Просмотров: 69341
Можно ли делать обычные выставки после опыта «Оккупай»?
Страницы:
И вот на наших глазах в движении «Оккупай» разворачивается культурная революция, о которой говорили сюрреалисты и ситуационисты. Вслед за тем, как это было в авангарде
Читать!
На улице, вне институций и выставок, художник — не художник. Или, вернее, все художники, и одновременно все зрители. Каждый сам делает плакат, с которым идет на демонстрацию, и переживание этого художественного самовыражения протеста изнутри него самого обладает особыми качествами сопричастности, вне остранения, производимого искусством. Профессиональные художники вливаются в протестное движение и оказываются, в принципе, неразличимы в нем, если, конечно, не создают своей политической ячейки, как, например, «Союз творческих работников», или не выносят на улицы саму выставку. Примерами последнего являются передвижная выставка-автобус в поддержку Pussy Riot, которая ездила по Садовому кольцу, серия выставок на «ОккупайАбай» и «ОккупайАрбат», которые также были организованы профессиональным куратором — работающей с активистским искусством Татьяной Волковой.
В результате оказывается, что в ситуации общественного протестного движения, где отсутствует деление на художника и зрителя, художник продолжает работать как художник, так как потенциально вся созданная им протестная продукция документирована, архивирована и может быть в дальнейшем представлена на выставке. То есть в любой момент может быть возвращена обратно в выставочное пространство. Так, Татьяна Волкова включает в свою выставку «Медиаактивизм» «новые работы» с протестных акций на Болотной площади и проспекте Сахарова. В ARTPLAY открывается выставка, посвященная протестному движению, но это не документация или описание акционистских действий, это непосредственно лозунги и транспаранты, которые выставляются как артефакты протестного движения. Они — подтверждение подлинности протеста, и организаторам «Вы нас даже не представляете» в ARTPLAY не важно авторство. Плакаты и лозунги с митингов приобретают качества музейной вещи в выставочном пространстве и начинают путешествовать с одной выставочной площадки на другую наподобие музейных шедевров. Проекты, выдержанные в жанре исторической музейной выставки, формируют историю протестного искусства, например, «Тишина — это смерть. Art. Project. Rock'n'roll. 1980—2010's».
В подобных выставочных практиках предмет искусства сохраняется, арт-индустрия производит его непосредственно из протестного движения. Но посмотрим другой пример телепортации с улицы на выставку. Интересен, на мой взгляд, опыт выставки «Центр протестных инициатив» художника Ивана Бражкина в галерее, которую открыл недавно Арсений Жиляев на «Фабрике». Выставка — в прямом смысле место сбора подписей под разного рода требованиями протестующих, петициями в поддержку политзаключенных и т.п. Поэтому выставка, напротив, не подразумевает предмета искусства, хотя стены выставочного пространства украшают транспаранты, которые я до этого видела на митингах, и распечатки информации о международном протестном движении из социальных сетей. Нужно также отметить, что эти лозунги изготовил и создал не художник Иван Бражкин — он их просто позаимствовал для инсталляции. Во время очередной демонстрации объекты-транспаранты снимались с выставки и использовались по назначению, а в выставочном зале время от времени происходили партийные заседания РСД, становясь частью художественного инвайронмента.
Той же логике взаимопроникновения институционального искусства и активизма подчинена, по замыслу куратора, экспозиция недавно открывшейся Берлинской биеннале. Но так как я не была на Берлинской биеннале, не могу с уверенностью сказать, к какому типу выставки ее можно отнести: это производство предмета из протестного движения или оккупация политическим инвайронментом выставочных залов? Вопрос тонкий и не только политический, но и эстетический; в характеристике выставочного пространства появляются некоторые нюансы. White Cube утрачивает модернистскую стерильность, поскольку любое выставочное пространство маркировано институционально, политически и экономически, включено в сложные профессиональные и социальные отношения.
Поэтому в первую очередь выставочное пространство сегодня существует как одна из форм публичного пространства, а уж потом как основа автономии искусства и механизм арт-индустрии. Выставочное пространство становится тем, что принято называть site-specific, и предполагает работу художника не с белого листа, а как организатора (или дезорганизатора) взаимодействия уже существующих в конкретном месте процессов. На первый план выходят нюансы — где, с кем, как договорились (это содержание, диктующее форму). Сегодня, на мой взгляд, не время компромиссных решений, но время искусства консенсуса. Задача: избежать компромисса (коррупции) и прийти к консенсусу (прямой демократии). Это будет современное искусство, если этические вопросы удалось поставить, решить и вывести в пространство репрезентации. Или выставочные ритуалы — когда связи между организационными вопросами, политикой, социальным контекстом (и т.п.) и экспозицией остаются непроявленными.
Не принципиально выяснение того, кто на кого влияет: выставочное пространство реагирует на изменения, которые происходят в обществе, или все же дело художественного авангарда не пропало даром. Сегодня процессуальность искусства — суть выставочного пространства. Речь уже не о хеппенинге, перформансе или инвайронменте, поскольку все эти практики — авторские, субъективные, а современные художники отказываются от прямого авторского высказывания, выступая организаторами процесса. Точно так же и сравнение сегодняшнего выхода на улицу арт-активизма со временем перестройки 80—90-х хромает. Тогда художники, сначала вышедшие на Арбат и в Измайловский парк, а потом эпатировавшие публику в масс-медиа, развивая жанр радикального акционизма, оставались в своей социальной роли художниками, визуализируя своим присутствием на улицах гласность. Художник в России, как известно, «поэт больше, чем поэт», а художник-абстракционист в советское время был разновидностью политического диссидента. Но сегодня уже совсем другая социокультурная ситуация и совсем другие художники.
В первую очередь они не художники, их идентификация описывается в спектре «прекаритет», «креативный класс», «интеллигенция», «феминистки», «марксисты», «анархисты» и т.п. Художник сегодня — лишь принадлежность к производству, приписка к цеху, а не политическая позиция. С другой стороны, если современный активизм наследует авангарду, то любой активист — художник. Таким образом, размывается понимание того, кто такой художник и что является искусством. Так, никто не сомневается в том, что Pussy Riot — жертвы политической репрессии, но в том, что их акции — это искусство, многие сомневаются.
Я принадлежу к тем, что считает, что проект современного искусства долгого ХХ века приближается к концу, что мы находимся на пороге новых форм и общественных функций искусства. В этом свете Pussy Riot я вижу предвестниками нового искусства. Но также я думаю, что выставка — достаточно пластичная форма публичной коммуникации, и она может быть наполнена новым содержанием.
Закончить эту статью я хотела бы вопрошанием. Возможно ли сегодня говорить об актуальности выставки или она
Читать!
Страницы:
КомментарииВсего:9
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451848
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343442
- 3. Норильск. Май 1268793
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897722
- 5. Закоротило 822181
- 6. Не может прожить без ирисок 782666
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759491
- 8. Коблы и малолетки 741048
- 9. Затворник. Но пятипалый 471658
- 10. ЖП и крепостное право 407982
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403272
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370670
вообще мне ситуация политическая складывающаяся сейчас нравится интересно наблюдать за всеми этими социально ориентированными искуйствами на полное бессилие их в полевых условиях так сказать) обнажается недееспособность всех этих кураторов, искусствоведов и прочих тетенек переформатировавшихся в соответствии с трендом на социально политическое искусство.
1. Все-таки не очень хорошо писать о выставках, на которых ты не была. Как минимум, на моей ты точно не была. Тем более обидно, что ты позволяешь себе редуцировать ее до уровня иллюстрации к твоей пока еще не очень внятной теории.
2. Выставочный формат своего проекта я сам ставлю под вопрос уже в вводном тексте-анонсе, в котором я утверждаю, что проект состоялся в формате фейсбука и для чего я делаю выставку, я сам не очень понимаю.
3. Мне кажется, есть разница между выставкой на Фабрике, в коммерческой галерее и богатом фонде. Хотя бы потому, что Фабрика и по форме и по своей сложной функции-месту не подходит под определение "белый куб", "стерильное выставочное пространство. Поэтому ставить в один ряд приведенные тобой примеры я бы не стал. К тому же я делал выставку на свои деньги и это не просто щедрость или глупость с моей стороны, а часть проекта. То есть все намного сложнее.
4. Ты не приводишь ни одного примера из творчества художников, которые действительно призывают к радикальному выходу из искусства и музейно-галерейного пространства ( кстати, по-моему, это не одно и то же), например, "Война", Арсений Жиляев, Денис Мустафин. В чем принципиальное отличие, к примеру, выставки "Пошел, куда пошел" под открытым небом от выставки в галерее? Или имеет ли какие-то особенности выставка Вики Ломаско на бульваре в сравнении с такой же выставкой в галерее или еще где-либо?
4. Предыдущий вопрос вообще, по-моему, сводит на нет пафос твоей статьи. Выставки существуют и вне институционального пространства. В итоге мы снова упираемся в дилемму авнагарда - автономия искусства или расстворение в жизни. Значит, вопрос надо ставить по-другому или задавать другие вопросы.
А пока - сядьте, соколы, орлами (ибо именно так, орлом сидючи, и продуцируется ваш бутафорский гавногард).
структурно ничего не поменялось