Здесь верят в креатив и деньги – так же истово, как когда-то в социализм
Большие надеждыЕкатеринбург-Свердловск интригует не только тем, что когда-то был индустриальной столицей Советского Союза, но и потому, что этот город, размером с Берлин, переживает сегодня тотальную и радикальную трансформацию. Это становится очевидно, как только сходишь с трапа самолета. Новенький аэропорт свежевыложен мрамором и обшит алюминием. Кругом сверкающие стеклом и металлом бизнес-центры класса А, множество иномарок, порой роскошных. Есть тут гастарбайтеры и мегамоллы, есть «Метро» и «Икеа». Шикарные элитные дома выглядят так, словно построены они были позавчера и в Гуанчжоу. Возможно, поэтому в Екатеринбурге решили провести официальную встречу русско-китайской Шанхайской Организации Сотрудничества в мае 2009 года и саммит BRIC в июне (BRIC — это экономический клуб, аббревиатура от названия четырех стран-членов: Бразилия, Россия, Индия и Китай, которые, по прогнозам банка «Голдман-Сакс», станут самыми богатыми экономиками мира к 2050 году, заткнув за пояс ЕС и США).
Екатеринбург (по крайней мере так он выглядит) методично полировался как раз для проведения подобных мероприятий: наследие советско-фордистской индустриальной системы соседствует тут с «дивным новым миром» российского сырьевого капитализма. Конечно, невозможно не разглядеть тут и насилие, и утопизм, и огрехи обоих способов производства. Как раз это сочетание и способно, на мой взгляд, сделать Екатеринбург очень интересным местом для современных художников. Но их присутствие в городе, да и вообще присутствие какой-либо программы действий в сфере искусства в целом пока не так очевидны, как наличие больших денег и еще больших амбиций.
Если вслушаться в кураторскую риторику по поводу фестиваля «АртЗавод», состоявшего в этом году из выставок 36 художников и насыщенной трехдневной программы перфомансов, мастер-классов, лекций и круглого стола, организованного екатеринбургским отделением Государственного Центра современного искусства, всё вроде бы ясно. «АртЗавод», по словам директора ГЦСИ Михаила Миндлина, — лишь эскиз намного более амбициозного проекта — Уральской биеннале. Она пройдет через два года на различных региональных площадках, не только в Екатеринбурге, но и в других индустриальных городах региона — Магнитогорске, Нижнем Тагиле и Перми.
Тут можно было бы обнаружить некое сходство с «Манифестой» (читатели OPENSPACE.RU, возможно, помнят, что последнее издание этой европейской биеннале прошло в нескольких индустриальных городках Южного Тироля), однако не хватает «критического подхода», на который всегда претендуют такие проекты. Настроение царит совсем другое. Как оптимистически утверждает директор екатеринбургского филиала ГЦСИ Алиса Прудникова во вступительном слове к каталогу выставки, «Новая капиталистическая реальность и индустриальные успехи края подкорректировали знаменитое утверждение “Урал — опорный край державы”. Вплавление современного искусства в жизнь старых и действующих уральских заводов позволит визуализировать и переосмыслить, что такое «уральское», через его главный символический капитал».
Не нужно глубоко анализировать это высказывание, чтобы прочувствовать его победную интонацию: «новая капиталистическая реальность» не подразумевает критики, пусть даже туманной, или контрвысказывания, пусть даже деликатного. Она просто ищет новые источники символического капитала для инвестирования в региональный ребрендинг.
Конечно, в России (и в особенности на Урале) есть тому некоторое объяснение: современное искусство вынуждено продавать себя международным институциям и местным властям. Оно должно не только апеллировать к Фонду Форда («АртЗавод» стал последним проектом, который Фонд финансирует на территории РФ), но и привлекать местную деловую элиту, для которой искусство пока не представляет собой ни экономической, ни понятийной ценности. Другими словами, в процессе «дубаизации» Екатеринбурга искусство все еще на задворках.
Страницы:
- 1
- 2
- 3
- Следующая »
КомментарииВсего:5
Комментарии
-
Алёна!!! ПЯТЬ С ПЛЮСОМ, в смысле - огромное спасибо за "хворую фабрику", за ритм письма и вообще (давида, все-таки, слёту не переведёшь). прекрасная работа!
-
Уважаемая Алена! правильное название "городок чекистов", а не поселок
-
Радует, что хотя бы кому то удалось посмотреть "работающий" арт-завод, ведь кроме программы перфомансов по расписанию, уже на второй день не работало ничего и в течении первых трех часов работы можно было увидеть лишь брошенные инсталляции и голубые экраны отсутствующего медиа-арта, так что искусство народу не принадлежит и для публики к сожалению не было сделано ничего(
-
Полина, наверно, мне повезло больше, но в течении всех дней работы завода лицезрела работающие инсталляции и была чрезвычайно довольна всем происходящим. Желаю что бы и вам всегда так везло)
-
Анастасия! Я Вам по-хорошему завидую, мы так и не смогли дождаться, чтобы все заработало( хотя нам очень-очень хотелось
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 20065626
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 7177716
- 3. Норильск. Май 1294493
- 4. ЖП и крепостное право 1117688
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 907336
- 6. Закоротило 837579
- 7. Не может прожить без ирисок 834082
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 791984
- 9. Коблы и малолетки 767156
- 10. Затворник. Но пятипалый 509233
- 11. «Роботы» против Daft Punk 497502
- 12. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 442969