Русско-украинский классик фотографии о том, как изменились люди за последние десять лет
Сергей Братков. Из серии «Милицейская эстафета». 2003
«Ты сама лучше всего про эту работу сказала – что это обращение апостола Павла»
Этим летом в Фотомузее в швейцарском городе Винтертуре — одном из крупнейших фотомузеев мира — проходит ретроспектива живущего в Москве фотографа Сергея Браткова (р. 1960). Этот факт означает, что Братков — большая фигура мирового искусства, и не только фотографии: из русских художников ретроспективы за границей были, пожалуй, пока только у Кабакова. Братков — жесткий и эксцентричный портретист постсоветской реальности. ЕКАТЕРИНА ДЕГОТЬ спросила у него, как изменились люди — в России, но и не только – за последние десять лет.
— Ты много раз подчеркивал, что ты художник, а не фотограф. А что конкретно это означает? Ты по-другому снимаешь, по-другому печатаешь?— Ну, можно было бы, допустим, сказать, что я хочу из фотографии сделать картину. Но на самом деле — скорее скульптуру, которая обладает формой, объемом, массой. Это ближе всего к фотографии, мне кажется. А снимаю я действительно по-другому. Ведь традиционно фотография эмоциональна, а любительская — особенно. Например, крестный ход когда снимают, обычно можно видеть, как священник несет на руках ребенка, тот к нему прильнул и т.п. Вот что люди пытаются ловить, именно в эти моменты им и кажется, что получилась «художественная фотография». И любители, и глянцевые фотографы так думают. Я же преднамеренно снимаю не эмоционально, и композицию строю тоже по-другому — например, я почти никогда не использую центральное построение. Кроме того, в традиционном восприятии фотографии очень важны свет и тень как строительный элемент, а для меня это вообще не важно. Поэтому нашим, московским, фотографам мои снимки просто неинтересны.
Сергей Братков. Из серии «Милицейская эстафета». 2003
«Ты сама лучше всего про эту работу сказала – что это обращение апостола Павла»
Потом, форматы я использую необычные, часто огромные, важен становится вопрос инсталляции на стенах — фотография действительно становится скульптурой, особенно если это лайтбокс. Я уже делал лайтбоксы, встроенные в стену, или в форме креста и полосы («плюс — минус»), или встроенные в бочку. Сейчас в Винтертуре у меня была ретроспектива, набор разных серий, и каждая была решена по-своему. Москва, например, как длинная линия, такая амбразура, когда ты подсматриваешь за людьми... Омоновец, в воде лежащий раскинув руки (Христос такой), на 12 метров был растянут...
Ну и, конечно, глянцевое фото реализует представления фотографа о красоте, они обычно сладкие...
— О да, а ты у нас любишь всякую гадость поснимать...
Сергей Братков. Саша. Из серии «Детки». 2001.
«Родители сами наряжали своих детей, съемку я вел для кастинга модельного агентства. Пока я снимал, мама этой девочки вышла на кухню. Я спросил: ‘А что мама там делает?’. Она сказала: ‘Курит’. Я попросил: ‘А покажешь, как?’. Вот так и получился этот снимок – самый знаменитый из этой серии».
— Что тебе интересно снимать, при виде чего ты прямо зажигаешься?
— Ну конечно, делаешь работы все время о самом себе, поэтому мне интересны простые люди, которые меня всю жизнь окружали, когда я грузил шампанское на заводе и крыши крыл рубероидом... Но вообще это, скорее всего, будет моя последняя выставка с портретной героической частью. Потому что герои кончились.
— Да, я прочитала твое интервью, в котором ты говоришь, что раньше рабочие были настоящие герои, а теперь приезжаешь на завод, они там получают нормальную зарплату, — и ничего в них героического нет. Получается, герой — это тот, кто не на зарплате. И мы все в советское время были, выходит, герои!
Сергей Братков. Из серии «Моя Москва». 2002
Я целое лето снимал праздники, коллективное бессознательное. Это фото с парнем с расстегнутой ширинкой немного опускает не Москву, а Америку».
— Я бы сказал так: в советское время мы имели дело с персонажами. Вот партработник, вот инженер, вот художник Кабаков, который сам первым понял эту персонажность. Потом в перестройку и в девяностые люди позволили себе быть героями. А сейчас это время закончилось — мы видим повсюду клерков, которые одинаково одеваются, одинаковую музыку слушают... Опять время персонажей. Причем эти персонажи уже ближе к компьютеру, их надо изображать в новых технологиях.
— О, это гениально: искусство будущего — это анимация, потому что мы все уже стали игрушками. А все-таки: сейчас стало интереснее снимать или неинтереснее?
— Сейчас, можно сказать, евроремонт завершился в отношениях между людьми... Но молодежь стало легче снимать, они более открытые, доступные.
Сергей Братков. Маруся. Из серии «Принцессы». 1996.
«Я снимал девушек, которые ходили в репродукционный центр, это все были подруги моей тогдашней жены. Все они очень хотели иметь детей. Это про то, что все мечтают зачать от принцев, в получается – от солдат.»
— Да я не знаю, не снимаю я их.
— А что снимал последнее?
— Ночью, болельщиков. Я группы вообще сейчас снимаю. Коллективное тело. Во время футбола так получилось, что я и в Германии был, и в России. В Берлине собрались болельщики, заправляли ликованием молодые люди, выглядели они немного как наци, но мне не было страшно, я близко подошел. А на Манежной после победы над голландцами было страшно, летели бутылки... У нас массы пока дикие.
— У тебя много откровенно постановочных фотографий, когда ты снимаешь не только человека, но и его представление о себе, как он себя показывает. А кого интереснее снимать — того, кто позирует, или того, кто не знает о съемке?
Сергей Братков. Из серии «Сталевары». 2003.
«Вот это те самые герои, которые возможны только в отсутствие денег».
— Что бы ты посоветовал молодому человеку, который снимает просто для себя, но хотел бы куда-то двигаться?
— Про сексуальность, я думаю, снимать. Это интересная тема, а хорошей съемки нет. Или вот как я для себя решил: я живу далеко от центра, в районе Лосиного острова, специально хотел уйти из цивилизации — велосипед, лыжи, прелесть окраинности. Так я выхожу когда картошку покупать на базар, беру с собой фотоаппарат, и у меня задача — отснять жителей своего района. Надо придать своей съемке какой-то смысл, это главное.
— Не приходилось ли тебе сталкиваться с тем, что тебе где-то не разрешают снимать? Например, в холле большого офисного центра, где находится наша редакция, почему-то снимать нельзя, хотя это отнюдь не Госдума.
Сергей Братков. Два медведя. 2007
«Это относительно недавняя работа. Про наших двух медведей, само собой».
— Ну, у меня, конечно, большой опыт. Надо просто убедить себя, что на тебе шапка- невидимка. А камера — это твое табельное оружие, как у милиционера. Но вообще у нас еще можно снимать на улице и не бояться, что человек, который случайно попал в твой кадр, подаст в суд. Теперь ведь на Западе полагается у всех брать подписки, что они не возражали, когда вы их снимали. Все фотографы очень этим напуганы.
— То есть теперь Картье-Брессон не мог бы снимать?
— Конечно, нет. Любой человек может сказать: а на каком основании вы меня снимаете? Борис Михайлов живет в Берлине, он уже член Союза германских фотографов, у него справка, как в советское время, что он имеет право снимать на улице. Но он все равно вынужден обманывать людей и говорить: я вообще-то снимаю троллейбус. А у нас зато теперь стало можно снимать в метро, по крайней мере смотрят сквозь пальцы на это, все привыкли к иностранцам, уставившимся в потолок. Да и Москва отличается от периферии, я тут недавно оказался на матче, когда играли две британские команды, так милиция была настолько лояльна (дали указание), что я стал напротив шеренги милиционеров, вытянул руку и снимался на их фоне. И ничего, они даже смеялись. Вообще, если сейчас читать газеты и знать, когда у нас национальный праздник типа Дня Конституции, то можно идти и снимать сразу, потому что в такие дни дается указание относиться к публике лояльно.
— То есть в советское время в такие дни было, как раньше говорили, «усиление», а теперь, наоборот, идет «послабление».
— Совершенно точно.
Сергей Братков. Вулканоиды. 2004.
«Это фото и видео я снимал между Азовским и Черным морем, на грязевом курорте, который находится в колхозе «За Победу»
Сергей Братков. Без названия. 2008
«Это я снимал болельщиков. Пока еще эту серию, с надписями, не показывал – у вас в первый раз»
— А теперь ты будешь двигаться куда — в сторону видео?
— Страшно меняться, но герои-то кончились... Я сейчас должен сделать большую выставку у Пинчука (в Киеве в новом Центре современного искусства. — Е.Д.) — полная свобода, но он желает видеть совершенно новую выставку. Срок нереальный — 31 января. Такой вызов... Но я накопил большой архив, а в 80-е и в конце 90-х многое не напечатал, некогда было... Сейчас я могу это использовать для коллажей. Или вот еще я слепил несколько макетов скульптур, в которые вставлены фотографии. Когда-то, в самом начале, у меня были, помнишь, шкафы с фотографиями, фото в цементе... Я теперь к этому возвращаюсь.
Сергей Братков. Руль. 2008
«Это коллаж из моей новой серии. Вот, собираюсь двигаться в такую сторону».
— Да, это общая тенденция. В начале тысячелетия у Тильманса тоже герои, такие молодые, крутые, гомосексуальные. Нулевые годы — это было время надежд, а потом наступила скука, ничего эти годы нового не дали, постепенно герой уходит, снимать человека становится скучно, ничего нового о нем не скажешь. И на смену героям идет абстракция. После фигуративной живописи 90-х стало много сейчас абстракции.
— То есть мы, может быть, зря думаем, что за абстракцией начала ХХ века стояли какие-то теории. Может быть, Кандинский просто впал в мизантропию, и ему люди надоели.
— Ну да, как и в Америке в 50-е годы была абстрактная живопись, потому что героев не было, а потом наступили 60-е, пришли астронавты, и пошел поп-арт... Но сейчас время героев опять прошло.
Выставка Сергея Браткова «Время героев» открыта в Фотомузее Винтертура до 24 августа
КомментарииВсего:6
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3449228
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340549
- 3. Норильск. Май 1268474
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897657
- 5. Закоротило 822068
- 6. Не может прожить без ирисок 781979
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758536
- 8. Коблы и малолетки 740807
- 9. Затворник. Но пятипалый 471058
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402954
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370382
- 12. ЖП и крепостное право 345038
В 00 х. годах зародился скепсис и усталость от тотального безОбразничества. Сейчас этот процесс оформляется, точки зрения на приоритеты в искусстве теоретически продолжают развиваться, обостряя противоречия между безобразничеством в культуре и реалистически-образным искусством. www.totalrealism.ru
В 00 х. годах зародился скепсис и усталость от тотального безОбразничества. Сейчас этот процесс оформляется, точки зрения на приоритеты в искусстве теоретически продолжают развиваться, обостряя противоречия между безобразничеством в культуре и реалистически-образным искусством. www.totalrealism.ru