Приезжают американцы, англичане, японцы. Но вот из России пока никого не было.

Оцените материал

Просмотров: 27214

Письмо из Эммена: Роберт Смитсон, который совсем близко

Ирина Кулик · 27/01/2011
Находясь внутри этой инсталляции, ощущаешь себя в центре мира

Имена:  Роберт Смитсон

©  Robert Smithson / Фото: Ирина Кулик

Роберт Смитсон. Разорванный круг. 1971

Роберт Смитсон. Разорванный круг. 1971

В каком бы музее искусства ХХ века, европейском или американском, я ни побывала за последние полтора года (будь то барселонский MACBA, мадридский музей современного искусства Reina Sofia или нью-йоркский MоMA), я всюду вижу там работы Роберта Смитсона. Для музеев, претендующих на современное прочтение новейшей истории искусства, он сегодня оказывается художником куда более обязательным, чем, скажем, Йозеф Бойс. Впрочем, выставляется прежде всего документация, причем везде одна и та же — фотографии и фильм, посвященный самому знаменитому проекту Смитсона, творца ленд-арта, — «Спиральной дамбе». Это циклопическое сооружение, воздвигнутое в 1970 году возле отдаленного берега Большого Соленого озера в штате Юта, стало не просто хрестоматийным, но и, наверное, культовым. Два года назад в лондонской Тейт Модерн прошла занятная выставка французской художницы Доминик Гонзалес-Форстер «TH-2058», посвященная столь популярному в научной фантастике, а некогда и в современном искусстве мифу о будущем («2058» в заглавии — это дата). Выставка основана на рифме между названием работы Смитсона Spiral Jetty и культового научно-фантастического фильма Криса Маркера La jetéeВзлетная полоса»), повествующего как раз о путешествиях во времени. Идея, возможно, понравилась бы самому Смитсону, большому любителю фантастического кино и литературы.


©  Robert Smithson / Фото: Ирина Кулик

Роберт Смитсон. Спиральный холм

Роберт Смитсон. Спиральный холм

Но, несмотря на всю ее культовость, «Спиральную дамбу», как и другие образцы ленд-арта Смитсона, мало кто видел в реальности. Находится она в крайне труднодоступном месте, вдали от населенных пунктов, куда невозможно добраться общественным транспортом, да и на машине ехать нужно долго. К тому же увидеть ее в знакомом по картинкам ракурсе можно только с самолета. «Спиральная дамба» одно время почти полностью ушла под воду, а сегодня над этим произведением опять нависла угроза уничтожения. Впрочем, считается, что смотреть ленд-арт Смитсона и его коллег в реальности вообще не нужно, так как это концептуальное искусство, где важна идея и документация, и именно поэтому ленд-арт находится в безлюдных и непубличных местах. Отправляться туда за подтверждением концепта — участь то ли совсем уж упертых энтузиастов, то ли маловеров и профанов.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • kustokusto· 2011-01-27 18:39:17
    ===Впрочем, считается, что смотреть ленд-арт Смитсона и его коллег в реальности вообще не нужно, так как это концептуальное искусство===

    Удивительно , как иногда женщины точно формулируют. Правда - лендарт никогда к концептуальному искусству не приндлежал ( это , видимо из-за того , что у произведения есть концепция - так концепция есть и у Боярыни Морозовой) - но это не главное. Главное - раскрыт секрет концептуализма.
  • atomniy· 2011-01-27 20:32:04
    Ну а где-же критические пассажи о нанятых землекопах? О том что такое затратное искусство - дрочево злых капиталистов? Опенспейс ли это?
  • monika_sosno· 2011-01-28 14:10:40
    отлично!
  • kuzen· 2011-04-11 00:26:12
    так это отсюда пошли все спиралевидные объекты Николо-Ленивца?
Все новости ›