Кризис на нас не отразился, потому что мы производим исключительно уникальное, эксклюзивное искусство.

Оцените материал

Просмотров: 30288

Алексей Шульгин: «Художник должен помочь капитализму спасти мир от капитализмом же нанесенного ущерба»

Артем Ушан · 28/10/2009
Страницы:

©  Предоставлено автором

Интерьер Electroboutique

Интерьер Electroboutique

А в чем, по-вашему, главная особенность современной ситуации?

— В мире перепроизводство искусства, а также информации про него. Отдельные произведения на выставке могут в большинстве случаев быть легко заменены другими без всякого ущерба. Поэтому сейчас самое важное — это не произведение, а стратегия, которой следует художник. Само произведение сегодня можно интерпретировать как угодно, и на это уже мало кто обращает внимание. А вот стратегия, которая живет и развивается во времени, представляет куда больший интерес. И, кстати, популярные сейчас стратегии успеха в искусстве тоже небезынтересны.

Из-за того что критерии качества произведения искусства за последние пару десятилетий стали еще более расплывчатыми, многие думают, что занять высокое место в художественной иерархии можно с каким угодно художественным продуктом. Я не стал бы говорить, хорошо это или плохо. Просто мы работаем над редефиницией качества в искусстве, и наша стратегия не направлена на быстрый иерархический рост. Мы считаем, что задача художника сегодня — помочь капитализму спасти мир от капитализмом же нанесенного ущерба.

В вашем магазине, похоже, эта стратегичность играет важную роль.

— На мой взгляд, это самое важное, что в нем есть.

©  Предоставлено автором

Страницы каталога товаров магазина Electroboutique

Страницы каталога товаров магазина Electroboutique

А можно ли с этой точки зрения сравнить Art That Cares с примерами из прошлого, например со Store Класа Олденбурга?

— Да, безусловно, наш проект имеет самое прямое отношение к Олденбургу, потому что все наши произведения уходят своими корнями в поп-арт. Это все та же апроприация и модификация реди-мейд. Если попробовать связать наш магазин с другими историями, когда художники придумывали фиктивные компании, или притворялись магазином, или еще как-то использовали этот экономический механизм, то возникнут некоторые сложности. Главное отличие нашей ситуации в том, что все действительно существует — у нас есть товар, он стоит столько-то, он находится в магазине и при этом является произведением искусства. Здесь сошлись воедино и концепция магазина, и сам магазин.

То есть вы не ищете новые экономические модели, а берете готовую и используете ее в своих целях?

— Да, все верно. Почти весь двадцатый век бизнес очень много заимствовал у художников. IKEA и айпод фактически воплощают в себе идею авангарда, которая заключалась в том, что искусство должно войти в жизнь обычных людей. На самом деле на протяжении всего двадцатого века на территории искусства активно действовали агенты капитализма. И вместе с искусством в жизнь обычных людей вошла зависимость от потребления. Авангардные идеи подолгу оставались в андеграунде, что давало надежду на возможность автономии. Сейчас же, в эпоху взрывного развития коммуникационного пространства, такого как интернет, любые авангардные идеи моментально, без задержки абсорбируются в пространство креативного капитализма. Таким образом, в этом пространстве возникает огромное количество идей, которые можно смело реапроприировать уже художникам, то есть запускать обратный процесс.

©  Предоставлено автором

Страницы каталога товаров магазина Electroboutique

Страницы каталога товаров магазина Electroboutique

Вы именно этим и занимаетесь?

— Да, именно. Мы берем наработки капитализма и используем их в своих целях. Мы не прикидываемся контркультурщиками, а реально смотрим на вещи и коммуницируем с этим пространством.

Посетители магазинов ваших предшественников стали обладателями предметов, которые позже превратились в музейные ценности. Многие из них сейчас стоят больших денег. Что вы думаете о судьбе ваших товаров?

— Мы, конечно, отдаем себе отчет, что наши произведения, как и все электронные устройства, имеют ограниченный срок жизни. Но при хорошем уходе и своевременной замене некоторых деталей они могут работать очень и очень долго. Поэтому я не вижу никаких препятствий для музеификации, консервирования и длительного хранения нашего искусства.
Страницы:

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:12

  • 386dx· 2009-10-28 17:47:28
    Хочу добавить, что многие их высказанных в интервью мыслей родились в процессе бесед с моими коллегами по Электробутику - Аристархом Чернышевам и Романом Минаевым.
  • pluteus· 2009-10-28 22:07:55
    достойная затея!...искренне желаю удачи...заезжайте в гости)))
    это Я....или МЫ...http://gridchinhall.livejournal.com/
  • dennyseemo· 2009-10-28 23:53:41
    интересные мысли
  • Andrey_Parshikov· 2009-10-29 13:25:08
    а в чем конкретно состоит в данном случае "экологичный стиль" и "ответственное производство"?
  • 386dx· 2009-10-29 15:43:30
    Основные принципы искусства, заботящегося о природе и людях изложены здесь http://www.electroboutique.com/news/17
    Внимание! Первые 10 человек, приславших свои идеи о том, как искусство может уменьшить нагрузку человека на природу на адрес [email protected] - получат бесплатно новый супер-каталог Electroboutique!
  • Andrey_Parshikov· 2009-10-29 18:43:50
    Сходил по ссылке. Непонятно, как продукция "Электробутика" уменьшает выброс углексилого газа в атмосферу и о какой конкретно благотворительности идет речь.
  • arist· 2009-10-30 23:09:11
    Андрей, в наших работах мы используем специально разработанную электронику, которая при эксплуатации потребляет в несколько раз меньше электроэнергии чем компьютеры, а следовательно уменьшается выброс СО, по-моему это понятно.
    Наши работы участвуют в благотворительных аукционах, прибыль с которых поступает в пользу различных институций. Например в пользу Института Проблем Современного Искусства И. М. Бакштейна. По-моему это вершина благотворительности и пример даосского смирения.
  • Andrey_Parshikov· 2009-11-03 00:24:53
    Аристарх, а если бы вы не производили эту электронику вообще, то выброс СО был бы еще меньше, верно? То есть, вы не уменьшаете этот самый выброс, а делаете его меньше, чем могли бы. То есть, в бренд-буке вы лжете и даже не ставите уточняющую сноску. А где еще, помимо аукциона в пользу ИПСИ, сильно улучшающего окружающий мир, участвовали ваши работы? Или может быть, предполагаются к участию? Помимо даосского смирения?
  • arist· 2009-11-03 11:13:12
    Андрей, а если бы ты не дышал, то выброс СО был бы еще меньше, но ведь ты не можешь не дышать, так и художник не может не творить. А если ты претендуешь на роль общественного обвинителя то рекомендую начать с себя. Кстати ты мог бы вчера на открытии премии Кандинского задать нам все эти вопросы, но предпочитаешь делать это в блоге опенспейса, что наводить на мысль о том что ты просто пиаришься, как и в комментариях к другим статьям.
  • Andrey_Parshikov· 2009-11-03 11:29:35
    Много хамства, Аристарх, переход на личности, и никаких конкретных ответов. Не интересно.
  • arist· 2009-11-04 00:49:29
    По поводу хамства - не принимаю. В моих ответах хамства ровно столько сколько в твоих вопросах.
    По поводу перехода на личности – не принимаю, я не давал оценку твоей личности, если считаешь что давал, укажи где.
    Непонятно, почему тебя возмущает наша «ложь», ведь в этих текстах нет ни одного слова, придуманного нами – все это компиляции текстов из каталогов производителей электроники, таких как SONY, SAMSUNG, LG и т.д. Почитай, какую ахинею они несут про уменьшение выбросов СО и благотворительность, тебя это не возмущает? Странно если нет. А может тебя не возмущает болтовня художников про социальные проекты и социальную ответственность? Можешь назвать конкретные имена несчастных и обездоленных, кому их творчество помогло выбраться из нищеты, и униженного положения?
    Наш проект это сатира на корпорации и институции, если ты этого не понимаешь, то это просто говорит о твоей несостоятельности как куратора и искусствоведа.
    В одном я с тобой полностью согласен, дискуссия с тобой абсолютно не интересна.
  • 386dx· 2009-11-04 11:04:27
    Уважаемые читатели, поверьте (хоть это и трудно), что эта перепалка - не специально организованная PR-акция Электробутика в преддверии голосования жюри премии Кандинского.
    Андрей, предлагаю организовать круглый стол в ГЦСИ, на котором мы бы смогли обсудить важные вопросы экологической и социальной ответственности искусства.
Все новости ›