ДИАНА МАЧУЛИНА зашла на выставку номинантов премии Кандинского через две недели после открытия — и застала рожки да ножки
Как написал Давид Рифф , специалистам на выставке номинантов премии Кандинского в первую очередь бросаются в глаза красные ковровые дорожки и светильники, взятые напрокат у антикварного салона. Я как участник выставки должна сказать, что по крайней мере относительно света организаторы хотели дать художникам лучшее. Жорж Пузенков демонстрировал друзьям на монтаже магическую силу этих ламп — он поднес валявшийся на полу веник к живописи Галины Хайлу, и, честное слово, веник выглядел не хуже картины. Может быть, это и не самый правильный ход для конкурса — делать так, чтобы работы смотрелись лучше, чем они есть. Однако и это показатель: авторы, которые считали, что с точечным светом «круто», с ним и остались, а вот я и многие другие попросили другой свет — рассеянный, теплый или холодный. И организаторы сделали, как хотели авторы.Что касается красных дорожек, то да, специалистов раздражает эта тряпочка. Марат Гельман пишет в своем интернет-дневнике: «Идиотское впечатление производит. Будто это не выставка, а подступы к некоему трону или политбюро ЦК». Это у него как у политтехнолога профессиональное отторжение — его слишком часто по работе вызывают на ковер, к трону (хотя с политбюро он, кажется, не сотрудничал). Может быть, Марат не заметил, что среди экспонатов есть как раз и трон, и политбюро.
Зато зрителям коврики нравятся. Собственно, этот гротескный ход для большинства пришедших на выставку и есть хоть какое-то оправдание увиденного — если подход к непонятному предмету оформлен как вручение награды MTV или «Оскара», значит, эта странная штука имеет какую-то ценность.
И зрители находят эту ценность: она в них самих. Красная дорожка здесь расстелена не для шедевров и не для художников: она ведет победителя-посетителя к новой порции развлечений. Это он здесь звезда, ему вручают работу художника — пользуйся на свое усмотрение! Вот эти триумфаторы мне более всего интересны.
Кажется, что те, кто пытается сейчас расширить круг зрителей современного искусства, действуют чересчур эффективно. Это вообще опасно. Я сама однажды в анонсе выставки слишком честно передала идею авторов: художники борются с копирайтом и собираются распространять свои произведения, музыкальные и визуальные, бесплатно. В результате почти все экспонаты выставки были вынесены посетителями вместе с техникой, на которой они демонстрировались.
... так что пришлось отгородить ее красными лентами. Но больше подошел бы прочный металлический оклад, как у иконы
Народная любовь к интерактиву вкупе с масштабной рекламой выставки премии Кандинского действует убойно. В кассы ЦДХ выстраивается очередь. Неудивительно — огромный баннер с названием выставки номинантов на премию Кандинского во весь фасад ЦДХ должен быть виден даже из космоса и, уж точно, привлекает внимание тех, кто катается на колесе обозрения напротив, в Парке культуры. Они плавно перетекают с американских горок в выставочные залы. Там не так интересно, как в парке, но тоже есть где порезвиться.
«Пирамида» Сергея Кострикова была сделана на тему «устойчивости и распада». По части распада зрители сильно помогли
Еще одна работа, пользующаяся неизменным успехом у посетителей, «Пирамида» Сергея Кострикова. Я видела, как он делает эту инсталляцию, но даже не могу себе представить, как он создавал ее фрагменты. В углу зала до потолка — гора картонных упаковок с яйцами. Шероховатые поверхности картонных пирамидок упаковки, кальциевая пористость скорлупы, внутри она гладкая. Всё как в магазине, только больше и по размеру, и по смыслу. Мало того, что эти яйца крупнее страусиных, точно какой-то редкий вид (из такого уж точно родится не курица). Важно, что они сделаны художником с бережным, невероятно точным, в масштабе воспроизведением фактуры. Костриков складывал яйца наверх пирамиды специально сделанными щипцами с длинными ручками и обложенными мягкой тканью прихватами, одно за другим.
Судя по тексту в каталоге, автор предполагал в работе «антиномию устойчивости и распада». Но наверняка не предполагал степени распада: он наступил, когда курицы, посетившие выставку, позволили своим цыпляткам колотить яйца оптом. Это же все равно видимость. Выживание видов: куриц же больше, чем того редкого вида, который произвел эти яйца. Возможно, яйца, снесенные редким видом «художник», в конце концов останутся только в виде фото в «Красной книге», каталоге выставки. Зато посетители рады.
В ЖЖ юзерша Motb1ltek комментирует свое фото с яйцом в руках, взятым из инсталляции Кострикова: «Гипсовые яйца, которые с радостью молотили детки».
Вообще, синдром фотографирования на фоне работы художника особенно проявляет эту фигуру триумфатора-зрителя. Как и немного «мудрёная такая» (по словам корреспондента канала Russia today) идея моей работы — показать выборы гражданами представителей власти, по определению интерактивный процесс, как неинтерактивный по факту. Силуэт Кремля, сложенный из ластиков красного цвета, подиум с прорезями, как в урне для голосования, и бюллетени для голосования с карандашами для заполнения — тут же. Детишки тут как тут: они воспринимают все это как детскую комнату, рисуют карандашиками на бумажке, толкая своими трогательными ботиночками огороженный от них подиум. Скульптура, простоявшая на выставках за рубежом два месяца в целости и сохранности, не смогла устоять перед детской непосредственностью. Сначала ее разрушили во время монтажа: первый раз опрокинули, но так как я ее установила обратно слишком быстро, днем перед открытием успели еще разодрать пополам. Установленная вновь, уже с трещинами, она теперь время от времени падает на выставке в результате усилий интерактивщиков.
Дети рисуют, взрослые — уверенно голосуют. На моих бюллетенях вместо ФИО кандидатов стоят три серые полосочки — полная неясность избираемых лиц. Ластики и карандаши почему-то не наводят голосующих на подозрение, что голосование будет бессмысленным. Карандаш для голосования — из реальной истории: пациент киевской психбольницы (а Украина и Чехия — две страны в мире, где люди, с ума сошедшие, могут голосовать наравне с людьми, к уму не пришедшими) в интервью заметил, что его участие в выборах имеет смысл — в первый раз ему дали карандаш, а сейчас ручку. Он заботится о том, будет ли учтено его мнение, не сотрут ли его галочку в бюллетене потом, чтобы переставить куда надо.
Посетители выставки не вдумывались в разницу голосования карандашом и вырезания ножиком своего имени на лавочке. Чай, не психи украинские — русские герои. Извели на голосование восемь пачек бюллетеней охотно. Я посмотрела. Есть четкие политические позиции: рисунок «точка-точка-огуречик-вот-и-вышел-человечек» с флагом в руках и футбольным мячом с надписью «Зенит» плюс фамилия Путина. А вот некто заполнил все блоки фамилиями кандидатов, чтобы снять неопределенность выбора: «Медведев, Путин, Медведев, Путин…» Но в основном бланки заполнялись так: «Ирка», «Здесь была Лена, президент моделей всея Руси», «Здесь был Вася». Хоть на выставке надо внести свое имя в историю, если в жизни в истории не участвуешь.
По результатам выборов, да и выставки в целом Ирка, Ленка и Вася — победители.
Выставка номинантов премии Кандинского открыта в Центральном Доме художника до 20 ноября
Еще по теме:
Давид Рифф. Премия Кандинского: очень длинный лонг-лист
Диана Мачулина. Странная жизнь финских художников
Ссылки
КомментарииВсего:6
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452052
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343538
- 3. Норильск. Май 1269334
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897848
- 5. Закоротило 822374
- 6. Не может прожить без ирисок 783740
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760622
- 8. Коблы и малолетки 741605
- 9. Затворник. Но пятипалый 472596
- 10. ЖП и крепостное право 408150
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403875
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371140
что ж, устраивайте побольше выставок с заведомо интерактивным концептом, очень художественный надо сказать материал - человечьи инстинкты - и народ будет хавать и организаторам не в убыток. и вообще россия есть россия, как ни стараются организаторы с кураторами, как ни подсвечивают с разных сторон свои модные штуковины, сколько ни терпятся о контепрари арт новоиспеченные галеристы, всё равно придёт Вася на выставку навеселе, ёбнет там какую-нибудь очень современную поделку.. и, чёрт возьми, ведь это и будет самое честное искусство!
http://www.krobathwimmer.at/artists/Fritz_Panzer/work/9
или
http://thomasraschke.de/wireframes/sitzen.html
На что спорим, Фрица легко сломать, а Рашку – не получится. И поэтому он круче. А живопись – говно техника, вот пример тому – обе работы Керима Рагимова на выставке Кандинского повисели и порвались насквозь. И рукописи горят. Надо делать прочное искусство, пусть будет больше чугуна и стали на душу населения в стране.
во-вторых : нужно хоть как-то пытаться приучать людей к Культуре и Красоте
конечно , все и сразу не может быть . на то , чтобы приучить людей не плевать жвачки на улице и не выбрасывать окурки на асфальт , тоже потребуется ДАЖЕ и не один год.
на мой взгляд, кажется абсолютной болтологией , когда кто-то просто говорит о том какие люди тупые,и т.д.
и очень радует ,то , что на улицах стали развешивать баннеры с картинами классиков.- это уже воспитание культуры в человеке.
и выставки нужно устраивать, и ,чтобы люди на них ходили .
......посмотрим что будет дальше...