Итак, мы нуждались в угрозе насилия – чтобы ему противостоять.

Оцените материал

Просмотров: 22820

Уроки «Оккупая» и ностальгия по искусству

Глеб Напреенко, Александра Новоженова · 28/06/2012
Уклончивость искусства и даже его автономия кажутся теперь более мудрыми; но одновременно они стали еще более неудовлетворительными

©  Антон Новодережкин / ИТАР-ТАСС

Уроки «Оккупая» и ностальгия по искусству
 

Кавказские фрукты

В витрине маленькой фруктовой лавки на Лесной улице — лимоны, апельсины, груши. Внутри подозрительно пусто, дверь заперта. Когда внимательно всматриваешься сквозь пыльное стекло, вдруг обнаруживаешь, что фрукты — пластиковые муляжи.

Мы с товарищами из агитационной группы движения «Оккупай Москва» проходим через арку и входим в помещения лавки через заднюю дверь, покупаем билеты на экскурсию. Лавка пуста и фрукты ненастоящие, поскольку это — музей. Но не музей фруктов. Магазин — только прикрытие: в боковой стене водоотводного колодца в подвале лавки располагалась в 1905—1906 годах подпольная типография Российской социал-демократической партии большевиков. Все происходившее в лавке имело двойной смысл: служанка, сторож, хозяин были подпольщиками, игравшими роли служанки, сторожа и хозяина. Когда служанка Маша с грохотом гладила рубелем белье, вибрации отдавались в подвал, и это служило печатникам знаком, что наверху проходит обыск.

Любой музей — немного обманка: он начинен предметами, которые призваны не быть самими собой, а что-то представлять, о чем-то рассказывать. Но именно этот музей сам посвящен обманке. У него в буквальном смысле двойное дно.

Агитационная группа «Оккупая» с мая печатала листовки для распространения среди населения. Главной интенцией этих листовок было желание политически пробудить всех вокруг, всеми доступными способами распространить политическое возбуждение.

Идея отправиться в музей возникла у кого-то из членов группы и вызвала у остальных большое воодушевление: родилось отчетливое желание укоренить наш агитационный порыв в истории — это казалось естественным и необходимым шагом. В «Оккупае» и в агитационной группе участвуют люди самых разных профессий: среди агитаторов есть брокер, киновед, учитель, юрист и люди без определенных занятий. Но этот текст мы пишем именно как историки и критики искусства, столкнувшиеся с опытом «Оккупая» и агитации и задающиеся вопросом, что это было и как это должно изменить наши отношения с искусством, с историей, с критикой.


Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:13

  • Aleks Tarn· 2012-06-28 13:39:47
    >>>>>...нельзя до конца устранить отчуждение: оно заложено в самом акте говорения, в языке. <<<<<

    Отчего же нельзя? Просто замолчите - и цель достигнута. А то смешно получается: с одной стороны, вы делаете всё для уничтожения всякого и всяческого языка, с другой - печатаете листовки на сложившемся письменном языке, митингуете на сложившемся устном языке, действуете сложившимся языком действия оккупантов. Это никакое не "диалектическое противоречие", г-н Напреенко, - это элементарная непоследовательность. Будьте уже последовательными, господа товарищи, - заткнитесь.
    Правда, и тут - экая незадача! - останется возможность языка глухонемых. Получается, что единственный, до конца честный выход - исчезнуть вовсе (только делайте это очень незаметно, тихо, потому что громкое самоубийство - это тоже языковое высказывание).
  • ал новоженова· 2012-06-28 14:05:37
    у текста два автора, алекс тарн. вы чего, сексист?
  • Arseniy Zhilyaev· 2012-06-28 14:08:22
    Отличный текст. Спасибо!
  • Ilya Budraitskis· 2012-06-28 14:14:25
    лайк!
  • Aleks Tarn· 2012-06-28 14:20:02
    Извините, Александра, виноват.
    "Сексист" это типа "шовинист"? Нет, я не шовинист (хотя, каюсь - женщины симпатичны мне намного больше мужчин). К сожалению, нет возможности отредактировать комментарий, так что придется ограничиться объявлением:

    прошу выше вместо "г-н Напреенко" читать "гг. Новоженова и Напреенко".
  • ал новоженова· 2012-06-28 14:21:04
    спасибо за понимание, дорогой алекс тарн!
  • Aleks Tarn· 2012-06-28 14:29:44
    Всегда рад Вас понять, любезнейшая Александра Новоженова.
  • Alexey Nazarov· 2012-06-28 15:41:32
    спасибо. но хотелось бы узнать:
    1)если цель не может быть исключительно приманкой, а автоматически наделена суждением и приманивает к нему, можно ли мыслить субъективными категориями важности?
    2)почему требовать больше - неправильно,неуместно сейчас?
    3)если вы принимаете установленные критерии причастности к искусству,и автоматически становитесь заложником заглавной буквы, то как вы можете использовать такую градацию(И и и) для частей, составляющих термин искусство в вашем мировоззрении?
    4)не кажется ли вам, что роль искусства как инструмента сводит его к сугубо практической роли оформления любого движения, которое не может быть искусством же отрефлексировано? как,будучи инструментом, молоток может задуматься о необходимости удара?
  • Alexandr Butskikh· 2012-06-28 18:33:25
    Прекрасная статья. Отличный текст, аргументы, ссылки.
    Жак Лакан, как без него? "Вы ищете себе Господина. Вы его найдете" примерно так сказал Лакан революционным студентам.
    "Любой музей - немного обманка...". А что не обманка в нашей жизни?
    Но какие ассоциации сразу возникают.
    Фрукты с Кавказа. Служанка Мария (на самом деле, госпожа, конечно).
    И революционеры, обманные праведники (кто, как не бесы).
    И молодые люди, стремящиеся прикоснуться к своему прошлому, запечатлеть, унести его с собой. Унести обманку. И продолжить обманывать.
    Кого?
    Ну, а если продолжить тему, то можно и вспомнить пламенных революционеров в трудах праведных. Пытки, уничтожение врагов. ЧК, ОГПУ, другие большие буквы...
    Вспоминать, так вспоминать...
  • Pavel Bulgakov· 2012-06-28 19:08:52
    Спасибо за статью!
  • MAREMAN· 2012-06-29 15:07:16
    Милые маленькие критики - что вы всё лезете? Что вам неймётся? Теперь вы уже инструмент ( а художники быки-производители - тогда "инструмент" - это что?) . Вы уже почти разрушили в ошалевшей от "всёможно" стране искусство. Теперь вам пришла охота называться "инструментом" - без которого художнику - хана. Впрочем - некоторые уже научились обходиться и без художников - называя так себя любимых.
    Милые - искусство не листовки - это кожа сорванная с живого человека. И без дактилоскопии дальше двигаться невозможно. А то что вокруг вас такого искусства уже нет - так скажите спасибо вашим учителям - тем, которые в 90е организовывали художественные банды - бомбить богатеньких - напалма не жалели.
    Вы тоже хотите в банды? Торопитесь - недолго осталось.
  • GC· 2012-06-30 12:23:43
    Очень хороший текст. Спасибо, достойно дискуссии! А критика тут неуместна на мой взгляд!
  • Владимир Тактоевский
    Комментарий от заблокированного пользователя
Все новости ›