Страницы:
— В Швеции художественное образование находится в системе университетов, но не в системе академий художеств. Это везде в Европе так?
— Нет, не везде. В Скандинавии, в Великобритании — да. Но во Франции, например, они находятся вне университетов, в Германии в большинстве случаев тоже. Высшие учебные заведения по искусству в Германии отказались от Болонской системы, то же самое в Швейцарии, новый Университет искусства в Цюрихе находится вне Болонской системы.
— Для меня немного странно, что художник может быть кандидатом наук, что называется Ph. D.
— В советской системе это было, например, в консерваториях. Если музыкант собирался стать преподавателем по композиции или какому-нибудь инструменту, он должен был написать докторскую.
— Среди художников, по-моему, такого не было. Для меня то, что вы описываете, звучит скорее как «музыковед». В СССР искусство и наука были очень разведены. Думать должны были искусствоведы, на искусствоведов учили в университете, это считалось прогрессивное образование, а отделение искусствоведения в Академии художеств — реакционное. Но вы, как я поняла, сейчас активно развиваете в вашей школе систему диссертаций для художников, у них даже будет своя степень. А что представляет собой диссертация для художника?
— Это проект. Исследовательский или так называемый «проект художественного развития», его собственного. В коммерческом арт-мире некоторым художникам иногда интересно менять систему и менять помещение. И рефлектировать свою практику внутри стен.
— Если художник получает Ph. D., ему это помогает в смысле художественной карьеры, участия в биеннале и т.п.? Или не обязательно?
— Я думаю, иногда наоборот: арт-мир иногда плохо принимает такие варианты. Это очень чувствительный радар, особый социум.
— Именно современный арт-мир, который ориентирован на Голливуд, «Диснейленд»?
— Да, я думаю, да.
— Это действительно очень сильный противовес системе рынка. А многие ли художники делают Ph. D.? Для чего им это нужно? Чтобы преподавать? И нужно ли обязательно сначала получить высшее образование, и именно у вас?
— Нет, не очень многие, и кто-то — чтобы преподавать, а кто-то и нет. Мы боремся, чтобы иметь возможность принимать на Ph. D. без экзаменов — тех художников, у которых есть интерес к художественному развитию своей практики. А система противодействует этому. Болонская система хочет ускорить обучение, это считается полезным для экономического развития в Европе — чтобы молодые физики побыстрее писали диссертации. А для искусства это, конечно, гибель. И поэтому мы стараемся настаивать, чтобы люди ушли в арт-мир и вернулись после, скажем, десяти лет практики обратно в академию. Чтобы сделать диссертационный проект и преподавать.
— То есть те же художники, что учатся у вас теоретически обосновывать свой проект, параллельно вовлекаются в систему рынка?
— Да, обязательно.
— Уже во время учебы, наверное, галеристы находят себе художников. Но художники понимают, что они должны существовать обязательно в двух системах одновременно: в дидактическо-риторической системе смыслов и в системе рыночного производства объектов.
— Да, обязательно, а между этими системами, может быть, есть зона свободы выражения. И вульгарный арт-рынок диктует свои законы, и образовательная система тоже. Если можно найти себе место между этими системами, то там и есть свобода и очень серьезное отношение к собственному творчеству.
Еще по теме:
Студент не должен быть «глуп, как живописец», 04.05.2009
Другие материалы раздела:
Мэтью Баун. Не важно, плохо или хорошо: Дэмиен Херст в PinchukArtCentre, 01.05.2009
Валерий Леденев. Перформанс группы Tajiks-art в клубе «Солянка», 30.04.2009
Оксана Саркисян. Три куратора в поисках мировых стандартов, 30.04.2009
— Нет, не везде. В Скандинавии, в Великобритании — да. Но во Франции, например, они находятся вне университетов, в Германии в большинстве случаев тоже. Высшие учебные заведения по искусству в Германии отказались от Болонской системы, то же самое в Швейцарии, новый Университет искусства в Цюрихе находится вне Болонской системы.
— Для меня немного странно, что художник может быть кандидатом наук, что называется Ph. D.
— В советской системе это было, например, в консерваториях. Если музыкант собирался стать преподавателем по композиции или какому-нибудь инструменту, он должен был написать докторскую.
— Среди художников, по-моему, такого не было. Для меня то, что вы описываете, звучит скорее как «музыковед». В СССР искусство и наука были очень разведены. Думать должны были искусствоведы, на искусствоведов учили в университете, это считалось прогрессивное образование, а отделение искусствоведения в Академии художеств — реакционное. Но вы, как я поняла, сейчас активно развиваете в вашей школе систему диссертаций для художников, у них даже будет своя степень. А что представляет собой диссертация для художника?
— Это проект. Исследовательский или так называемый «проект художественного развития», его собственного. В коммерческом арт-мире некоторым художникам иногда интересно менять систему и менять помещение. И рефлектировать свою практику внутри стен.
— Если художник получает Ph. D., ему это помогает в смысле художественной карьеры, участия в биеннале и т.п.? Или не обязательно?
— Я думаю, иногда наоборот: арт-мир иногда плохо принимает такие варианты. Это очень чувствительный радар, особый социум.
— Именно современный арт-мир, который ориентирован на Голливуд, «Диснейленд»?
— Да, я думаю, да.
— Это действительно очень сильный противовес системе рынка. А многие ли художники делают Ph. D.? Для чего им это нужно? Чтобы преподавать? И нужно ли обязательно сначала получить высшее образование, и именно у вас?
Студенты художественного факультета
— То есть те же художники, что учатся у вас теоретически обосновывать свой проект, параллельно вовлекаются в систему рынка?
— Да, обязательно.
— Уже во время учебы, наверное, галеристы находят себе художников. Но художники понимают, что они должны существовать обязательно в двух системах одновременно: в дидактическо-риторической системе смыслов и в системе рыночного производства объектов.
— Да, обязательно, а между этими системами, может быть, есть зона свободы выражения. И вульгарный арт-рынок диктует свои законы, и образовательная система тоже. Если можно найти себе место между этими системами, то там и есть свобода и очень серьезное отношение к собственному творчеству.
Еще по теме:
Студент не должен быть «глуп, как живописец», 04.05.2009
Другие материалы раздела:
Мэтью Баун. Не важно, плохо или хорошо: Дэмиен Херст в PinchukArtCentre, 01.05.2009
Валерий Леденев. Перформанс группы Tajiks-art в клубе «Солянка», 30.04.2009
Оксана Саркисян. Три куратора в поисках мировых стандартов, 30.04.2009
Страницы:
КомментарииВсего:2
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3454379
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2345047
- 3. Норильск. Май 1272405
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898755
- 5. Закоротило 823863
- 6. ЖП и крепостное право 800081
- 7. Не может прожить без ирисок 789821
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 765384
- 9. Коблы и малолетки 744292
- 10. Затворник. Но пятипалый 477641
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 407440
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 373937
Кроме того, при АХ есть творческая аспирантура.