Может быть, «сейчас» – это ближайшие десять тысяч лет.

Оцените материал

Просмотров: 56257

Письмо из Норвегии: О нераздельности и неслиянности с текущим моментом

Екатерина Лазарева · 08/08/2011
Как думать о маленькой биеннале в Моссе после огромной трагедии на Утойе?

©  Екатерина Лазарева

Вид из башни Солберг

Вид из башни Солберг

Двойной теракт в Норвегии, унесший жизни 76 человек, самое кровавое событие в этой стране после Второй мировой войны, которое норвежцы уже окрестили своим «9/11», произошел, когда я почти закончила писать текст о биеннале современного искусства Momentum в норвежском городе Моссе. Месяц назад мне посчастливилось посетить ее открытие по приглашению посольства Королевства Норвегия в России. Биеннале была названа по тексту Люси Липпард Imagine Being Here NowПредставь, что ты сейчас здесь»). С тех пор как я вернулась из Мосса, мне с трудом удавалось представить себя, да и саму биеннале ТАМ. А теперь еще более затруднительно описать это событие, каким оно было тогда — до катастрофы. Вам, возможно, покажется бессмысленным или даже жестоким разговор о художественном событии на фоне этой страшной расправы, вопиюще жестокой и патологически бессмысленной, совершенной моим сверстником, этническим норвежцем.

Разумеется, все написанное о биеннале Momentum до 22 июля теперь не годится. Но как об этом ДО написать ПОСЛЕ? Как представить себя там и тогда, а не здесь и сейчас? Имеет ли эта биеннале право на какое-то параллельное, отдельное от Андреса Брейвика существование? Имеет ли искусство право не замечать того, что творится вокруг? Вопрос, конечно, риторический. Никто ведь здесь не думает, что современное искусство способно в одиночку решать какие-то социальные проблемы или диагностировать будущие катастрофы. Логически эти события, хотя их разделяет в пространстве не более двухсот километров и во времени чуть больше месяца, принадлежат абсолютно разным уровням реальности. Им, возможно, и не следовало бы пересекаться в одном тексте, но так уж случилось, что я пишу о биеннале в Моссе после трагедии в Осло и на Утойе.

©  Екатерина Лазарева

Мосс, Норвегия

Мосс, Норвегия

Должна признаться, в Моссе у меня было подозрение, что здесь (там) что-то не так. Что там не говорится чего-то самого важного, хотя показывают и говорят много немаловажного, тонкого и интересного. То есть я, конечно, соглашусь с Сергеем Хачатуровым, который, будучи на предыдущей, пятой биеннале в Моссе, искренне позавидовал и количеству ее посетителей, и поддержке властей, и возможности поднимать сложные темы; о своем визите в Мосс вместе с Хачатуровым писал и Макс Седдон. Конечно, в Москве, Екатеринбурге, Красноярске и Ширяеве мы можем только мечтать о биеннале, на которую команда из совсем молодых кураторов пригласит известных международных художников с незаезженными работами; проект будет аккуратно и достаточно финансирован государством, а с экскурсией на выставку еще и придут все местные школьники. Нам до этого всего далеко, но, если вспомнить себя там, у меня было странное ощущение несоответствия биеннале текущему моменту и местному контексту.

В книге для чтения, выпущенной к открытию биеннале, на вопрос одного из кураторов Маркуса Тора Андрессона двое других отвечают, что их «проект мог быть реализован в любом другом месте, он не привязан к Моссу и независим от него», и, если потребовалось бы восстановить эту выставку где-то еще, «место ее проведения было бы непринципиальным». Может показаться, что по отношению к месту биеннале выполняет чисто инструментальную задачу — она должна привлечь в город туристов, стимулировать развитие креативных индустрий, в ожидании, что город — с выходом к морю и градообразующим бумажным комбинатом, производство которого постоянно сокращается, — откроет новое постиндустриальное дыхание. В ожидании волшебного «эффекта Бильбао» такие события, как правило, полностью игнорируют местную специфику. По замечанию Люси Липпард, чрезвычайно важное для нее самой понятие «места» на глобальных художественных выставках, как правило, трактуется довольно поверхностно.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • negator· 2011-08-08 10:46:22
    Обычно я прохожу мимо отчетов с биеннале.
    Но упоминание Бреёвика испортило мне настроение.
    Зачем так натужно пытаться смешать даже не два дискурса, а две реальности. Обсуждайте свои башни, который заставляю испытать захватывающее чувство непонимания: что же ты воспринимаешь в данный момент — текущую обыденную жизнь или искусство?
    Говорите о локальных контекста.
    Но не трогайте Брейвика, это слишком грубо и совсем не связано с искусством. Здесь необходим марксизм-ленинизм. Здесь необходим действие. Здесь нужен Достоевский. А биеннали здесь не нужно. И все написанное до 22 июля вполне годится для статьи в опенспайсе.
  • Александр Сычев· 2011-08-08 10:50:25
    ага, такое чувство, что Брейвика приплели для раскрутки малоизвестного биеналле
  • atomniy· 2011-08-08 13:32:29
    Всемогущий брейвик и до биеннале добрался, подлец.
  • Dobskee· 2011-08-08 23:33:45
    Какая неуклюжая спекуляция в заголовке, однако (текст после такого заголовка заставить себя читать никак не получилось).
  • Dobskee· 2011-08-08 23:34:23
    То есть не в заголовке, конечно. В лиде, прошу прощения.
Все новости ›