Кто первым должен избавляться от предрассудков — бывший Запад или бывший Восток?
«На Западе все было возможно, но ничто не имело никакого значения». Услышала я это ошеломляюще категоричное описание эпохи холодной войны уже в первый день конференции, ради которой приехала в Братиславу. Сделанное одним из словацких искусствоведов, выросших еще при прежнем режиме, заявление обескуражило меня и запало в память. Наверное, было наивно, подумала я, надеяться на полное исчезновение черно-белого видения мира, которое вроде бы могло стать более чувствительным к реальной запутанности ситуации после появления новых связей между Востоком и Западом. Да и почему бывший Восток должен избавляться от своих предрассудков первым?Реплика указывала на смешанные и внутренне противоречивые чувства. Получается, что на Востоке ничто не было возможно — и все имело значение. Но если ничто не было возможно, то зачем пытаться воссоздать ту историю? У меня возникло подозрение, что менее запутанной ситуация скоро не станет.
Так началась первая для меня международная искусствоведческая конференция на просторах бывшей Восточной Европы. Рецепт проведения подобного мероприятия примерно таков: к четырем десятилетиям в лучшем случае ограниченных связей между бывшими Востоком и Западом добавьте большую разницу в экономическом положении, долю взаимной подозрительности и несовершенное владение общим языком, замесите все это на дрожжах необходимости тесного общения, подсластите желанием найти точки соприкосновения и понимания, хорошо размешайте и оставьте в теплом месте — предпочтительно с хорошим питанием — на три дня.
По случайному стечению обстоятельств этой весной в течение двух месяцев мне довелось побывать на трех таких конференциях. Július Koller, U.F.O.-naut? в Братиславе была призвана понять и осмыслить художественное наследие умершего в 2007 году Юлиуса Коллера — авангардиста, концептуалиста и, судя по описаниям современников, очень яркой фигуры альтернативной художественной сцены бывшей Чехословакии на протяжении сорока лет. Учрежденное после его смерти Общество Юлиуса Коллера планирует крупную ретроспективу художника в следующем году, и участники конференции — художники, искусствоведы, кураторы — вместе обсуждали, в какой исторический контекст надо вписать коллажи и картины Коллера, фотодокументацию перформансов, уже не говоря о более чем ста коробках личного архива журнальных и газетных вырезок, который был обнаружен в подвале его дома после смерти.
В Любляне музейная деятельность была затронута на более глобальном уровне. На конференции, организованной Музеем современного искусства (Moderna Galerija), «следующий шаг» музейной практики обсуждали приехавшие из Восточной, Западной, Центральной и Южной Европы директора музеев, кураторы и современные художники. Последние полугорько-полушутливо констатировали, что музеи настолько оплошали, что и их обязанности художникам тоже приходится брать на себя. Кому, как не местным — группе, которая давно именно этим и занимается, — было делиться опытом на этот счет с коллегами?
Хронология (деталь). Dóra Maurer (опубликовано: Künstler aus Ungarn, Kunsthalle Wilhelmshaven, 1980)
Не хочу, чтобы меня поняли превратно, а для этого стоит пояснить, что я смотрела на все происходящее глазами человека, привыкшего к американской академической среде. Эта среда не часто отличается пылкими дебатами или накаленными ситуациями; хорошо быть испорченным отсутствием необходимости постоянно бороться за выживание... В целом aтмосфера всех трех конференций тоже была очень дружелюбной, а результаты, несомненно, продуктивными, однако они [конференции] — две первые в особенности — показались мне все же пропитанными весьма заметным взаимным недоверием.
Подозрительность «местных» была упреждающей, вызванной (небезосновательными) ожиданиями излишней покровительственности со стороны «пришлых» искусствоведов, критиков и кураторов, ездящих по миру в поисках новых «открытий». Краткий момент полного сюра настал, когда во время интервью-марафона хорват Младен Стилинович, ветеран-концептуалист, вместо того чтобы ответить на вопрос куратора Ханса Ульриха Обриста, предложил продать последнего любому из присутствующих, открывая торги с цены в 1 евро. «Я чувствую себя неудобно в этой ситуации», — пояснил он свое решение не следовать протоколу. Возможно, что реакция его была порождением издавна практикуемой анархичной эстетики и нежеланием свободолюбивого художника потакать пытливому куратору. Однако в данном контексте трудно было не прочитать в этом еще и неприязнь к большой западной шишке, приехавшей в Братиславу меньше чем на день, чтобы позадавать вопросы сразу всем собравшимся восточноевропейским художникам. Загребского куратора Стилинович вряд ли стал бы выставлять на продажу...
Страницы:
- 1
- 2
- Следующая »
КомментарииВсего:3
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451734
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343365
- 3. Норильск. Май 1268597
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897672
- 5. Закоротило 822122
- 6. Не может прожить без ирисок 782250
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758796
- 8. Коблы и малолетки 740873
- 9. Затворник. Но пятипалый 471277
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403082
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370476
- 12. ЖП и крепостное право 368086
Представляется, что жест со стороны Ладена Стилиновича имеет отношение скорее к концептуальным практикам, чем к сюрреализму.
Стилинович был охарактеризован в тексте как "ветеран-концептуалист". Слово "сюр" употреблялось в более широком смысле.
Гуманизм – Безусловное человеколюбие. «Право Человека мира» на: мировое богатство, достойное существование, свободу передвижения и жительства, работу; борьбу с несправедливостью, эксплуатацией, сверхнеравенством, корпоративизмом, национализмом, тоталитаризмом. Приоритет прав человека, в отношениях с (миро)государством.
Конвергенционизм – «Этика Общего блага». Семейное (миро)государство. Симбиоз лучшего в системах: коммунистическо-социалистической, капиталистическо-рыночной, и др. Мировые: правительство, деньги, бюджет, армия, языки. Сверхбогатство отдельных стран и сверхконцентрация частной собственности – подконтрольны и на благо всех. Децентрализация (миро)государства.
Интернационализм – Равенство, братство и взаимопомощь народов. «Право народа» на самобытность, культуру, язык, ареал - патриотизм.
Плюрализм – «Открытые ценности» - многообразие - свобода идей, творчества, организаций, предпринимательства.
Надконфессионализм – Мировоззрение человека - суверенно. Свобода вероисповедания. Равноправие религий. Веротерпимость.
Экологизм – Экоэтика. Дезурбанизм. Демеркантилизм. Деконсюмеризм. Опрощённость.
Сциентизм – Биоэтика. Глобальные проблемы. Гармонизация ноосферы. Бессмертие человека.
Первов Георгий www.pervov.ru
15 августа 2009 г.
Россия, Москва.