оно на виду и прекрасно интегрировано. В образованных слоях в этом отношении царит совершенная Европа, практически Нидерланды. Но в то же время южноафриканское общество — одно из самых сексистских, и если в публичной сфере женщины пользуются абсолютно теми же правами, что и мужчины
Читать!
Тут дискуссия закончилась, все засобирались домой, я утвердился во мнении, что выставка все же хорошая. Занеле молодец, несмотря на фракталы.
Страницы:
- 1
- 2
- 3
- Следующая »
Ссылки
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452477
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343805
- 3. Норильск. Май 1270516
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898082
- 5. Закоротило 822764
- 6. Не может прожить без ирисок 786229
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 762891
- 8. Коблы и малолетки 742412
- 9. Затворник. Но пятипалый 474637
- 10. ЖП и крепостное право 408465
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 405082
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 372078