Просмотров: 69541
Можно ли делать обычные выставки после опыта «Оккупай»?
В ответ на заказ читателей – ОКСАНА САРКИСЯН о том, что такое искусство сегодня и какова его социальная роль
Художественная жизнь разворачивается сегодня между выставкой и ассамблеей, пространством репрезентации и прямым политическим действием. Арт-активизм и политическое искусство стали частью протестного движения, слившись с революционным творчеством масс. Для искусства, ориентированного на авангардные традиции, новые стратегии самоуправленияЧитать!
Не только потому, что протестное движение обладает большей мерой публичности, чем выставочные практики. Гражданский протест, который стал с недавних пор повседневностью нашей общественной жизни, создает альтернативные формы социальной и политической коммуникации. Эти новые формы и соответствующая перекодировка сложившихся культурных кодов делают митинги, демонстрации и ленту Фейсбука наиболее актуальным художественным пространством.
Тем не менее выставки все же проходят, механизмы арт-индустрии работают и художники-активисты вовсе не собираются уничтожать арт-институции, как то было во время первой волны авангарда, когда Маринетти, Малевич и многие другие требовали сжечь все музеи и манифестировали полное слияние жизни и искусства. Ничего подобного мы сейчас не видим: художники-активисты, наоборот, стремятся к профессиональной карьере и последовательно ее выстраивают, участвуя в разного рода статусных выставках, часто закрывая глаза на возникающие при этом морально-политические противоречия, несоответствие активистского содержания искусства институциональной форме выставки. Противоречия эти, конечно же, обсуждаются, разрабатываются стратегии захвата арт-институций, площадок высказывания и бюджетов. В качестве обоснования выступает идея невозможности художественной автономии и политической независимости искусства. Но вот сам механизм выставки остается незыблемым оплотом искусства. Есть вещи, относительно которых меньше всего задаешься дурацким вопросом «зачем?». Они существуют априори, и это, например, выставка. Попытаемся же пристальнее приглядеться к телепортации искусства c выставки на ассамблею и обратно. Почему активистское искусство возвращается с «Оккупай» в выставочные залы?
Разумеется, не все выставки разом изменились, но актуализируются выставка и выставочные стратегии особого рода. Появляется все больше выставок, которые не производят предмета искусства, не производят зрителя и даже не производят художника. В выставке такого типа полностью или частично отсутствуют все три традиционных продукта выставочной деятельности. Без предмета искусства зритель невозможен, но и для художника, по моим полевым наблюдениям, выставка сегодня — все. Именно CV художника, то есть участие в выставках, является документальным подтверждением его статуса. Предмета искусства, как правило, он уже не производит, а репрезентирует в выставочных залах следы и свидетельства процессов, выходящих далеко за рамки традиционно понимаемого художественного творчества.
Нет, к примеру, предмета искусства на выставке Хаима Сокола, недавно представившего в выставочном зале ПRОЕКТ_FАБRИКА документацию своего взаимодействия с рабочими-мигрантами, среди прочего — лопаты и обувь, обменянные у рабочих художником на новые. Зачем художник сохраняет старые ботинки и лопаты, а не ограничивается документацией процесса взаимодействия? Является ли желание собрать кучу старых ботинок частью исторической травмы, связанной с Холокостом? Или это проявление того незыблемого правила, что художник должен производить предмет, так называемый качественный продукт искусства (на производстве которого еще недавно, в нулевые, настаивало все наше арт-сообщество)? Но куча ботинок не является авторизованным реди-мейдом, на ней нет подписи автора.
Нельзя назвать произведением искусства в традиционном понимании этого слова и те далекие от прямых активистских практик артефакты, которые выставляла в Открытой галерее группа «МишМаш». Частично сняв с себя функции художников, вдохновленные теорией ситуационистских исследований городского пространства, «МишМаш» пишут абстрактные полотна на основе фотографий, которые сделал во время прогулок по Москве один их знакомый, итальянский архитектор. Развесить картины в выставочном пространстве они предлагают рабочему галереи, иммигранту из Белоруссии, который сам определяет, где верх, а где низ абстрактного полотна. На вернисаже «МишМаш» берут на себя обязанности официантов, разнося подносы с шампанским, а место художников занимают архитектор и рабочий, которые ведут диалог на итальянском и белорусском языках. В этом сложноорганизованном процессе производится некоторая абстрактная картина, не имеющая автора, но имитирующая продукт искусства. Она заменяет собой произведение и успокаивает галериста, получающего некоторый предмет для продажи.
Проект Time/Bank, организованный e-flux совместно с фондом Stella Art Foundation, демонстрирует в галерее в Скарятинском «выставку», которая тоже не является традиционной выставкой, хотя и происходила в галерейном пространстве. Вся стена заклеена распечатанными на разноцветных листах офисной бумаги объявлениями: предложения услуг с сайта проекта Time/Bank. Длинный деревянный стол занимает все пространство галереи, тут же смонтирована кухня, функционирующая по своему прямому назначению. По правилам проекта, пообедав, вы оказываетесь в минусе на полчаса и в качестве оплаты слушаете лекцию.
В перечисленных выше проектах (список, конечно же, можно было бы продолжать) нет в первую очередь предмета искусства, произведения в его формальном качестве. Но также нет (или уже почти нет) художника и зрителя. Они могут меняться местами, меняться ролями или вообще становиться участниками процессуального искусства, которое производится всеми вместе. Нельзя, однако, сказать, что это совсем что-то новое в арт-практике; все это продолжение тех стратегий, которые распространены в современном искусстве с момента утверждения идеологии White Cube и являются примером политики институциональной критики последних двадцати лет. Но в отличие, например, от практик Ситуационистского интернационала и Коллективных действий (протекающих вне Белого куба) эти проекты происходят в рамках арт-индустрии, являются частью институциональной политики и в том числе выставочных практик. Подобные проекты достаточно широко распространены на международной арт-сцене как искусство некоммерческое и социально ориентированное, но в российском контексте оно начинает актуализироваться недавно.
Прибегнув к помощи довольно банальной аллегории, можно сказать, что любая выставка — это айсберг, большая часть которого (та, что скрыта под водой) является индустрией искусства, производящей выставки (эта часть в зоне видимости). Арт-индустрия — это работа арт-институций, кураторов, менеджеров, рабочих, арт-критиков, галеристов, в общем, всех механизмов индустрии. А теперь представьте, что этот айсберг взял и перевернулся, а потом еще раз, и еще, и стал таким ванькой-встанькой, который весело нам подмигивает, делая видимыми сами процессы производства искусства, противопоставляя административно-бюрократическим и коммерческим механизмам производства совместные действия бывших профессиональных художников, зрителей, арт-критиков, кураторов.
Такой образ возник у меня после того, как я посетила Time/Food в фонде Stella Art Foundation, где после изысканного обеда прослушала выступление Бориса Гройса в цикле лекций «Искусство и восстание». Борис Гройс, собственно, и выступил в роли того ваньки-встаньки, что лукаво все перевернул, сославшись на античные источники, то есть на диалоги Платона, на античную традицию симпозиумов, куда после обильного обеда приглашали играть флейтисток или рассуждать — философов. Взаимозаменяемость флейтистки и философа
Читать!
Страницы:
- 1
- 2
- Следующая »
КомментарииВсего:9
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452048
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343537
- 3. Норильск. Май 1269301
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897844
- 5. Закоротило 822373
- 6. Не может прожить без ирисок 783726
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760613
- 8. Коблы и малолетки 741596
- 9. Затворник. Но пятипалый 472585
- 10. ЖП и крепостное право 408150
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403862
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371119
вообще мне ситуация политическая складывающаяся сейчас нравится интересно наблюдать за всеми этими социально ориентированными искуйствами на полное бессилие их в полевых условиях так сказать) обнажается недееспособность всех этих кураторов, искусствоведов и прочих тетенек переформатировавшихся в соответствии с трендом на социально политическое искусство.
1. Все-таки не очень хорошо писать о выставках, на которых ты не была. Как минимум, на моей ты точно не была. Тем более обидно, что ты позволяешь себе редуцировать ее до уровня иллюстрации к твоей пока еще не очень внятной теории.
2. Выставочный формат своего проекта я сам ставлю под вопрос уже в вводном тексте-анонсе, в котором я утверждаю, что проект состоялся в формате фейсбука и для чего я делаю выставку, я сам не очень понимаю.
3. Мне кажется, есть разница между выставкой на Фабрике, в коммерческой галерее и богатом фонде. Хотя бы потому, что Фабрика и по форме и по своей сложной функции-месту не подходит под определение "белый куб", "стерильное выставочное пространство. Поэтому ставить в один ряд приведенные тобой примеры я бы не стал. К тому же я делал выставку на свои деньги и это не просто щедрость или глупость с моей стороны, а часть проекта. То есть все намного сложнее.
4. Ты не приводишь ни одного примера из творчества художников, которые действительно призывают к радикальному выходу из искусства и музейно-галерейного пространства ( кстати, по-моему, это не одно и то же), например, "Война", Арсений Жиляев, Денис Мустафин. В чем принципиальное отличие, к примеру, выставки "Пошел, куда пошел" под открытым небом от выставки в галерее? Или имеет ли какие-то особенности выставка Вики Ломаско на бульваре в сравнении с такой же выставкой в галерее или еще где-либо?
4. Предыдущий вопрос вообще, по-моему, сводит на нет пафос твоей статьи. Выставки существуют и вне институционального пространства. В итоге мы снова упираемся в дилемму авнагарда - автономия искусства или расстворение в жизни. Значит, вопрос надо ставить по-другому или задавать другие вопросы.
А пока - сядьте, соколы, орлами (ибо именно так, орлом сидючи, и продуцируется ваш бутафорский гавногард).
структурно ничего не поменялось