Премия возникла как результат недоверия к критикам и функционерам. Но если бы выбирали функционеры, вышло бы то же самое
Премия возникла как результат недоверия к критикам и функционерам. Но если бы выбирали функционеры, вышло бы то же самое
Речь пойдет о самой веселой премии в России. Ее учредитель – художник Антон Литвин. Куратор премии Ольга Лопухова – арт-менеджер, неустанный пиарщик почти всех художественных событий, арт-директор «Арт-Стрелки», одной из самых аттрактивных зон современного искусства в Москве и по совместительству штаб-квартиры премии.Итак: Ночь музеев, «Арт-Стрелка», 23:00, большая толпа, авансцена.
Выступает Ольга Лопухова. Ее мощный голос разносится далеко вокруг: «Эта премия была учреждена три года тому назад как альтернатива таким великим премиям, как «Инновация» и как премия «Кандинского»! В этих премиях основные решения принимают кураторы, критики, чиновники и функционеры! А нам почему-то показалось, что самое объективное мнение может быть только у художников! Мы с Антоном Литвиным выбираем сто одного художника, которые, с нашей точки зрения, были активны в этом сезоне (с июня 2007 года по май 2008 года), которые сделали персональную выставку либо ярко прозвучали в групповой! Далее мы обращаемся к ним, чтобы каждый назвал трех человек, трех своих соратников! Потом мы считаем все эти голоса на калькуляторе и выясняем лауреатов!»
Голос Ольги несется по всей столице. Через реку и далеко за куб храма Христа Спасителя.
Выступает Антон Литвин: «Дорогие профессионалы и любители, мы рады, что вы здесь. Прежде чем мы начнем церемонию награждения лауреатов и объявим имена, я хочу напомнить, кто становился лауреатами премии «Соратник» прошлые два года. В 2006 году: Ирина Корина, Вадим Захаров, «Синие носы» и Сергей Шеховцов. Так получилось, что тогда они получили по десять голосов. В 2007 году лауреатами стали Эрик Булатов, Виноградов и Дубосарский, получившие по десять голосов, и Юрий Авакумов, получивший восемь».
Что же такое премия «Соратник»? Присуждается она с 2006 года. Правда, термин «присуждается» здесь неточен — лауреатов выбирают сами номинанты, а их в свою очередь назначают учредитель и куратор премии. Важное дополнение: любой художник имеет право проигнорировать список «101» и выдвинуть своих кандидатов, в том числе и себя самого, основываясь на своих собственных критериях. Но, как я понимаю, голосовать ни сто второй, ни сто третий художник не сможет. Призер получает сто один доллар, диплом, майку, бутылку водки, уважение соратников и поздравления.
Недоброжелатели могут сказать: рука руку моет, игра в одни ворота, субъективный подход, вертикаль власти… Благожелательно настроенные скажут, что только художник может оценить художника (а значит, и наградить), так как знает изнутри процесс художественного творчества. В недавние времена, когда Союз художников был в силе, уже существовала практика оценки художников художниками. Тогда не было кураторов, критики игнорировались, а звания, должности и выгодные заказы распределялись самими художниками между собой. Так что структура премии «Соратник» немного напоминает карикатурную версию структуры легендарного МОСХа.
Из чего складывается авторитет любой премии? Авторитетное жюри, прозрачность в отборе номинантов, возраст самой премии. В данном случае ничего этого нет. Есть авторитарность, заданная правилами игры: два человека составляют список. В этом есть нечто пугающее и одновременно веселое.
Но вернемся на «Арт-Стрелку». Слово берет громогласная Ольга. Она явно не боится своего голоса: «Я хочу напомнить, что мы существуем вне каких-то институций… хотя первый год нам немного помогали фонд «Эра» и фонд «Современный город», но в прошлом году нам никто не помогал! Наша премия малобюджетная, но мы решили не идти по пути Премии Андрея Белого, где не то один рубль, не то один доллар! Нет! У нас – сто один художник и сто один доллар! Внимание, я вижу среди публики Михаила Боде! Я думаю предложить ему открыть первый конверт!» (Аплодисменты.)
Михаил Юрьевич открыл конверт и тихо сказал: «Приятно, Борис Орлов». (Гром аплодисментов.)
Ольга: «Борис Орлов, на сцену! Ау-у! (Аплодисменты.) Боря, ты же здесь! Мы забыли еще сказать, что особенность нашей премии и в том, что художники знают, кто за них голосует! И одним из призов еще является майка, на которой написано «Соратник», а сзади девять имен тех художников, которые выбрали Борю! Боря, вот на черный день сто один доллар»! (Буря аплодисментов.)
Антон: «Дорогие гости, вот как выглядит почетный диплом лауреата премии «Соратник». Как видите, сто один доллар, все честно, не фальшивые. Выборщики — Валерий Кошляков, Олег Кулик, Ксения Перетрухина, Александр Погоржельский, Николай Полисский, «Синие носы», Наталия Турнова, Семен Файбисович, Сергей Шеховцов. Они выбрали тебя своим соратником».
Боря: «Потрясающе».
Ольга: «Вы знаете, когда мы первый раз вручали эту премию, с нами вместе был журнал «Крокодил»! Он нам дал выпивку, и после этого «Синие носы» назвали нашу премию «Собутыльник»! Поэтому Боря еще получает бутылку водки «Русский бриллиант», говорят, это хорошо, и бутылку шампанского «Мартини»… или просто шампанского, ну, не важно… что-то полезное для жизни!» (Аплодисменты.)
«Спасибо, друзья мои», – прочувствованно сказал Боря.
Таким же образом были награждены Илья Трушевский (восемь голосов), Сергей Братков и Андрей Монастырский (по семь голосов). Илья поздравил всех и заметил, что премия «Соратник» самая объективная, потому что честно не скрывает, что она самая коррумпированная. Сергей почему-то поблагодарил своих родителей и жену. Андрей не приехал. Как сообщили, он по телефону очень извинялся, но это для него слишком экстремально.
И напоследок Ольга громким голосом открыла тайну: «Если мы доживём до пятилетия, то у нас будет новая премия, что-то типа «Надёжного соратника», «Верного соратника»! Ее получит тот, кто наберет больше всего голосов за пять лет!
…Вроде бы эта своеобразная премия возникла как результат недоверия к кураторам, критикам, галеристам и функционерам. Но можно предположить, что если бы все было как обычно и премию присуждало независимое жюри критиков, то впереди оказались бы те же фамилии… Тем не менее учредители настаивают на ее полной независимости и невинности, а заодно и на том, что только она может показать объективную картину российского современного искусства.
Да, здесь я согласен. Только это и в самом деле «картина» – холст, на котором в очень определенной художественной манере нарисован российский арт-пейзаж. В этом случае об объективности говорить не приходится. Зато такого рода явления вносят здоровый игровой оттенок… и разнообразят этот самый пейзаж веселыми красками.
В общем, премия «Соратник» напоминает мне арт-проект, точнее, обезвоженную копию любого из художественных проектов, которые делались нашей программой ESCAPE в первой половине нулевых годов. «Турагентство», «Бутик», «Пираты»... и тем более неосуществленный «Чемпионат России по искусству». Рядом с ними этой премии самое место.
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451731
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343363
- 3. Норильск. Май 1268596
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897672
- 5. Закоротило 822111
- 6. Не может прожить без ирисок 782250
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758772
- 8. Коблы и малолетки 740873
- 9. Затворник. Но пятипалый 471277
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403081
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370475
- 12. ЖП и крепостное право 366561