Оцените материал

Просмотров: 14974

Немного современного искусства в ожидании Гергиева

Хервиг Хёллер · 05/11/2008
Стелла Кей, о которой в Москве теперь известно очень немного, открыла в Вене выставку богатой коллекции своего фонда. ХЕРВИГ ХЁЛЛЕР был на вернисаже

©  Хервиг Хёллер

 Директор музея Вильфрид Зайпель (в центре) отлично смотрелся на фоне Маркса и Энгельса работы Комара и Меламида. Слева госпожа Кей, справа российский посол господин Оссадчий

Директор музея Вильфрид Зайпель (в центре) отлично смотрелся на фоне Маркса и Энгельса работы Комара и Меламида. Слева госпожа Кей, справа российский посол господин Оссадчий

Что-то не то. Или даже — многое не то. Когда 27 октября вечером в венском Художественно-историческом музее открылась выставка коллекции московского фонда «Стелла Арт», именно такое доминирующее ощущение было у критического наблюдателя. И речь тут, скорее всего, не о самой выставке «Этот смутный объект искусства», но о странноватых контекстах — австрийских, российских, экономических и политических.

Начнем с австрийцев, которые в тот вечер пришли в музей. Аккуратно одетые венские бюргеры — однако в первую очередь не те, которые обычно бывают на подобных мероприятиях. Отсутствовали первые и известные лица венского изобразительного искусства, не было директоров соответствующих ведущих учреждений, художественной молодежи; было мало галеристов. Короче, по венским меркам — не самые благополучные условия для полноценного восприятия современного искусства.

Но откуда у этих «не тех» бюргеров неожиданный интерес к современному искусству из России? Да ниоткуда! По всей видимости, им интереснее было в тот вечер обещанное после открытия самой выставки выступление «маэстро» Валерия Гергиева. Современное искусство для них исполняло некую декоративную функцию.

Плюс сам этот музей не является плацдармом современного. Наоборот, учреждение известно прежде всего рейтинговыми выставками древнего и классического искусства. Директор Вильфрид Зайпель, один из китов музейного дела Австрии, считает, естественно, по-другому. Якобы, по словам Зайпеля, у многих венских учреждений был большой интерес в этой же выставке. «Но мне понятна позиция фонда «Стелла Арт» — он для презентации своих сокровищ выбрал Художественно-исторический музей, важнейший музей Австрии», — сказал он на открытии.

На фоне Маркса и Энгельса на картине Комара и Меламида выступление известного консерватора Зайпеля выглядело очень живописно. И вполне концептуально в этом соцартовском контексте получилось и то, как восприняли директора московские критики, для которых он в чем-то оказался похож на Леонида Ильича. Показательно было и поведение публики. Венские бюргеры и заметный в количественном плане десант из Москвы так шумели, что даже вблизи не было слышно голосов авторитетного музейщика и его переводчика — венцы все-таки были в ожидании концертика Гергиева. Еще хуже была ситуация для российского посла Станислава Оссадчего — особенно когда он с нулевой эмоциональностью читал приветственное послание московского мэра Лужкова и министра культуры Авдеева. В целом это тоже было в концептуальном духе времен Брежнева.

©  Хервиг Хёллер

 Роберт Мэй, спикер группы компаний Меркурий, горячо заверял публику, что суть проекта - в социальной ответственности компании

Роберт Мэй, спикер группы компаний Меркурий, горячо заверял публику, что суть проекта - в социальной ответственности компании

Для самой Стеллы Кей, основательницы своего фонда, шумовые метеоусловия стали лучше. До ее выступления рассерженный Зайпель вернулся к микрофону, требовал «больше дисциплины» и приказал быть вежливыми. Это как-то подействовало, слова госпожи Кей были слышны, как и чуть позже короткая речь американца Роберта Мэя, спикера группы компаний «Меркурий», которая принадлежит среди прочих Игорю Кесаеву, мужу госпожи Кей. Мэй, кстати, и попытался объяснить смысл финансирования компанией подобного мероприятия: «Это в рамках нашего принципа социальной ответственности (social responsibility)». CSR (Corporate Social Responsibility) у западных менеджеров является одной из любимых аббревиатур, но так ли обстоит дело, что она и в российском бизнесе превыше всего? Значит, эта выставка — результат этических стандартов крупной компании? Или все-таки «говорим одно, подразумеваем другое»?

Вопросы насчет истоков и смысла данного мероприятия на самом-то деле и были главной интригой вечера. Почему такая выставка, и почему такая дорогая, и в таком не очень адекватном месте? Стоимость проекта, по крайней мере по австрийским масштабам, колоссальная. Австрийский источник, пожелавший остаться анонимным, заговорил о сумме, которая «намного больше чем 500 000 евро». Для капитализации собрания? У многих наблюдателей, однако, возникли большие сомнения, реальна ли в теперешних сверхкризисных условиях капитализация собрания Стеллы на такую сумму. По крайней мере, австрийские галеристы не были в восторге от общего качества работ.

Известно, что австрийский партнер фонда, аукционный дом «Доротеум», в поисках российских клиентов устроил в Москве предварительный показ произведений перед ноябрьским аукционом в Вене. Результаты этих попыток непонятны, как, естественно, и вопрос, сохраняется ли на прежнем уровне интерес московских богачей к искусству. Очевидно, что у австрийского аукционного дома такая надежда была.

©  Хервиг Хёллер

 Венская публика наконец дождалась чего хотела: маэстро Гергиева

Венская публика наконец дождалась чего хотела: маэстро Гергиева

Определенный медийный ажиотаж перед открытием возник вокруг господина Кесаева, мужа Стеллы Кей. Многие австрийцы, безусловно, очень хотели глянуть на живого олигарха. В случае господина Кесаева он оказался тихим человеком, который на открытии публично ничего не сказал. И, может быть, пресловутому олигархическому классу вообще пришла пора скромничать — об этом австрийцы прочитали накануне выставки. В последнее воскресенье ведущая «желтая» газета Австрии Kronenzeitung в громкой статье объявила, что настал конец олигархам и премьер Путин хочет теперь их видеть бедными пташками.

©  Stella Art Foundation. Москва

 Бюст работы Бориса Орлова был сделан в 1975 году, но приобрел неожиданную актуальность

Бюст работы Бориса Орлова был сделан в 1975 году, но приобрел неожиданную актуальность

Венские жители на этот возможный конец российского олигархического мира особого внимания не обратили. В местных традициях, чтобы танцы и классическая музыка стояли на первом месте — если надо, даже в условиях конца света. Так тут всегда и было. И гости открытия пошли на выступление дирижера Валерия Гергиева с маленьким духовным ансамблем. Выбор музыки при этом был не очень оригинален: «Картинки с выставки» Мусоргского. Это, может быть, самое банальное произведение русской музыки для среднего австрийца, которого им мучат в обязательной школьной программе. Хотя во время исполнения музыки их лица были не очень веселы, все же мне показалось, что Игорь Кесаев и Стелла Кей были довольны выступлением Гергиева.

Однако сразу после концерта они вместе с директором Зайпелем исчезли в неведомо какую ВИП-зону. Даже не сказали «до свидания». Жаль, было бы так интересно спросить у Гергиева и Кесаева насчет главных политических интриг этого года. Оба — уроженцы Осетии, имели и имеют, по всей видимости, интересы в регионе. Но про большую политику не было ни одного публичного слова. Хоть злобные критики в течение фуршета и говорили о том, что выбор главного образа выставки («Имперский бюст (моряк)» Бориса Орлова, 1975) обусловлен некоторым его сходством с Владимиром Путиным. Он на нас смотрит? Даже в Вене?

Выставка «Этот смутный объект искусства» представляет русское искусство 1975—2007 годов из коллекции фонда Stella Art, посвящена пятилетию фонда и открыта в венском Художественно-историческом музее до 16 ноября. Куратор — Владимир Левашов. Затем выставка будет показана в Венеции и Москве

Игорь Кесаев, Стелла Кей


Для корректного отображения содержимого этого блока, а также просмотра галерей фото и видео, которые представлены на нашем сайте, пожалуйста, обновите ваш Flash player до текущей версии.

Вы можете сделать это на сайте компании Adobe: http://www.adobe.com/ru/


Игорь Кесаев, Стелла Кей, Валерий Гергиев


Для корректного отображения содержимого этого блока, а также просмотра галерей фото и видео, которые представлены на нашем сайте, пожалуйста, обновите ваш Flash player до текущей версии.

Вы можете сделать это на сайте компании Adobe: http://www.adobe.com/ru/


Станислав Оссадчий


Для корректного отображения содержимого этого блока, а также просмотра галерей фото и видео, которые представлены на нашем сайте, пожалуйста, обновите ваш Flash player до текущей версии.

Вы можете сделать это на сайте компании Adobe: http://www.adobe.com/ru/

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:8

  • Diaconov· 2008-11-05 14:49:10
    Спасибо за прекрасную статью!

    Но не менее интересно, мне кажется, поразмыслить над фактом появления такого материала на экспертном ресурсе. Ни слова о выставке и качестве работ - только ссылка на неких "австрийских галеристов", людей без имен и должностей. Давайте мы подумаем о том, можно ли капитализировать коллекцию Стеллы, после того, как узнаем, что же все-таки у нее там есть.
  • degot· 2008-11-06 00:27:54
    А это мы специально. Для контраста с высоко- (или узко-) эстетическими мнениями российских критиков, которые художественную политику (да и вообще политику), как правило, игнорируют.
  • antosha· 2008-11-06 14:23:44
    абрамович с уайнхаус, да еще при синагоге, кому-то, конечно, покажутся круче, чем кесаев с гергиевым в венском дворце, но политическая, экономическая и имиджевая составляющие - те же.
    а вся эта вакханалия вокруг новоделов кабакова в москве - та еще разводка, просто с большим бюджетом и цинизмом, чем у Стеллы
  • Diaconov· 2008-11-06 14:38:31
    degot: Ну, в качестве контраста годится. Правда, количество вопросительных знаков в статье заставляет думать самому о "художественной политике", а это, знаете, трудно, тем более, если сам там не был. И если уж о ней писать, то, наверное, можно накопать что-нибудь о наличии/отсутствии у г-на Кесаева бизнес-интересов в столице Австрии. Ne c'est pas?
  • hgh· 2008-11-06 15:30:45
    diaconov: что там есть? «неформальное» из 70-х и 80-х (этот же орлов, маркс и энгельса комара/меламида), косолапов и соков поздних 80-х, ...), но явный перевес в сторону 90-х, 2000-х гг.(звездочетов, одна не очень работа кабаковых, о. чернышева, несколько работ гутова и металлических скульптур осмоловского). все в относительно маленьком зале. без каких-либо канонических работ-икон тех периодов. может быть оттуда и оценка двух влиятельных венских галериста, которые были там и высказались на условиях анонимности - у них интересы в россии. однако, в данной кризисной ситуации сущность самой коллекции для капитализации ни очень при чем - «неформальноенамного больше чем 500.000» просто не реально. особенно для работ, которые не в центре всего процесса. рембраднт, пикассо или может быть малевич (хотя и тут сомнения, несмотря на недавний сотбис и нью-йорк - что тоже сомнительно)другая история.

    интересы к. в вене? ничего не известно, но вряд ли что-то большое. в вене олигархи лишь отдыхают... гораздо важнее общие (и бизнес) интересы к. и «маэстро»...
  • Diaconov· 2008-11-06 16:39:52
    hgh: Понимаете, в чем дело. В Москве о Стелле слышно, может быть, и немного (когда-то она была мегазвездой, но теперь Даша ее затмила). Но о венской художественной жизни, уверяю, еще меньше (близко к нулю). Поэтому "было мало галеристов" и "было два влиятельных, но анонимных" - большая разница. Тем более, если у них интересы в России.

    Недавно в Вене было еще одно russisch-событие - видеоарт в аэропорту. Было бы здорово сравнить, хоть по бюджету там сравнивать нечего. Были ли там "известные лица венского изобразительного искусства"?

    А у "маэстро", мне кажется, в международном музыкальном мире все на мази: в Вене он выполнял роль Мадонны на корпоративе Газпрома (или где она там выступала).
  • hgh· 2008-11-06 17:02:52
    diaconov: меня не было на этом событии, в тот день был (как журналист) на панихиде некого йорга хайдера. бюджет на аэропорту был - что слышал – по порядкам ниже. и сущность мероприятия другая. все поняли что это культурная декорация для бизнес-интересов российской авиакомпании S7, которая немножко хочет купить австрийские авиалинии. российскую кампанию в австрии не знают, и имидж россии то не очень. поэтому они устроили разные пиар-акции. крупная реклама во всех газетах, но и акция с современным искусством на аэропорту. в истории со стеллой ситуация иначе – никто тут не объявил о прямом смысле акции. оттуда и суть моего изложения.
  • Diaconov· 2008-11-07 11:02:26
    hgh: О-о-о-о, панихида Хайдера! О-о-о! Как сказал бы Штокхаузен, мир его праху, панихида Хайдера - эстетически более полноценное событие, нежели любая выставка.
Все новости ›