АНДРЕЙ КОВАЛЕВ не хочет защищать ни ЦДХ, ни Третьяковку. Он предлагает атаковать их
Для начала я хотел бы всех пригласить сегодня на пикет «в защиту ЦДХ». Но сам я туда не пойду — из низменного снобизма и фатального нигилизма. Я понимаю, что все люди доброй воли должны единым строем выступить против этих гадких девелоперов с риелторами, которые славную нашу Москву порушили. А теперь хотят отнять последний оплот культуры, застроить все элитными квартирами и бизнес-центрами.Тяжело на душе. Дело даже не в том, что я не очень верю в то, что мое мнение или мои действия смогут оказать хоть минимальное воздействие на естественный ход вещей. Главное, сами объекты защиты вызывают у меня лишь тоску и печаль. Центральный Дом художника — это национальный позор.
Я этот позор испытал, когда ко мне приехали зарубежные коллеги, и я их отправил в Третьяковку на Крымский Вал. Выходя из метро, они на всякий случай поинтересовались, где находится National Gallery. И добрые люди за ручку отвели их в ЦДХ. Встреча с сокровищами русского авангарда, которые остались за углом, не состоялась, зато я выслушал выдержанный в добрых традициях британского юмора рассказ об увиденных экзотических прелестях. Но мне совсем было не смешно оттого, что в самом центре столицы нашей великой страны располагается грандиозная художественная помойка.
Всякий раз, когда попадаю в это место, испытываю непереносимые эстетические страдания. И пытаюсь быстро проскочить мимо бесчисленных галереек. Там царит «художник Пупкин», от которого меня порядком подташнивает. Принимаясь за сей фельетон, специально проинспектировал состояние подзащитного объекта. Там проходил Меховой салон, и на четвертом этаже царила специфическая затхлая атмосфера, как на вещевом рынке. Этажом ниже готовился салон Антикварный. Туда я давно не хожу — количество плохого и очень плохого искусства там просто зашкаливает. На оставшихся площадях к продаже предлагали свежие картины некоего сезанниста, покрытые разноцветными пубертатными прыщами да какой-то совсем уж кривобокий соцреализм.
Но если взовут ко мне посланцы Верховного Девелопера — сколько найдется праведников в этом художественном Содоме? — то отвечу им, что отменить пролитие огненного дождя следует лишь по той причине, что там проводятся «Арт-Москва» и Non-fiction. Плюс еще очень редкие привозные или кураторские выставки. Ну еще премия Кандинского в этом году тоже проходила в ЦДХ. Но этого за весь год наберется недели на две-три.
Конечно, мне напомнят о колоссальном потоке любителей искусства, стремящихся в этот храм муз. ЖЖ-юзер humanitor в своем пылком воззвании воскликнул, что ЦДХ — «это поистине символ советской интеллигенции». И тут мне в очередной раз придется признать, что рота идет не в ногу. Потому что описанный выше казус с моими британскими друзьями, которым не удалось с первого раза увидеть сокровища русского авангарда, произошел как раз по причине активности интеллигенции на почве изобразительного искусства. Толпы страждущих ломятся в ЦДХ, а соседние залы новой Третьяковской галереи стоят пустыми. Интеллигенция не считает новую Третьяковку своим культовым местом. Можно даже сказать, что она не просто не любит, а активно ненавидит все эти «Черные квадраты» и прочие «новейшие течения». И предпочитает нечто разжиженное на развалах ЦДХ.
В этом смысле и прогрессивная наша строительница Елена Батурина тоже относится к разряду интеллигенции. Представляя на выставке недвижимости МИПИМ-2008 в Каннах восхищенной мировой общественности удивительный фрукт апельсин, она ровным счетом ничего не знала о том, что в предназначенном для чудесного преображения здании находится еще и Государственная Третьяковская галерея (попечительский совет коей, кстати, возглавляет ее супруг). И полагала, что делает «художникам» интересное предложение, от которого отказаться невозможно.
Она сильно прогадала — кажется, цитрусовый проект закис отчасти и потому, что на столь лакомом куске московской земли тихо так себе существует главный национальный музей с его огромными запасниками. А их так просто не передвинешь. Можно, но нужны огромные капиталовложения.
Однако Елена Батурина не так уж сильно и виновата в таком досадном пролете: сам музей сделал очень много для того, чтобы исчезнуть из сознания культурной публики. Экспозицию искусства ХХ века в ГТГ воспринять невозможно — слишком большая и бесформенная. Выставки скучные, зато редкие. Андрея Ерофеева, который, как бы то ни было, делал проекты весьма занимательные, с треском низвергли с поста руководителя отдела новейших течений. И стенания руководства Третьяковки о том, что мезальянс с торгашами из ЦДХ мешает процветанию народной сокровищницы, выглядят как-то необоснованно.
Тут следует сказать пару слов об архитектуре. В принципе задуманный Еленой Батуриной и блестяще исполненный Норманом Фостером «Апельсин» был бы идеей очень даже неплохой. Если бы речь шла о том, чтобы поместить туда настоящий музей современного искусства. Но он никому не нужен. Что же касается самого здания ЦДХ, то с ним что-то произошло. А может, со мною самим. В восьмидесятых я, как и большинство нормальных людей, однозначно полагал, что Сарай (так ласково именовали эту коробочку) подлежит немедленному испепелению небесным пламенем со всем его содержимым (Третьяковка тогда туда еще не въехала). Однако после всего пережитого в последние годы Сарай не то чтобы перестал быть Сараем, но приобрел в моих глазах некое благородство пропорций и конфуцианскую ясность…
Впрочем, сейчас и это уже не важно. Ситуация кардинально мутировала. Вот отличный пример: неутомимый Олег Кулик летом 2007 года делает свою большую выставку на весь ЦДХ. В этот самый момент работник Третьяковки Андрей Ерофеев попадает под запрет на профессию, ему не дают делать выставки и в конце концов изгоняют. Казалось бы, вот оно, торжество монетаризма. Частный капитал, который дал очень-очень большие деньги Кулику на его проект, гораздо более разумен, нежели тяжеловесная государственная машина, которая старается избавиться от излишне современного искусства под тем предлогом, что оно как-то там неправильно зарегистрировано в учетных книгах.
Но куда ушли эти очень большие частные деньги (а на то, чтобы оккупировать весь ЦДХ, нужны такие большие, что даже считать страшно)? (Приблизительные расценки можно узнать из интервью Василия Бычкова, но там речь идет о неделе деятельности в 2006-м «Арт-Москвы»). Наверное, Бычков, который в высшей степени благосклонно относится к современному искусству, сделал Кулику серьезные скидки. Но гендиректор компании «Экспо-парк» простой менеджер — он не является владельцем этой площадки. Доход попадает в распоряжение Международной конфедерации союзов художников. Эта довольно темная контора получила огромное наследство от Союза художников СССР. Большую часть, как говорят недоброжелатели, уже распушили. А ЦДХ исправно несет золотые яйца. Председателем конфедерации до самого недавнего времени был Валентин Сидоров (в феврале он из председателя Союза художников ушел на пожизненную должность почетного председателя, но что с его должностью в конфедерации, неясно). В свое время он руководил Союзом художников РСФСР — организацией мрачной и правоконсервативной, с сильным националистическим уклоном. Там немилосердно душили все ростки и гнобили все живое. Теперь этот скромный пейзажист никого не душит, делает выставку в Третьяковке. Причем не на этом ужасном Крымском Валу, а в Лаврушинском, поближе к настоящему искусству. На деньги, полученные, в частности, от ужасного Олега Кулика…
Итак, я призываю всех присоединиться к борьбе за спасение и сохранение острова искусств. Но только придется при этом понимать, что в результате нашей победы в этой борьбе одни (Дом художника) навеки получат индульгенцию на широкое распространение псевдохудожественного мусора, другие (Третьяковская галерея) — на сладкий летаргический сон.
К тому, собственно, дело и идет. И лозунги, с которыми выступает Комитет по защите территории искусства ситуацию только усугубляют. В манифесте говорится только о том, что нужно поставить застройщиков и архитекторов и «выделить из госбюджета деньги на срочный ремонт здания». Но и руководство ГТГ, и хозяева ЦДХ уже сдались и готовы на все, выдвигая только предложения косметического свойства. И нужно требовать всего и сразу, а не какой-то жалкой «территории искусств». Чтобы на этом месте был настоящий музей и настоящая выставочная площадка. И дело не только в том, чтобы напомнить, что «Дело чести правительства России — найти достойный способ развития национального музея, а не менять гордость нации на посулы неизвестного инвестора». Это хорошо, но мало. Но нужно требовать гораздо большего — пробудить от сна Государственную Третьяковскую галерею.
С ЦДХ все проще. Во время беседы на «Эхе Москвы» г-н Масут Фаткулин, председатель исполкома Международной конфедерации союзов художников, наивно оговорился, что эта часть здания находится в частной собственности, а у нас она, как известно, нерушима. Но это только оговорка. Г-н Фаткулин представляет общественную организацию. Ее точное название — Ассоциация общественных объединений «Международная конфедерация союзов художников» («МКСХ»). И общественность имеет право требовать от общественной организации, чтобы она служила общественным интересам, а не была простой кормушкой для людей, приватизировавших советское наследство. В конце концов, нью-йоркский Музей современного искусства (МоМА) — тоже общественная организация.
Еще по теме:
Кирил Асс. Оборона Крыма, 10.02.2009
Кирил Асс. Туман на Крымском Валу, 20.10.2008
Кирил Асс. Апельсин — это овощ, 5.09.2008
Другие материалы раздела:
Стратегии самопоказа в Baibakov Art Projects, 22.02.2009
Ревзин кается, 20.02.2009
Екатерина Дёготь, Давид Рифф. Список OPENSPACE.RU, 19.02.2009
КомментарииВсего:8
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451850
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343444
- 3. Норильск. Май 1268794
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897724
- 5. Закоротило 822189
- 6. Не может прожить без ирисок 782680
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759523
- 8. Коблы и малолетки 741053
- 9. Затворник. Но пятипалый 471668
- 10. ЖП и крепостное право 407983
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403274
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370672
valerik
Ни пяди родной земли! Когда удастся на примере данной борьбы доказать, что люди имеют право голоса, можно будет воспользоваться этим доказанным правом для внутренней реорганизации.
P.S. ЦДХ: статья г-на Ковалева проиллюстрирована тенденциозно. А слабо было поместить фото с ретроспективы Пьерика Сорена или персоналки Эрвина Вурма. А то можно подумать, что г-н Ковалев посещает преимущественно антикварный салон или меховую выставку.
Когда для Вурма расчистили 3-ий этаж, интерьеры вызывали восторг.
Почему не упомянут в положительном смысле г-н Бычков? Бычкова непременно оставить - он эффективен. Уволить Фаткулина надо, и вывести из под МКСХ это здание. А старые союзы распустить и организовать нормальные, действующие профсоюзы.
Но - потом, когда остановим рейдерский захват "территории культуры". Хотя, можно в рамках этой борьбы наконец-то потребовать оставки Фаткулина, Родионова и Лебедевой, припомнив последним также Ерофеева и Троицу.Но в рамках борьбы, а не отмежевываясь от нее.
Фаткулин и Лебедева настаивают на одновременном строительстве рядом с нынешним зданием двух других, а после переезда их уже не волнует, что будет с этим "сараем". Собственно об исчезновении здания я бы тоже не особенно переживала – мне его архитектура не кажется достойной увековечивания. Но, интересно, куда на эту территорию можно поставить два новых здания, оставив нетронутым старое, если предложенные сейчас места расположения (а они вправду выглядят обочиной на дороге) не устраивают? В свое время здания 17-18 веков на Тверской улице перевозили на рельсах вглубь дворов, чтобы освободить место новому строительству. Что, если и "сарай" куда-то передвинуть? Хотя, учитывая, что в нем такие сокровища, вряд ли это возможно. Одним словом, территория парка «Музейон» напрашивается сама собой. Наверняка именно на нее намекают и Лебедева, и Фаткулин. Мне лично этот парк тоже не жалко – по большей мере ничего достойного искусства в нем нет. Однако, людям надо где-то гулять с детьми.
В общем, скептические интонации тов. Ковалева становятся понятными – слишком много противоречий изначально намешано в этой истории. А проявлять активность все равно надо. Ковалев правильно раскрывает глаза на общественный характер МКСХ, призванной служить обществу, а не своим собственным интересам. Но пораженческое настроение статьи - мол, «все равно меня никто не послушает, да и не смогу я доискаться до такой запутанной истины, потому что же мне зря кулаками махать» - не радует. Арт-критикам и журналистам, пишущем про искусство, как передовому отряду художественной общественности не стоит «складывать в бессилии лапки». Вот если бы я могла помочь делу, то на той территории поставила бы здание ГТГ, здание музея of Modern Art, в котором бы выставлялась уже имеющаяся в «Новейших течениях» ГТГ коллекция во главе с возвращенным Ерофеевым. А ЦДХ вообще бы упразднила с этой территории, или пусть и ему будет отдельное здание: все же имеющимся в нем галереям надо где-то жить.
Здание ЦДХ еще до олимпиады в Москве себя изжило и было признано не пригодным! Дело не в том снесут или не снесут. Дело в отношении к творческой интеллигенции, поэтам, художникам, певцам. Да здание говно - дайте лучше! Вы посмотрите в каких зданиях сидят чиновник, какие у них особняки...в особняке чиновника среднего пошиба 500 метров международную выставку художников можно делать !А залчики областные и государственные или нет, или "Конюшня".Сейчас все частное, услуги, нефть, квартира, участок. Государство плюнуло давно на творчество и искусство. Лучшее искусство для чиновника - это искусство своровать! Недвижимость - деньги ! Только в России так относятся к искусству , творческим людям. Сегодня художник с пустой графой в трудовой - тунеядец! Вы хотите быть голодным художником? Кризис для художников наступил много лет назад! Для художника не существует границ и национальностей, художник не подвластен времени! Чиновник творческая сука! А когда художники не однократно писали с просьбой помочь в правительство и Министерства , негде выставляться, не строятся новые площадки, художники стали не нужны на производстве - мальчик с компом теперь выпускает "Боевой листок" фабрики. Сколько закрыто хороших выставочных залов по всей России, закрыты мастерские художников, скульпторов. Творческие коллективы оказались на улице и без денег!Недвижимость - чиновники - вы гады! Вы продаи культуру России за бабки, вы свою мать продали и своих детей!Кроме отказов я уже много лет ничего не вижу! Знайте вся страна - Федерации профессиональны худонико отказали в помощи и предоставлении помещения (кому письменно обращался ) - Путин, Медведев,Соколов, Лужков, Громов,Ратникова, Голубев и другие чиновники. По закону о культуре РФ - творческая организация имеет приоретет перед любой партией ! Знайте все партии Росси - в сидите в том помещение , которое преднозначалось Федерации профессиональных художников!
Ради какого будущего?Сходите на нормальную выставку! На вкус и цвет , товарища нет!Я так же против выставок Игрушек, недвижимости , меха и т.д.кторые идут в ДОМЕ ХУДОЖНИКА (пусть откроют себе дом Игрушки, меха...)Но видимо именно эти выставки дают ЦДХ расплачиваться за коммунальные услуги и компенсировать реальные выставки, а они есть! Вы сходили на одну- получите пирожок! То что сегодня никто не знает народных художников России, заслуженных деятелей искусства (Юдашкин нар.худ - исключение, Зайцев тоже - их знают и хорошо, но они ..)Вопрос глубже. Что будет, когда не останется площадки для выставок художника, уже негде реализовывать свой труд художнику. Подумайте - художники исчезнут! Будет и уже есть мазня. Россия славилась своей Акадимической живописью во всем мире! Рейтинг России не на нефти создан, а во многом на искусстве! Балет, художники и музыканты, артисты, певцы...
Я позволю себе опустить Россию на 30 пунктов в низ в Международном рейтинге государств. У нас не только одна из самых коррупционных страна у нас еще не культурные чиновники и ИСКУССТВЕННЫЙ КРИЗИС - или КРИЗИС ИСКУССТВА !
Уничтожив культуру России , мы уничтожим непобедимый народ России!
Значит так - в России угнетают творческую интеллигенцию (факты есть ) 8%
В России разрушают и продают памятники истории ( факты есть)10%
В России не поддерживают творчество, искусство и культуру (факты есть)12%
В России чиновники не соблюдают Конституцию и Закон о культуре РФ (факты есть)4%
В России крадут деньги культуры! 6%
Итого на 30 % Россия еще упадет в рей тенге со своею хваленой нефтью и месторождениями, балаболками в правительстве и недостроенными объектами (кому нужны были эти строительства ). Сколько лет можно это терпеть ! Я тебя Медведев спрашиваю - нам , творцам России жрать не чего, нам работать негде, нам свою работу выставить негде , что бы вы "Шариковы" могли это видить! Почему не посадили бывшего Министра культуры Соколова , а только уволили . Да за такой развал культуры , за воровство...надо руку отрубать по самые яйца! почему за правление Путина стало такое возможно - Путин враг культуры??? Я уже не знаю - мочит своих , да еще художников! Авдеев- министр культуры - ваши ответы под копирку - вы дипломат , так идите депломатте дальше или начинайте работать! Я - живая творческая организация , которая не нужна Правительству России! Тогда зачем нам нужно Министерство культуры и такое без культурное правительство? Ребята костюмы ваши от бескультурья не спасут! Короли то - ГОЛЫЕ!
Вот тут можно посмотреть документально ЦДХ и Третьякоскую (делал как мог - жрать охота, скоро сайт умрет, платить не чем!)
АртРоссия http://forum.artrossia.ru/