По мнению многих, власти сегодня покушаются на основополагающий принцип французской культуры – свободный и, главное, бесплатный доступ к ней.

Оцените материал

Просмотров: 16666

Письмо из Парижа: забастовки в музеях

Мария Кравцова · 21/01/2010
Французы бастовали против того, что давно есть русская культурная обыденность

©  Reuters

Центр Помпиду бастует

Центр Помпиду бастует

Туристам, отправившимся в Париж в конце ноября — первой половине декабря, очень не повезло: почти все ведущие музеи французской столицы были закрыты по невероятной для русского человека причине — из-за забастовки. Впрочем, и для Франции эта межмузейная акция протеста стала беспрецедентным событием — как по своим масштабам, так и по длительности почти в три недели (с 23 ноября по 17 декабря).

Я и сама оказалась в положении такого туриста. Центр Помпиду (он же Бобур) встретил меня приклеенным на стекло первого этажа самодельным плакатом, на котором раскрашенный в поп-артовские цвета основатель Центра (и президент Франции с 1969 по 1974 год) Жорж Помпиду держал плакат с надписью «Центр Помпиду бастует». Идти было некуда — одновременно с Бобуром бастовали Лувр, музей Орсе, музей Родена и даже Версальский дворец. Впрочем, в закрытую на время забастовки для посетителей библиотеку Бобура я все-таки прорвалась (поездка у меня как-никак была профессиональная), и именно это дало мне уникальный шанс взглянуть на проблему не только глазами обделенного любителя «музеинга», но и глазами бастующих.

Поводом для начала забастовки стала задуманная правительством Саркози реформа — «Генеральная ревизия публичной политики» (RGPP), целью которой является сокращение количества госчиновников, а в результате этого «модернизация работы общественных служб и более эффективная культурная политика, лучше отвечающая ожиданиям публики, деятелей искусства и специалистов». Сотрудники музеев в качестве работников Министерства культуры тоже попадают под программу сокращения. Она затрагивает всю музейную иерархию и касается не только хранителей и кураторов, но и техников, электриков, библиотекарей, охранников и прочих. Смысл этой акции сводится к простой и очень распространенной в России надежде «сделать лучше за меньшие деньги», с той лишь разницей, что в режим предельной экономии французские учреждения культуры должны входить постепенно, начиная с 1 января 2010 года. Сотрудников не увольняют (думаю, это могло бы повлечь за собой не просто забастовки, а уличные беспорядки), а ждут, когда они сами уйдут на пенсию, одновременно с этим упраздняя рабочие места. Согласно планам реформаторов, на место двоих ушедших на заслуженный отдых специалистов должен прийти всего один новый сотрудник.

Не стоит при этом понимать ситуацию так, как ее поняли некоторые французские буржуа: последние писали в блогах, что бастующие просто «не хотят терять свои заработки». Активисты культурного сообщества выступают не только против сокращения рабочих мест, но в первую очередь против разрушения сложившейся после Второй мировой войны социальной системы, которую кратко можно охарактеризовать как «культура для всех», «медицина для всех» и «образование для всех». По мнению многих, власти сегодня покушаются на основополагающий принцип французской культуры — свободный и, главное, бесплатный доступ к ней. На следующий день после открытия Центра в 1977 году Жорж Помпиду сказал: «Сюда будут входить как к себе домой». И хотя посещение выставок в Центре Помпиду платное, двери знаменитой библиотеки Бобура открыты для всех, включая клошаров, беспаспортных иммигрантов и прочих «маленьких людей».

Не менее прямолинейно правительство высказывается за то, чтобы культурные институции начали сами зарабатывать деньги. Например, бюджет Центра Помпиду не увеличивался (хотя и не уменьшался) уже семь лет, несмотря на инфляцию. С 2003 года ежегодно Бобуру выделяется около €77 млн. Но если в 2005 году Центр мог позволить себе потратить на пополнение коллекции €4 млн, то в этом — всего €2,5 млн. Подорожали страховка, транспортировка, стоимость расходных материалов, выставочное производство и даже жидкое мыло в туалете. По мнению чиновников, дефицит бюджета Бобуру следует преодолевать собственными усилиями. Все чаще в диалоге чиновников и музейного сообщества звучит слово «хозрасчет».

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:6

  • tridi· 2010-01-21 18:01:09
    Если музейщики бастуют, значит - не всё хорошо во Французском государстве.
    Позволю себе взгляд со стороны:
    года два назад был в Лувре и возмутился тем, что бесплатные музейные буклетики со схемами залов - были чуть ли ни на всех языках мира, КРОМЕ РУССКОГО!
  • yuri· 2010-01-21 23:43:11
    Я был в Лувре и в Орсе 9го и 10го декабря. Все работало, кроме касс - зрителей пускали бесплатно. По-моему, замечательная форма забастовки, символизирующая доступность культуры и не вызывающая раздражения у туристов - ведь многие приехали специально, чтобы попасть в эти музеи. К сожалению, наши музейщики врядли будут бастовать - для них забастовка - что-то из другой жизни - бунт обездоленных, а не нормальный способ добиться чего-либо. А уж об изменении культурной политики или протесте против передачи культурных ценностей в частные руки они и не думают - это дело начальства.
  • tort-samolyot· 2010-01-22 12:15:57
    бастовать - это так по-французски... но вообще, по некоторым намёкам, всевозможные сокращения (и мест, и денег) ожидаются не только во франции. позволю себе дать ссылку: http://pixnvolumetric.wordpress.com/2010/01/21/%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B8-%D0%BC%D1%80%D0%B0%D0%BA/
  • Polina· 2010-01-26 04:10:51
    Франция опоздала от своих соседей лет на 20 минимум. Сужу как профессионал в музейном менеджменте. Когда Тэтчер объявила то же самое в Англии, тоже все в шоке были, и ничего - и YBA взрастили, и Tate Modern отстроили, и у Нацональной галереи (которая, кстати, в отличие от Лувра, бесплатна) появилось (уже платное) крыло Sainsbury, одноименное с сетью супермаркетов (это как если бы при Русском музее зал Перекрёсток появился бы).
    А в Барселоне, которую уж точно в буржуазности не обвинишь с её традицией анархизма и где штудируют Бакунина, все новые арт площадки (шикарные огромные здания с интересными бесплатными программами) построены исключительно крупными банками. Вот бы и наши банки обязать!
    Вобщем, уметь растить себе меценатов надо, а не бояться. В конце концов, кто раньше самих французов обнаружил и вывез их импрессионистов, как не иностранные меценаты - американские и русский.
  • garbuzzz· 2010-01-27 16:21:02
    Da, kak chelovek rabotaiuchii v etoi samoi francusskoi kulturnoi sisteme mogu sasvidetelstvovat shto deistvitelno plochi dela, besrabotica totalnaia, molodim vipusknikam ochen trudno naiti rabotu v kulturnoi sfere...vriatli sabastovki pomogut...vsia francusskaia socialnaia sistema trechit po shvam, gosudarstvo bolshe ne sposobno sodergat stolko narodu sa svoi schet...eto pritom shto nalogi vse rastut i rastut, chaliava konchilas, tovarichi...
  • nadine_musa· 2010-11-30 21:48:31
    ну у вас и ляп!
    Цитата:
    "На следующий день после открытия Центра в 1977 году Жорж Помпиду сказал: «Сюда будут входить как к себе домой»."
    Вообще-то Жорж Помпиду не дожил до открытия музея, он умер в 1974. Интересно как он мог это сказать? Проверяйте свою информацию!
Все новости ›