Борис Гройс, собственно, и выступил в роли ваньки-встаньки.

Оцените материал

Просмотров: 69341

Можно ли делать обычные выставки после опыта «Оккупай»?

Оксана Саркисян · 26/06/2012
Страницы:
 

И вот на наших глазах в движении «Оккупай» разворачивается культурная революция, о которой говорили сюрреалисты и ситуационисты. Вслед за тем, как это было в авангарде , в нем преодолевается установка на победу, и в результате движение «Оккупай» оказывается непобедимо. Протестующие заполняют собой улицы и площади городов, являя требования 99%. Вероятно, эта практика улично-публичной визуализации протеста, разворачивающегося в реальности социальных сетей, аналогична тому, как художники авангарда строили утопию новой жизни. Сам Борис Гройс выступил дважды: сначала он прочитал доклад в модной галерее в Скарятинском переулке, а через неделю на «ОккупайАбай». В этом жесте удвоения мне видятся не только стремление к демократизации искусства и выход за рамки арт-институций и индустрии. Это чудесное (термин сюрреалистической теории) преодоление границы между ними, образование коридора, по которому можно путешествовать в будущее, в новое искусство, которое должно прийти на смену старому современному искусству ХХ века. Но, оказывается, при этом не обязательно покидать арт-индустрию с ее выставками.

©  Открытая галерея

МишМаш. Геопсихоизометрическая экспертиза города: Москва

МишМаш. Геопсихоизометрическая экспертиза города: Москва

На улице, вне институций и выставок, художник — не художник. Или, вернее, все художники, и одновременно все зрители. Каждый сам делает плакат, с которым идет на демонстрацию, и переживание этого художественного самовыражения протеста изнутри него самого обладает особыми качествами сопричастности, вне остранения, производимого искусством. Профессиональные художники вливаются в протестное движение и оказываются, в принципе, неразличимы в нем, если, конечно, не создают своей политической ячейки, как, например, «Союз творческих работников», или не выносят на улицы саму выставку. Примерами последнего являются передвижная выставка-автобус в поддержку Pussy Riot, которая ездила по Садовому кольцу, серия выставок на «ОккупайАбай» и «ОккупайАрбат», которые также были организованы профессиональным куратором — работающей с активистским искусством Татьяной Волковой.

В результате оказывается, что в ситуации общественного протестного движения, где отсутствует деление на художника и зрителя, художник продолжает работать как художник, так как потенциально вся созданная им протестная продукция документирована, архивирована и может быть в дальнейшем представлена на выставке. То есть в любой момент может быть возвращена обратно в выставочное пространство. Так, Татьяна Волкова включает в свою выставку «Медиаактивизм» «новые работы» с протестных акций на Болотной площади и проспекте Сахарова. В ARTPLAY открывается выставка, посвященная протестному движению, но это не документация или описание акционистских действий, это непосредственно лозунги и транспаранты, которые выставляются как артефакты протестного движения. Они — подтверждение подлинности протеста, и организаторам «Вы нас даже не представляете» в ARTPLAY не важно авторство. Плакаты и лозунги с митингов приобретают качества музейной вещи в выставочном пространстве и начинают путешествовать с одной выставочной площадки на другую наподобие музейных шедевров. Проекты, выдержанные в жанре исторической музейной выставки, формируют историю протестного искусства, например, «Тишина — это смерть. Art. Project. Rock'n'roll. 1980—2010's».

©  Открытая галерея

МишМаш. Геопсихоизометрическая экспертиза города: Москва

МишМаш. Геопсихоизометрическая экспертиза города: Москва

В подобных выставочных практиках предмет искусства сохраняется, арт-индустрия производит его непосредственно из протестного движения. Но посмотрим другой пример телепортации с улицы на выставку. Интересен, на мой взгляд, опыт выставки «Центр протестных инициатив» художника Ивана Бражкина в галерее, которую открыл недавно Арсений Жиляев на «Фабрике». Выставка — в прямом смысле место сбора подписей под разного рода требованиями протестующих, петициями в поддержку политзаключенных и т.п. Поэтому выставка, напротив, не подразумевает предмета искусства, хотя стены выставочного пространства украшают транспаранты, которые я до этого видела на митингах, и распечатки информации о международном протестном движении из социальных сетей. Нужно также отметить, что эти лозунги изготовил и создал не художник Иван Бражкин — он их просто позаимствовал для инсталляции. Во время очередной демонстрации объекты-транспаранты снимались с выставки и использовались по назначению, а в выставочном зале время от времени происходили партийные заседания РСД, становясь частью художественного инвайронмента.

Той же логике взаимопроникновения институционального искусства и активизма подчинена, по замыслу куратора, экспозиция недавно открывшейся Берлинской биеннале. Но так как я не была на Берлинской биеннале, не могу с уверенностью сказать, к какому типу выставки ее можно отнести: это производство предмета из протестного движения или оккупация политическим инвайронментом выставочных залов? Вопрос тонкий и не только политический, но и эстетический; в характеристике выставочного пространства появляются некоторые нюансы. White Cube утрачивает модернистскую стерильность, поскольку любое выставочное пространство маркировано институционально, политически и экономически, включено в сложные профессиональные и социальные отношения.

©  Открытая галерея

МишМаш. Геопсихоизометрическая экспертиза города: Москва

МишМаш. Геопсихоизометрическая экспертиза города: Москва

Поэтому в первую очередь выставочное пространство сегодня существует как одна из форм публичного пространства, а уж потом как основа автономии искусства и механизм арт-индустрии. Выставочное пространство становится тем, что принято называть site-specific, и предполагает работу художника не с белого листа, а как организатора (или дезорганизатора) взаимодействия уже существующих в конкретном месте процессов. На первый план выходят нюансы — где, с кем, как договорились (это содержание, диктующее форму). Сегодня, на мой взгляд, не время компромиссных решений, но время искусства консенсуса. Задача: избежать компромисса (коррупции) и прийти к консенсусу (прямой демократии). Это будет современное искусство, если этические вопросы удалось поставить, решить и вывести в пространство репрезентации. Или выставочные ритуалы — когда связи между организационными вопросами, политикой, социальным контекстом (и т.п.) и экспозицией остаются непроявленными.

Не принципиально выяснение того, кто на кого влияет: выставочное пространство реагирует на изменения, которые происходят в обществе, или все же дело художественного авангарда не пропало даром. Сегодня процессуальность искусства — суть выставочного пространства. Речь уже не о хеппенинге, перформансе или инвайронменте, поскольку все эти практики — авторские, субъективные, а современные художники отказываются от прямого авторского высказывания, выступая организаторами процесса. Точно так же и сравнение сегодняшнего выхода на улицу арт-активизма со временем перестройки 80—90-х хромает. Тогда художники, сначала вышедшие на Арбат и в Измайловский парк, а потом эпатировавшие публику в масс-медиа, развивая жанр радикального акционизма, оставались в своей социальной роли художниками, визуализируя своим присутствием на улицах гласность. Художник в России, как известно, «поэт больше, чем поэт», а художник-абстракционист в советское время был разновидностью политического диссидента. Но сегодня уже совсем другая социокультурная ситуация и совсем другие художники.

В первую очередь они не художники, их идентификация описывается в спектре «прекаритет», «креативный класс», «интеллигенция», «феминистки», «марксисты», «анархисты» и т.п. Художник сегодня — лишь принадлежность к производству, приписка к цеху, а не политическая позиция. С другой стороны, если современный активизм наследует авангарду, то любой активист — художник. Таким образом, размывается понимание того, кто такой художник и что является искусством. Так, никто не сомневается в том, что Pussy Riot — жертвы политической репрессии, но в том, что их акции — это искусство, многие сомневаются.

©  Евгений Гурко / OpenSpace.ru

Time/food

Time/food

Я принадлежу к тем, что считает, что проект современного искусства долгого ХХ века приближается к концу, что мы находимся на пороге новых форм и общественных функций искусства. В этом свете Pussy Riot я вижу предвестниками нового искусства. Но также я думаю, что выставка — достаточно пластичная форма публичной коммуникации, и она может быть наполнена новым содержанием.

Закончить эту статью я хотела бы вопрошанием. Возможно ли сегодня говорить об актуальности выставки или она музеефицируется, становясь историческо-культурным ритуалом, архивной документацией, консервативным проектом, противоречащим авангардно ориентированным практикам искусства? Может ли сама выставка становиться тем уникальным предметом искусства, который может сопротивляться арт-рынку? Или же важнее то, что в ней акцентирована другая ее функция — социальная программа публичной практики?
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:9

  • Aleks Tarn· 2012-06-26 18:34:39
    Как все-таки хорошо, что людям, способным всерьез написать словосочетание "революционное творчество масс" дали наконец пинка под зад. Желаю им воспринять это как добрый хеппенинг.
  • Alexey Varsopko· 2012-06-26 20:10:28
    Московские критики постоянно подменяют российскую ситуацию московской (предполагаю, тоже не всей, а только части). Где еще в России современные художники участвуют в политической жизни, на улице?! А тут прямо уж "крах институтов", мама родная!.. Умоляю, поучитесь (не на семинарах западных кураторов) адекватности!
  • александр карелин· 2012-06-27 20:51:28
    простите но как вот эта хуйня на стене мишмаша двигает революцию?
    вообще мне ситуация политическая складывающаяся сейчас нравится интересно наблюдать за всеми этими социально ориентированными искуйствами на полное бессилие их в полевых условиях так сказать) обнажается недееспособность всех этих кураторов, искусствоведов и прочих тетенек переформатировавшихся в соответствии с трендом на социально политическое искусство.
  • miah_lokos· 2012-06-28 09:21:29
    Адон Тарницкий, единственный позитивный момент в закрытии ОС - то, что, наконец, прекратятся ваши гнусные комментарии. Вообще, по-хорошему нужно было бы подать на вас в суд в Израиле за расизм ( под который, например, гомофобия, тоже подпадает). Но мараться неохота. Хотя я на всякий случай скопировал особо выдающиеся ваши комменты и если вы очередной раз подадите свою слюнявую прозу на какую-нибудь премию, предадим огласке ваши истинные взгляды.
  • miah_lokos· 2012-06-28 09:50:04
    Оксана:
    1. Все-таки не очень хорошо писать о выставках, на которых ты не была. Как минимум, на моей ты точно не была. Тем более обидно, что ты позволяешь себе редуцировать ее до уровня иллюстрации к твоей пока еще не очень внятной теории.
    2. Выставочный формат своего проекта я сам ставлю под вопрос уже в вводном тексте-анонсе, в котором я утверждаю, что проект состоялся в формате фейсбука и для чего я делаю выставку, я сам не очень понимаю.
    3. Мне кажется, есть разница между выставкой на Фабрике, в коммерческой галерее и богатом фонде. Хотя бы потому, что Фабрика и по форме и по своей сложной функции-месту не подходит под определение "белый куб", "стерильное выставочное пространство. Поэтому ставить в один ряд приведенные тобой примеры я бы не стал. К тому же я делал выставку на свои деньги и это не просто щедрость или глупость с моей стороны, а часть проекта. То есть все намного сложнее.
    4. Ты не приводишь ни одного примера из творчества художников, которые действительно призывают к радикальному выходу из искусства и музейно-галерейного пространства ( кстати, по-моему, это не одно и то же), например, "Война", Арсений Жиляев, Денис Мустафин. В чем принципиальное отличие, к примеру, выставки "Пошел, куда пошел" под открытым небом от выставки в галерее? Или имеет ли какие-то особенности выставка Вики Ломаско на бульваре в сравнении с такой же выставкой в галерее или еще где-либо?
    4. Предыдущий вопрос вообще, по-моему, сводит на нет пафос твоей статьи. Выставки существуют и вне институционального пространства. В итоге мы снова упираемся в дилемму авнагарда - автономия искусства или расстворение в жизни. Значит, вопрос надо ставить по-другому или задавать другие вопросы.
  • Aleks Tarn· 2012-06-28 11:12:49
    Г-н сталинский Сокол (или Локус, или Форд-фокус, или как Вас там). Понятия не имею, кто Вы, откуда взялись и почему решили, что меня могут волновать Ваши дурацкие угрозы. Хотя факт копирования Вами моих комментариев обнадеживает: перечитывайте их почаще, авось поумнеете. Что касается моих взглядов, то для "предания их огласке" не требуются услуги убогих клоунов, коим Вы, видимо, являетесь. Свое мнение я всегда излагаю открыто, гласно, под своим собственным именем, в своих собственных книгах и статьях. Более того, с Божьей помощью, я намереваюсь поступать так же и в будущем, так что приготовьтесь копировать.
    А пока - сядьте, соколы, орлами (ибо именно так, орлом сидючи, и продуцируется ваш бутафорский гавногард).
  • miah_lokos· 2012-06-28 13:00:42
    Эка вас задело. Обгадились от страха. Аж здесь запахло.
  • Aleks Tarn· 2012-06-28 13:06:18
    Брысь, крыса.
  • Dmitriy Volodin· 2012-06-29 23:10:22
    корпоративный ребрендинг
    структурно ничего не поменялось
Все новости ›