Художник ДМИТРИЙ ГУТОВ потрясен тем, как далеко на восток зашла слава современного искусства
История такая: всем известный московский коллекционер Пьер Броше придумал популяризировать современное русское искусство в провинции. Но не свою старую коллекцию 1980-х, а нечто новое. Какие-то люди — по-моему, четверо, один из них он — купили у художников работы. Сначала, конечно, была идея просто взять на время, но, учитывая, что выставка должна была проехать по 7—10 городам и было ясно, что работы могут вернуться в непотребном состоянии, художники мягко сказали: возьмите-ка лучше свои. Они и купили. Причем, по-моему, бескорыстно. Ради перелома общественной ситуации.И вот художники вместе с выставкой поехали по городам и весям — мне достался Хабаровск.
Конечно, Пьер набрал для этой всей истории кучу спонсоров. Мне все это напомнило один эстрадный номер времен перестройки, когда человек выходил на сцену и говорил: «Я бы хотел сначала поблагодарить спонсора моих ботинок такого-то, а также спонсора шнурков такого-то и еще спонсора галстука». И так далее, это и была вся речь. Тут тоже — и полет, и коньяк, и страховка, и все вообще, что можно, было отдельно спонсировано. Причем главным спонсором выступила компания «Мегафон», и поэтому название выставки (как и первой выставки коллекции Броше) было «Будущее зависит от тебя». Неглупо придумано, потому что обычно журналисты очень не любят упоминать спонсоров, а тут хочешь не хочешь — внедрится в мозги.
Выставка мне, надо сказать, очень понравилась. Это не кураторский проект и не субъективное какое-то высказывание, а четкий срез московской художественной жизни, представленный очень ясно. Меня, правда, маловато было, но это другой вопрос. Всего 21 художник, 7 смысловых разделов. Один зал — Альберт и Монастырский: концептуалисты, раздел «Идея». Другой — Виноградов / Дубосарский и Звездочетов: шутка-юмор, раздел «Пародия». Третий — я и Осмоловский: левое искусство, раздел «Революция». Оля Чернышева с Братковым — раздел «Социальность», Африка с Пепперштейном — раздел «Психоделия».
Выставка была устроена в местном музее (довольно интересная коллекция: Суриков, Верещагин, Тициан, Веронезе). Но поскольку убрать все это было, вероятно, некуда — может, запасников нет, — то вдоль всех стен просто построили фальшстены на расстоянии в 20 см. Висит Осмоловский, смотришь в щелочку — а за ним Тициан. Или у Оли Чернышевой фильм про Русский музей, а в щели торчит настоящий Суриков.
Мат, секс и православие на нашей выставке отсутствовали, потому что должен был прийти местный министр культуры. Но он все-таки узнал, что где-то там есть Гитлер и Христос (у Монро), и намекнул, что ему будет трудно. Ну, это тоже убрали. Потом показали приватно.
Но главное, что меня поразило, это что делается в провинции с современным искусством. Я просто в шоке был. Прилетели мы по московскому времени в 4.30 утра, я говорю: мы, наверно, пойдем поспим. Они: ну что вы, вас уже ждут на телевидении. После телевидения я опять: мы, знаете, прикорнули бы ненадолго. Они: нет-нет, сейчас будет пресс-конференция. И везде толпы народа. Пресс-конференция — гигантский зал, набитый битком, десятки телекамер, сотни фотоаппаратов, куча журналистов. Я себя почувствовал просто-таки Шэрон Стоун.
Потрясающая дама, директор музея, в цветастом платье и с огромными украшениями, инструктировала журналистов (я слышал): «Тут такие люди приехали, вы вопросы задавайте коротко и не наивные». Я до этого был в Ижевске (аналогичная история, только устроена художником Дубосарским), там точно такая же дама велела журналистам матом не ругаться «при художниках и искусствоведах из Москвы». Но вопросы были... вот для примера первый вопрос: «Вот вы сейчас участвуете в Москве в выставке «Борьба за знамя»...». Они там в курсе всего оказались.
И, главное, все требуют современного искусства. Министр культуры хочет музей построить. Мы были в местном университете на встрече со студентами и преподавательским составом, так ректор думал с нами посидеть 15 минут, а остался до конца, сказал — очень интересно. Пьер Броше рассказывал, как это круто — коллекционировать современное искусство, я отвечал на вопросы (Африка не мог прийти, так как не вылезал из телевизора). Вопросы были разные, в основном теоретические: где критерии оценки? Как отличить произведение от непроизведения? Старшее поколение пришло с целью доказать, что писсуар не может быть искусством. Я им посоветовал постараться понять, почему весь мир вот уже почти сто лет носится с этим писсуаром и почему их тоже это так заводит. Про деньги ни одного вопроса не было.
Встречались мы и с местными художниками. Молодых интересовало, как попасть на Венецианскую биеннале. Основной источник знаний по истории искусства для всех по-прежнему советская книга «Модернизм: анализ и критика основных направлений». Лежит у многих в мастерских, затертая до дыр. (Убедился, что сегодня нет ничего важнее, чем создание одной вменяемой, в меру популярной книги на этот сюжет.) Впрочем, есть ребята, которые ездят смотреть «Документу», Базель и даже Мюнстер. Были и у секретаря Союза художников (почти семьдесят), пять лет занимался тем, что копировал фрагменты картины Иванова «Явление Христа народу». Надо сказать, превосходно. Пролистал каталог Броше, ткнул в мои картины (случайно) и сказал: «У меня более серьезное отношение к искусству». Что касается молодых, то у них типичные ошибки: слишком красиво и ненужный символизм. Я им честно сказал, что так не надо. Но какая потребность в искусстве, в знаниях! Реально ни минуты свободной в Хабаровске не было.
На ВИП-открытие пришли богатые со своими девчонками, все как в Москве. Мисс Дальний Восток, Мисс Хабаровск. Поехали в клуб — хозяин оказался, естественно, знакомым знакомых Африки. Отличие от Москвы в том, что тут час на пароходе до Китая, причем безвизово, и оттуда 40 кг бесплатно. Так что, как я понял, это типичная программа на уик-энд. В отеле все по-японски и по-китайски написано. С холма в хорошую погоду отлично виден Биробиджан и мост, который на пятитысячной купюре изображен. А что касается самого города, то больше всего поражают новодельные церкви, которые построили по образцу тех, что тут стояли, только в четыре раза выше. Такой небоскреб, а вверху купола.
В общем, это был мегауспех, тем более что с нами были телезвезда Александр Шаталов и кинозвезда Сергей Бугаев-Африка (скоро, как известно, выйдет «АССА-2»), который к тому же очень вовремя хлопал местных олигархов по плечу и говорил: «Старик! Извини, забыл, как тебя зовут». Это очень им всем нравилось. Пьер тоже себя вел просто гениально. Так что скоро все эти мегафоны увидят, как вокруг него прыгают местные министры, получат свои пачки местной прессы, а там, глядишь, и газпромы какие-нибудь захотят... Перед нами открываются блестящие перспективы.
И подумать только, что еще каких-нибудь два года назад на такие встречи приходили полтора маргинала...
Записала Екатерина Деготь
Турне выставки «Будущее зависит от тебя. Новые правила» (www.newrules.ru) началось в апреле во Владивостоке. Она уже была показана в Красноярске, 26 июня открылась в Хабаровске, 21 августа будет в Новосибирске, осенью — в Екатеринбурге, Самаре, в декабре в Краснодаре и в марте 2009 года в Калининграде. Проект финансируется частными спонсорами без помощи государства.
КомментарииВсего:3
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451823
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343430
- 3. Норильск. Май 1268744
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897713
- 5. Закоротило 822174
- 6. Не может прожить без ирисок 782651
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759436
- 8. Коблы и малолетки 741010
- 9. Затворник. Но пятипалый 471595
- 10. ЖП и крепостное право 407976
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403233
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370607
мило :)