Страницы:
Electroboutique (А. Чернышев и А. Шульгин). Timeline. 2008. Интерактивный видеообъект 58x50x9 cm. ЖК-экран, пластик, видеокамера, спецэлектроника
ЗА КРИТИКУ НАДО ДОПЛАЧИВАТЬ
А.Ш. Наши произведения полноценно функционируют как искусство: они продаются в галереях, на ярмарках, выставляются в музеях. При этом очень часто мы слышим, что это не искусство. Мы себя чувствуем настоящими авангардистами, потому что такого уже давно никому не говорят. Куча есть всяких технологий — сайенс-арт, медиаарт, но когда речь заходит о наших произведениях — ну не искусство это, и все.
— Это со стороны широких потребителей или со строны арт-мира?
А.Ш. И тех и других.
А.Ч. При этом многие находят с этими вещами взаимодействие, но в книге отзывов пишут: «Мне все очень понравилось, но это не искусство».
— Но почему для вас так важно, чтобы это называлось искусством? Вы ведь нарушаете художественные законы и тем не менее все время подчеркиваете, что остаетесь на территории искусства.
А.Ш. У нас были идеи сделать вещи без ограничения тиража, но встает проблема потребителя. Как ни странно, получается, что наш потребитель — это все-таки профессиональный коллекционер.
А.Ч. Если бы цена лежала в области дорогого дизайна... Но поскольку мы все-таки работаем с галереей и она тут имеет свое слово, то цена вот конкретно на эти, например, очки уже примерно как на автомобиль среднего класса. Такие подарки уже подумаешь... Мы бы и рады сделать дешевле, но не можем. К тому же у этих вещей, даже если бы они стоили всего тысячу долларов, количество потребителей будет ограничено. Даже, например, зеркало, самый дешевый наш продукт, 4 тысячи евро (такой телевизор в раме, где изображение искажается или накладывается), — все равно каждый второй спрашивает: «А можно по нему просто телевизор смотреть?» Прагматизм.
— А у вас это принципиально невозможно?
А.Ш. Мы это не планируем, но по желанию заказчика можем сделать. За дополнительные деньги. (Смеется.)
А.Ч. Тут еще такой аргумент: вот вы купите картину Шишкина, да так, чтобы она еще что-то другое, кроме мишек, показывала? Все-таки так нельзя.
— Опять вы апеллируете к высокому искусству...
А.Ш. Потом такое дело: в более дешевых работах, в этих вот приколах, мало критического месседжа, который присутствует в более дорогих работах.
— О, какие интересные вещи выясняются. За критическое содержание надо платить, оказывается? Получается, что критичность — это как бы такая новая форма традиционного мастерства?
А.Ш. У дешевых работ один уровень восприятия или два: блестящая поверхность, преломление-искажение. А дорогие, солидные вещи, в них вложено много идей. Плюс изготовление очень дорогое. Мы это все производим на свои деньги, у нас никаких спонсоров, никаких фондов. Иногда галерея помогает, но в основном всё сами: оплачиваем исполнителей, подрядчиков, мастерскую. Мы должны думать о рыночных стратегиях и о том, чтобы заполнить разные ниши рынка. У нас есть вещи более попсовые, есть для солидных коллекционеров, а есть более критически заостренные — для кураторов, музеев и тому подобное.
— А как вы соотносите себя с системой так называемого медиаарта на выставках? И как вы определяете медиаарт, кстати?
А.Ш. Мы сейчас стремимся дистанцироваться от этого пространства. А медиаарт — это искусство, где в центре находится какая-то новейшая технология, прежде всего компьютерная, и такое искусство используется корпорациями непосредственно или опосредованно, через общество. Нам Джун Пайк, например. Карстен Николаи. При этом важно понимать, что в России медиаарта вообще нет, потому что он не может существовать без институций, без поддержки. Без больших денег. Медиаискусство — это очень дорогая вещь, там какая-то 3D-реальность, очки надо специальные надевать...
— Должна сказать, что я такого не много видела...
А.Ш. Потому что это редко показывают. Очень дорого, элитарная вещь... А вот в 1990-е годы, когда появился интернет и персональные компьютеры у всех, возник так называемый «ньюмедиаарт» (new media art), коммуникационное искусство, нет-арт, в котором мне посчастливилось участвовать. Это был в некотором роде прорыв: люди делали острое критическое искусство, которое без всяких институций, без денег распространялось по всему миру. Но проблема этого ньюмедиаарта в том, что закончился он тем, что мы сейчас знаем как веб 2.0. Разработки ньюмедиахудожников, в том числе критические идеи, апроприировались капиталистической системой. Возникла сеть веб-логов...
— ...в которых размещается прямая или косвенная реклама...
А.Ш. Да! Это была для меня последняя капля. Я ведь убежал в свое время из искусства в эту временную автономную зону ньюмедиаарта, свободную от капитализма, и через несколько лет увидел, что вся эта фигня прекрасно используется капитализмом. После этого мы и приступили к тому, что мы называем коммерческим протестом. К производству вещей в «Электробутике».
А.Ч. Я участвовал этим летом в выставке медийного искусства Synthetic Times, там было работ 50 — масштабные инсталляции, звезды. Но постоянно возникал вопрос: искусство это или нет? Например, программа, которая рассылает картинки на мобильные телефоны? Я считаю, это просто новая рекламная стратегия, которая пока что тестируется на поле искусства. Я уверен, что она скоро будет во всех супермаркетах. Новые идеи вырабатываются на поле искусства, а некоторые из них выхватываются и начинают эксплуатироваться на коммерческом поле. При этом на территории некоммерческого искусства кураторы часто показывают какие-то несделанные вещи, нефукционирующие объекты. Специально, чтобы их нельзя было упрекнуть в коммерческом подходе или использовать в коммерческих целях. Но в результате в искусстве получается такой продукт, который и воспринять-то трудно. Невнятный.
Electroboutique (А. Чернышев). Срочно! 2007. Коммуникационная инфоскульптура 100x160x70 cm. Светодиоды, пластик, спецэлектроника, компьютер
— Человек со стороны спросил бы: а почему же вы называете современное, скажем так, «кураторское искусство» некоммерческим — по сравнению с дизайном? Ведь оно же продается и часто даже еще дороже, чем весь этот дизайн, вместе взятый? Да и вы говорите, что у вас чем серьезнее вещь, тем дороже?
А.Ч. Есть две коммерции. Есть мир большого бизнеса, промышленные масштабы, а есть просто выживание для художника...
— То есть ты опять прибегаешь к аргументу традиционного искусства: якобы ваш рынок более «индивидуальный», больше связан с самовыражением художника. Нет, как-то пока это меня не убеждает...
Страницы:
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452327
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343676
- 3. Норильск. Май 1270201
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897991
- 5. Закоротило 822652
- 6. Не может прожить без ирисок 785393
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 762437
- 8. Коблы и малолетки 742189
- 9. Затворник. Но пятипалый 473914
- 10. ЖП и крепостное право 408359
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404767
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371848