ЮХАН ЭБЕРГ, руководитель исследовательских программ на художественном факультете университета Гетеборга, рассказал ЕКАТЕРИНЕ ДЁГОТЬ, что такое докторская степень для художников
Студенты художественного факультета
— У нас пять высших школ. Они все очень маленькие, очень хорошо организованные, и студенты в них преуспевают. Школы очень глобализированные. То есть они вписаны в систему контактов, студенты уже во время обучения получают возможность обмениваться и куда-то поехать, это исключительно важно. И еще — хорошая профессура. У нас профессора — это известные хорошие художники, критики, они преподают не более шести лет, а потом возвращаются в художественную деятельность.
— Существует ли система мастеров? Студент работает у какого-то мастера?
— Нет. Наше обучение полностью индивидуализированное. Основное педагогическое средство — это так называемая беседа в мастерской. У каждого студента есть своя мастерская внутри школы, и туда ходят профессора время от времени. А так студенты работают сами по себе.
— А где же студенты встречаются все вместе?
— Есть классы теории и очень мало — истории. Обучение истории искусства полностью основано на проектах. Когда нужно, тогда придет руководитель, и будет семинар. А то, что есть, это крутые семинары по теории.
— И какая теория сейчас в моде? Кто, например? Рансьер?
— Естественно. Всё то же, что и здесь. Рансьер, Бадью.
— То есть тексты классической истории искусства вообще не проходятся. Вельфлина, Панофского студенты не знают?
— Да, я думаю, не знают. Даже семиотику, скажем, не знают. Все это забыто. И конечно, студенты жертвы этих теоретиков, потому что у них мало возможностей на самом деле осваивать суть этих теорий.
— То есть они просто слушают лекции? Слушают с интересом? Они считают, что это нужно?
— Да, еще как. Это нужно, чтобы интегрироваться в арт-мир. Без этого невозможно. Это называется piece of conversation. Они должны обучиться риторическому подходу.
— Да, потому что потом еще они должны войти в эту систему грантов, где должны уметь написать, что делают.
— У нас они уже сейчас об этом пишут, в том числе в своих онлайн-дневниках и коллективных блогах. Это считается практически обязательным. Перед экзаменом и дипломом они делают работу обо всем процессе, очень интересные тексты, кстати. Это пишется с руководителем в виде диалога и представляется на семинаре.
— А как ведет себя преподаватель, например, по фотографии, если студент говорит, что ему вообще все это не нужно, потому что он вообще не будет заниматься искусством, а будет рекламным фотографом? Такое возможно?
— Студент может этого хотеть, но эти теории даже еще более важны для рекламного фотографа. Надо же разбираться в cognitive capitalism. Но мало из наших студентов по фото занимаются рекламой. Им это просто не нужно.
Студенты художественного факультета
— Во время обучения они получают гранты — у них нет необходимости работать. Поэтому если такая коммерческая карьера у них начинается, то это происходит позже. И это не только у нас [в университете], то же самое в фотошколе, в школе изящных искусств. Все хотят стать художниками.
— Удивительно, у нас как раз все наоборот… А существуют ли где-то в этой системе художники более традиционные, которые делают живопись, скульптуру? Не реалистическую скульптуру, естественно, а какую-то современную, но все-таки? Или таких уже вообще нет?
— Среди наших докторантов таких нет. Среди студентов — да, есть. Есть такой интерес. Скажем, у нас есть Школа дизайна и ремесел. Там интерес к живописи больше.
— То есть живопись теперь относится к школе дизайна? Потрясающе.
— Там есть интерес к craft, ремеслу. Например, туда иногда приглашают соседа Иосифа Бакштейна, соцреалиста. Он пишет картину вместе со студентами. Потому что он, конечно, знает, как писать картины, а у нас меньше знают, это как-то потерялось. Все работают концепцией, conceptual methods. Хотя у нас в Гетеборге есть, например, Академия Флоренции, такая же реакционная вещь, как здесь Академия живописи, ваяния и зодчества. Такие правые учреждения у нас тоже есть. Есть платные, и в Стокгольме, и в Гетеборге.{-page-}
— В Швеции художественное образование находится в системе университетов, но не в системе академий художеств. Это везде в Европе так?
— Нет, не везде. В Скандинавии, в Великобритании — да. Но во Франции, например, они находятся вне университетов, в Германии в большинстве случаев тоже. Высшие учебные заведения по искусству в Германии отказались от Болонской системы, то же самое в Швейцарии, новый Университет искусства в Цюрихе находится вне Болонской системы.
— Для меня немного странно, что художник может быть кандидатом наук, что называется Ph. D.
— В советской системе это было, например, в консерваториях. Если музыкант собирался стать преподавателем по композиции или какому-нибудь инструменту, он должен был написать докторскую.
— Среди художников, по-моему, такого не было. Для меня то, что вы описываете, звучит скорее как «музыковед». В СССР искусство и наука были очень разведены. Думать должны были искусствоведы, на искусствоведов учили в университете, это считалось прогрессивное образование, а отделение искусствоведения в Академии художеств — реакционное. Но вы, как я поняла, сейчас активно развиваете в вашей школе систему диссертаций для художников, у них даже будет своя степень. А что представляет собой диссертация для художника?
— Это проект. Исследовательский или так называемый «проект художественного развития», его собственного. В коммерческом арт-мире некоторым художникам иногда интересно менять систему и менять помещение. И рефлектировать свою практику внутри стен.
— Если художник получает Ph. D., ему это помогает в смысле художественной карьеры, участия в биеннале и т.п.? Или не обязательно?
— Я думаю, иногда наоборот: арт-мир иногда плохо принимает такие варианты. Это очень чувствительный радар, особый социум.
— Именно современный арт-мир, который ориентирован на Голливуд, «Диснейленд»?
— Да, я думаю, да.
— Это действительно очень сильный противовес системе рынка. А многие ли художники делают Ph. D.? Для чего им это нужно? Чтобы преподавать? И нужно ли обязательно сначала получить высшее образование, и именно у вас?
Студенты художественного факультета
— То есть те же художники, что учатся у вас теоретически обосновывать свой проект, параллельно вовлекаются в систему рынка?
— Да, обязательно.
— Уже во время учебы, наверное, галеристы находят себе художников. Но художники понимают, что они должны существовать обязательно в двух системах одновременно: в дидактическо-риторической системе смыслов и в системе рыночного производства объектов.
— Да, обязательно, а между этими системами, может быть, есть зона свободы выражения. И вульгарный арт-рынок диктует свои законы, и образовательная система тоже. Если можно найти себе место между этими системами, то там и есть свобода и очень серьезное отношение к собственному творчеству.
Еще по теме:
Студент не должен быть «глуп, как живописец», 04.05.2009
Другие материалы раздела:
Мэтью Баун. Не важно, плохо или хорошо: Дэмиен Херст в PinchukArtCentre, 01.05.2009
Валерий Леденев. Перформанс группы Tajiks-art в клубе «Солянка», 30.04.2009
Оксана Саркисян. Три куратора в поисках мировых стандартов, 30.04.2009
КомментарииВсего:2
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451729
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343361
- 3. Норильск. Май 1268592
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897672
- 5. Закоротило 822103
- 6. Не может прожить без ирисок 782249
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758743
- 8. Коблы и малолетки 740865
- 9. Затворник. Но пятипалый 471255
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403072
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370466
- 12. ЖП и крепостное право 362951
Кроме того, при АХ есть творческая аспирантура.